Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа
Цель работы: разработать методические рекомендации по проведениюучебных игр на уроках технологии в 5 классе (коррекционной) школы II вида.
Задачи работы:
1. проанализировать литературу по теме;
2. изучить опыт преподавания технологии в 5–ом классе коррекционной школы № 33;
3. разработать технологию применения учебной игры для учащихся 5 классов коррекционной школы.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Технологии активного обучения в учебном процессе
коррекционной школы………………………………………………...5
1.1 Игровые технологии в обучении…………………………………....5
1.2 Влияние игры на развитие подростка………………………………8
1.3 Учебная игра в процессе трудового обучения……………………..11
1.4 Психологические особенности слабослышащих детей…...………16
1.5 Особенности учебной игры в коррекционной школе
(II вида)………….………………………………………………………...41
Глава 2. Использование игр в обучении детей с нарушениями
слуха……………………………………………………………………...46
2.1 Особенности игр детей с нарушениями слуха ………………..…...46
2.2 Игровые технологии в обучении детей с нарушениями слуха….....47
2.3 Использование игровых технологий для контроля знаний
учащихся ……………………………………………………………...…..50
2.4 Примеры игровых технологий на уроке трудового обучения….…53
Глава 3. Методика использования игр на уроке технологии в
коррекционной школе II вида (5 класс)…………………………….
3.1 Введение……………………………………………………………..
3.2 Психологические особенности слабослышащих детей…………..
3.3 Игровые технологии в обучении……………………………………
3.4 Влияние игры на подростка………………………………………..
3.5 Особенности игр слабослышащих…………………………………..
3.6 Экономические аспекты проведения игр…………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..
В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.
Как показывают наблюдения, несмотря на важную роль игры для обогащения развития детей с нарушенным слухом, она не занимает надлежащего места в школьных учреждениях. Возможно, что причины кроются в следующем: а) незнание учителями особенностей игровой деятельности глухих и слабослышащих дошкольников; перенесение в детские сады для детей с нарушениями слуха способов руководства игрой, характерных для массовых учреждений; б) трудности общения в процессе игр с детьми с низким уровнем речевого развития; в) отношение к игре со стороны сурдопедагогов как к второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия.
Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.
Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, включающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с развернутой речью к концу дошкольного периода появляется сюжетная игра. [21]
Трудности спонтанного развития игровой деятельности обусловливают необходимость специального методического руководства:
- учебная игра в коррекционной школе приобретает огромное значение, так как обладает рядом преимуществ по сравнению с аналогичными методами;
- учебная игра позволяет активизировать учащихся, что особенно значимо для слабослышащих детей, испытывающих проблемы в общении;
- учебная игра позволяет работать в команде, что также важно для таких детей;
- учебная игра позволяет анализировать свои действия и обсуждать их, что важно для детей, имеющих проблемы с речью;
- учебная игра стимулирует взаимодействие учителя и учащихся, что способствует созданию хорошего психологического климата;
- ребенок, участвующий в игре, получает возможность оценить себя, продумать свои достижения и успехи товарищей;
- учащийся имеет возможность получить быстрый результат и определить перспективы.
Таким
образом, игровые технологии обладают
рядом преимуществ, и могут стать
для учащихся коррекционных школ средством
социализации.
Выводы по главе 1
1. Школа для глухих и слабослышащих детей имеет свою специфику, вытекающую из психологических особенностей таких детей.
2.
Психологические особенности
3.
Игровые технологии в
Глава 2. Использование игр в обучении детей с нарушениями
слуха
2.1
Особенности игр
детей с нарушениями
слуха
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего ребенка, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.
При правильном и последовательном руководстве учителя игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития слабослышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.
В процессе игры ученики вступают в контакт, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.
Дети стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. В процессе действий с предметами наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения.
Игры слабослышащих учащихся дольше, чем у слышащих сверстников. Слабослышащие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия отражают в играх детально. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше, однако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверстников.
Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр.
Во
время прохождения практики в
коррекционной школе № 33 выяснилось,
что игровые технологии на уроках трудового
обучения не используются.
2.2
Игровые технологии
в обучении детей с нарушениями
слуха
Для обучения детей на уроках трудового обучения могут применяться игровые технологии, о преимуществах которых мы рассказали в предыдущей главе. Рассмотрим план–конспект урока с применением игровых технологий.
Тема урока «Приготовление бутербродов».
Цель урока: дети умеют готовить бутерброд.
Тип урока – комбинированный.
Задачи урока:
- образовательная: сформировать систему знаний о здоровом питании.
- коррекционно-развивающая: научить анализировать свои действия, работать в команде, развить любознательность.
- воспитывающая: воспитать терпимость, уважение интересов друг друга.
Оборудование урока: предметы сервировки стола, (возможно применение компьютера).
1) Организационный этап.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.
Содержание этапа (возможные варианты):
по звонку занять свое место;
взаимное приветствие;
рапорт дежурного, определение отсутствующих;
запись числа;
настрой учащихся на работу, организация внимания;
проверка готовности к уроку (рабочие место, внешний вид);
сообщение темы и цели урока.
2) Проверка домашнего задания.
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос с вызовом к доске;
фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
индивидуальный письменный опрос;
уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
практическая работа;
программированный контроль;
проверка тетрадей;
технические средства обучения.
3)
Подготовка учащихся к
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Ввод нового понятия возможен разными способами: загадка, ребус, кроссворд.
Игра "Бутерброд".
словарная работа (связь с новым материалом);
4) Сообщение нового материала.
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопрсе. Сообщение нового материала возможно:
В ходе всего урока учителю постоянно надо обращать внимание на то, как слышит ребенок, предлагаемый ему речевой материал. В противном случае некоторые задания могут остаться просто им непонятыми, что приведет к пробелу в знаниях.
При ознакомлении слабослышащего ребенка с новым словом важно обеспечить его полноценное восприятие. Это достигается за счет достаточно громкого и отчетливого произнесения слова. [17]
5) Игра.
Сценарий игры.
Подготовительный этап.
Вместе с учащимися учитель готовит материал для урока. «Ребята мы сегодня будем готовить бутерброды. Давайте выясним, что означает это слово.
По определению, бутерброд – это ломтик хлеба с маслом, сыром или колбасой. А это полезно? А могут ли бутерброды быть полезными? Сейчас я раздам вам листочки и будем играть в эстафету. Выигрывает та команда, которая предложит как можно больше вариантов бутерброда. Все передают друг другу листочек. На игру отводится 5 минут. А теперь внимание на компьютеры. Посмотрите, сколько представлено продуктов. Из чего можно сделать бутерброд. Придумайте слова, которыми можно охарактеризовать вкус бутерброда. Теперь будем готовить один большой настоящий бутерброд на команду. У кого получилось вкуснее? Оцените работу свою и товарищей.
6) Подведение итогов.
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
Вопросы на понимание изученного материала, разбор и запись домашнего задания.
Вопросы к итоговой части:
Понравился ли вам урок?
Будете ли вы применять полученные знания?
Чья работа была лучшей?
Кто был самым активным?
Вместе
выставляем оценки.
2.3Использование
игровых технологий
для контроля знаний
учащихся
Рассмотрим применение игровых технологий для контроля знаний учащихся.
При изучении темы « ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ» учащимся можно предложить ответить на следующие вопросы:
1. Выбери правильные советы для тех, кто склонен к полноте: