Разработка методических рекомендаций по проведению учебных игр на уроках технологии в 5 классе коррекционной школы (II вида)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать методические рекомендации по проведениюучебных игр на уроках технологии в 5 классе (коррекционной) школы II вида.
Задачи работы:
1. проанализировать литературу по теме;
2. изучить опыт преподавания технологии в 5–ом классе коррекционной школы № 33;
3. разработать технологию применения учебной игры для учащихся 5 классов коррекционной школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Технологии активного обучения в учебном процессе
коррекционной школы………………………………………………...5
1.1 Игровые технологии в обучении…………………………………....5
1.2 Влияние игры на развитие подростка………………………………8
1.3 Учебная игра в процессе трудового обучения……………………..11
1.4 Психологические особенности слабослышащих детей…...………16
1.5 Особенности учебной игры в коррекционной школе
(II вида)………….………………………………………………………...41
Глава 2. Использование игр в обучении детей с нарушениями
слуха……………………………………………………………………...46
2.1 Особенности игр детей с нарушениями слуха ………………..…...46
2.2 Игровые технологии в обучении детей с нарушениями слуха….....47
2.3 Использование игровых технологий для контроля знаний
учащихся ……………………………………………………………...…..50
2.4 Примеры игровых технологий на уроке трудового обучения….…53
Глава 3. Методика использования игр на уроке технологии в
коррекционной школе II вида (5 класс)…………………………….
3.1 Введение……………………………………………………………..
3.2 Психологические особенности слабослышащих детей…………..
3.3 Игровые технологии в обучении……………………………………
3.4 Влияние игры на подростка………………………………………..
3.5 Особенности игр слабослышащих…………………………………..
3.6 Экономические аспекты проведения игр…………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

      а) ограничить количество острых закусок, пряностей и специй,

      б) готовить вкусные, ароматные жареные  блюда,

      в) отваривать мясо и рыбу,

      г) включать в рацион больше сладких  блюд,

      д) меньше двигаться,

      е) делать зарядку,

      ж) соблюдать режим питания,

      з) иметь силу воли. 

      2. Выбери правильные ответы: 

      Чтобы похудеть, в твоем рационе должны быть:

      а) пирожные,   г) фрукты,       е) соки,

      б) сладкие блюда,  д) отварное нежирное мясо,    ж) жирная пища.

      в) овощи, 

      БУТЕРБРОДЫ, БЛЮДА ИЗ ЯИЦ

      Выбери  правильные ответы: 

      1. Требования к приготовлению блюд из яиц:

      а) яйца промывают в растворе питьевой соды,

      б) яйца хранят в холодильнике,

      в) соблюдают режим тепловой обработки,

      г) для взбивания используют глубокую посуду из фарфора, стекла или нержавеющей  стали,

      д) проверяют доброкачественность  яиц,

      е) яйца не моют. 

      2. Требования к качеству готовых  бутербродов:

      а) готовить бутерброды перед подачей  на стол,

      б) продукты должны быть свежими,

      в) хлеб и булка должны быть свежими,

      г) хлеб должен быть нарезан тонко,

      д) хлеб полностью покрыт продуктами,

      е) хлеб и булка должны быть не очень  свежими. 

      3. Свежесть яйца можно определить при помощи:

      а) овоскопа,     б) соленой воды,    в) вращением, г) на просвет. 
 

      ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ

      Выбери  правильные ответы: 

      1. Требования к качеству горячих напитков:

      а) напитки готовят перед употреблением,

      б) чайную заварку используют в течение  дня,

      в) цвет чая должен быть красно-коричневым или зеленоватым,

      г) готовый кофе должен быть горячим или холодным, но не теплым,

      д) напитки должны быть прозрачными. 

      2.   Сорта чая:

      а) черный,

      б) коричневый,

      в) зеленый,

      г) желтый,

      д) красный. 

      3.  Дополни схему приготовления  чая:

      а) вскипятить воду и ополоснуть …

      б) всыпать в заварочный чайник чай и залить его кипятком на … объема чайника,

      в) дать чаю настояться минут пять, и долить чайник …

      г) налить заваренный чай в чашку  или стакан на 1/3 объема и долить кипятком

      д) подать на стол налитый чай и сахар. К чаю можно подать … 
 

      К теме «Бутерброды» можно предложить следующие вопросы: 

      1.        Едят бутерброды:

      а) закусочный –  шпажкой,

      б) горячий – ______________________

      в) простой – _____________________ 

      2.        Для бутербродов используют следующие продукты:

      а) булку,              г)    ж) икра.

      б)      д)

      в)      е) 
 
 

      2.4 Примеры игровых  технологий на  уроке трудового обучения

      Обязательны игровые моменты не обучающего характера  для переключения внимания и снятия напряжения. Их эффективней всего применять в начальных классах, но возможно и пятом, так как дети ещё только перешли на более высокую ступень обучения. В связи с этим требования к ним повысились, от чего у них быстро наступает утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет снять напряжение, и дети смогут более продуктивно работать дальше. Например, при изучении темы «Изготовление фартука, пооперационная обработка» в пятом классе напряжение детей очень большое, так как они стараются выполнить ровные строчки, но это им ещё плохо удаётся из-за того, что  у детей ещё нет навыка работы на швейной машине. В качестве игрового момента можно использовать такую физминутку:

      Поднимайте  плечики,

      Прыгайте, кузнечики.

      Прыг-скок, прыг-скок.

      Сели, травку покушали,

      Тишину  послушали.

      Тихо, тихо высоко

      Прыгай  на носках легко.

 

      Данная  игра может быть проведена и на другом тематическом материале, количество табличек может быть увеличено по усмотрению педагога.

      Детали  швейной машины.

      Цели: расширять словарь, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.

      Оборудование: швейная машина, десять карточек, которые  можно наклеивать с написанными  на них деталями швейной машинки (например: задвижная пластина, лапка прижимная, рукав).

      Ход игры

      Ученик  сидит за швейной машинкой. Перед  ним лежат карточки, на которых написаны названия детали швейной машины. Педагог говорит: «Будем играть», показывает карточку и спрашивает: «Где на швейной машине находится эта деталь?» Ребенок берёт карточку и наклеивает её на нужную часть швейной машины. Затем педагог может указать на конкретную деталь в швейной машине и по просить найти название детали на  карточке. «Как называется эта деталь?» Ребенок должен найти соответствующую карточку, прочитать её и наклеить на швейную машинку.

«Кто  быстрее!»

Цели: развивать  слуховое восприятие на материале занятия; расширять словарь учащихся; развивать внимание, память; развивать навыки правильного звукопроизношения.

Оборудование: «Беговая дорожка», фишка, таблички с  цифрами.

Можно использовать после изучения тем  «кулинария», «материаловедение» и др.

      Ход игры.

Дети  получают  по 1 набору для игры, в  него входят:

  1. «Беговая дорожка» ( см. приложение1)
  2. Фишка ( пуговица, копейка, бочонок из «лото» и прочее)
  3. Таблички с цифрами ( см. приложение1)

Учитель просит их установить фишки на  «СТАРТ»  и начинает задавать вопросы. Это своеобразный тест с предложенными вариантами ответа.  Например:

Вопрос  №1.  Как называется деталь швейной  машины, расположенная на платформе под иглой?

  1. прижимная лапка
  2. игольная пластина
  3. нитепритягиватель

Вопрос  №2. Часть строчки между двумя проколами иглы на лицевой?

стороне материала.

  1. строчка
  2. стежок
  3. длина стежка

Вопрос  №3. Ряд повторяющихся стежков на ткани?

  1. стежок
  2. строчка
  3. длина стежка

Вопрос  №4. Расстояние между началом и  концом стежка?

    1. строчка
    2. стежок
    3. длина стежка

Вопрос  № 5. Предназначен для предохранения пальца от укола при проталкивания иглы в ткань?

  1. напёрсток
  2. ножницы
  3. булавки

Вопрос  № 6. Прикрепить фурнитуру, отделку  на изделие стежками постоянного назначения?

  1. заметать
  2. пришить
  3. наметать

Вопрос  № 7. Временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками?

  1. сметать
  2. наметать
  3. приметать

Вопрос  № 8. Временно соединить две или  несколько деталей по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками?

  1. наметать
  2. сметать
  3. пришить

Вопрос  № 9. Соединить мелкую деталь с крупной ли не основную деталь с основной?

  1. пришить
  2. приметать
  3. сметать

Вопрос  № 10. Временно закрепить подогнутые края детали, складки?

  1. приметать
  2. заметать
  3. сметать
 

Ребята  должны поднять табличку с правильным номером и проговорить ответ.

После того, как все таблички подняты учитель предлагает тем, кто поднял правильную табличку передвинуть фишку на шаг вперед. Ну и так далее… до финиша. Дойдя до 10 ответа,  учащиеся сами определяют свой результат. (Приложение1) 
 
 
 

«Юные мастерицы»

Цель: выявление  знаний учащихся, полученных на уроках технологии в 5 кл.

Ход игры.

Учащиеся  делятся на 2 команды. За ответы на вопросы  присуждается по 2 очка. Побеждает та команда, которая набирает большее  количество очков.

1. Задание: нарисовать эскиз фартука.

Оборудование: бумага, карандаши.

2. Задание: ответить на предложенные вопросы:

1 команда

  1. Хомут с винтом, служащий для закрепления машинной иглы? (иглодержатель)
  2. Устройство для проводки нитки к рабочим органам швейной машины? (нитенаправитель)
  3. Самая толстая часть швейной машины? (стойка)
  4. Металлическая или пластмассовая катушка для намотки ниток? (шпулька)

2 команда

  1. Деталь швейной машины, регулирующая движения иглы? (игловодитель)
  2. Устройство для продвижения ткани? (рейка)
  3. Часть механизма продвижения ткани? (лапка)
  4. Рабочий орган швейной машины, осуществляющий переплетение верхней и нижней ниток? (челнок)

В случаях  затруднения в ответах помогает другая команда или учитель.

Побеждает та команда, которая набирает большее  кол-во очков.

     После проведения игры важно закрепить  полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. 
     

      Таким образом, такие творческие задания  направлены на развитие интереса учащихся, закрепление их знаний, развитие личности ребёнка, определения дальнейших перспектив.

 

       Выводы по главе 2 

      В коррекционной школе такие игры имеют свою специфику в организации. Так, на их проведение требуется больше времени, учащихся необходимо проинструктировать более тщательно, ход игры должен объясняться на каждом этапе его проведения.

      Предложенные  нами игры направлены на развитие самостоятельности учащихся, их речи, умения анализировать свои действия.

      Игровые технологии в коррекционной школе  имеют свою специфику, заключающуюся  в большей практической направленности обучения, значении инструктирования участников, и речевом сопровождении каждого действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Разработка методических рекомендаций по проведению учебных игр на уроках технологии в 5 классе коррекционной школы (II вида)