Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа
Цель работы: разработать методические рекомендации по проведениюучебных игр на уроках технологии в 5 классе (коррекционной) школы II вида.
Задачи работы:
1. проанализировать литературу по теме;
2. изучить опыт преподавания технологии в 5–ом классе коррекционной школы № 33;
3. разработать технологию применения учебной игры для учащихся 5 классов коррекционной школы.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Технологии активного обучения в учебном процессе
коррекционной школы………………………………………………...5
1.1 Игровые технологии в обучении…………………………………....5
1.2 Влияние игры на развитие подростка………………………………8
1.3 Учебная игра в процессе трудового обучения……………………..11
1.4 Психологические особенности слабослышащих детей…...………16
1.5 Особенности учебной игры в коррекционной школе
(II вида)………….………………………………………………………...41
Глава 2. Использование игр в обучении детей с нарушениями
слуха……………………………………………………………………...46
2.1 Особенности игр детей с нарушениями слуха ………………..…...46
2.2 Игровые технологии в обучении детей с нарушениями слуха….....47
2.3 Использование игровых технологий для контроля знаний
учащихся ……………………………………………………………...…..50
2.4 Примеры игровых технологий на уроке трудового обучения….…53
Глава 3. Методика использования игр на уроке технологии в
коррекционной школе II вида (5 класс)…………………………….
3.1 Введение……………………………………………………………..
3.2 Психологические особенности слабослышащих детей…………..
3.3 Игровые технологии в обучении……………………………………
3.4 Влияние игры на подростка………………………………………..
3.5 Особенности игр слабослышащих…………………………………..
3.6 Экономические аспекты проведения игр…………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………
Глава 1. Технологии активного обучения в учебном процессе
коррекционной школы………………………………………………...5
1.1 Игровые технологии в обучении…………………………………....5
1.2
Влияние игры на развитие
1.3 Учебная игра в процессе трудового обучения……………………..11
1.4 Психологические особенности слабослышащих детей…...………16
1.5 Особенности учебной игры в коррекционной школе
(II
вида)………….……………………………………………………
Глава 2. Использование игр в обучении детей с нарушениями
слуха…………………………………………………………………
2.1 Особенности игр детей с нарушениями слуха ………………..…...46
2.2
Игровые технологии в обучении
детей с нарушениями слуха…....
2.3
Использование игровых
учащихся
……………………………………………………………...…..
2.4 Примеры игровых технологий на уроке трудового обучения….…53
Глава 3. Методика использования игр на уроке технологии в
коррекционной школе II вида (5 класс)…………………………….
3.1
Введение…………………………………………………………
3.2 Психологические особенности слабослышащих детей…………..
3.3 Игровые технологии в обучении……………………………………
3.4 Влияние игры на подростка………………………………………..
3.5 Особенности игр слабослышащих…………………………………..
3.6 Экономические аспекты проведения игр…………………………..
Заключение……………………………………
Список
используемой литературы……………………………………..
Введение
В нашей стране наряду с общеобразовательными школами имеются специальные школы для детей с отклонениями в развитии, в частности, для детей с нарушениями слуха. Дети с нарушениями слуха обучаются в двух разных типах школ: 1) школа для глухих и 2) школа для слабослышащих и позднооглохших.
Проблема обучения слабослышащих детей является особенно актуальной, так как такие дети являются полноценными членами общества, и, чем более комфортно они будут чувствовать себя в этом обществе, тем общество станет более цивилизованным.
Коррекционные
школы различаются в
Цель работы: разработать методические рекомендации по проведениюучебных игр на уроках технологии в 5 классе (коррекционной) школы II вида.
Задачи работы:
1.
проанализировать литературу
2.
изучить опыт преподавания
3.
разработать технологию
В работе использовались следующие методы: изучение и анализ литературы, наблюдение.
Данная
работа состоит из введения, трёх глав
и заключения. В первой главе рассматриваются
технологии активного обучения в коррекционных
школах. Во второй главе мы рассматриваем
игру
как элемент обучения и контроля знаний
учащихся. В третьей главе даны рекомендации
к проведению урока с помощью игры, что
может существенно помочь студенту на
практике в школе.
Глава
1. Технологии активного
обучения в учебном
процессе коррекционной
школы
Технология-( от греч. techne- искусство, мастерство, умение и …логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки- выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. [14]
По мнению В.П. Беспалько « педагогическая технология- это содержательная техника реализации учебного процесса». [11]
На наш взгляд, технология- это не только содержательная техника, но и организация обучения.
И.П.Волков считает, что педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Технология включает весь процесс обучения, включая все его компоненты.
В.М.Монахов
считает, что «педагогическая
Для нас значимо то, что автор выделил комфортные условия в качестве составляющих педагогической технологии.
По мнению Г.К.Селевко « педагогическая технология- система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам». [11]
Игровая технология относится к разряду педагогических т.к. отвечает всем требованиям предъявляемым к педагогическим технологиям.
Игру как метод обучения и воспитания использовали с самых древнейших времен.
В настоящее время игра используется в школьной педагогике с различной целью: для пополнения и углубления знаний; контроля знаний; осуществления взаимосвязи теории и практики.
По мнению большинства, ученых активное обучение является инструментом прочного усвоения знаний, формирования компетентности.
Технология проведения учебной игры.
Игровая технология имеет следующие педагогические возможности:
а) повышение у учащихся интереса к учебным занятиям в целом и к тем социально-экономическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игры;
б) рост познавательной активности учащихся в процессе обучения, что позволяет им получать и усваивать большее количество информации, освоенной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре;
в) приобретение участниками игры опыта принятия ответственных решений в сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;
г) улучшение отношений, приводящее к сотрудничеству между участниками игры и их учителями;
д) повышение самооценки участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности;
е)
изменение отношения к
ж) развитие социальной адаптивности учащихся.
Что же касается тех возможностей, которые открываются перед учителями, организующими и проводящими разнообразные игры, то здесь следует отметить:
а) возможность накопления нового дидактического опыта, в том числе и принципиально отличающегося от того, что был в его профессиональном арсенале до начала использования игровой технологии;
б) более реалистическое понимание своих возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение её эффективности в силу того, что учитель в большей мере опирается на свои природные способности, стремится максимально выразить свою личность в ходе общения с учащимися;
в) более глубокую и разностороннюю диагностику учащихся, открывающиеся возможности реальной реализации индивидуальных особенностей студентов. [8]
г) возможность комплексного использования технологий.
Что же касается воспитательной деятельности, то без использования игровой технологии поставить её на должный уровень в современных условиях не предоставляется возможным. Именно в игре обучаемый готов осваивать окружающий мир, его нормы и требования, но только не прямым назиданием и призывами, а естественным путём, так как игра, участие в игровом процессе являются потребностью любого возраста.
Свободная деятельность, осуществляемая в ходе игры, располагает к свободному восприятию информации.
Игра позволяет раскрытию своего «Я».
Игровая технология позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывать точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности.
Таким
образом, игровую технологию следует
рассматривать как
1.2Влияние
игры на развитие
подростка
У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.
Учёба в школе занимает большое место в жизни подростка. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.
Важным стимулом к учению является притязание на признание среди сверстников. Овладение учебным материалом требует от подростков высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик, и большую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного.
Большое значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.
В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, он может действовать в логике рассуждения.
Обсуждая
особенности учебной
Для подведения их к более высокой ступени развития мышления необходимо использовать развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе.
И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. [12]