Разработка методических рекомендаций по проведению учебных игр на уроках технологии в 5 классе коррекционной школы (II вида)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать методические рекомендации по проведениюучебных игр на уроках технологии в 5 классе (коррекционной) школы II вида.
Задачи работы:
1. проанализировать литературу по теме;
2. изучить опыт преподавания технологии в 5–ом классе коррекционной школы № 33;
3. разработать технологию применения учебной игры для учащихся 5 классов коррекционной школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Технологии активного обучения в учебном процессе
коррекционной школы………………………………………………...5
1.1 Игровые технологии в обучении…………………………………....5
1.2 Влияние игры на развитие подростка………………………………8
1.3 Учебная игра в процессе трудового обучения……………………..11
1.4 Психологические особенности слабослышащих детей…...………16
1.5 Особенности учебной игры в коррекционной школе
(II вида)………….………………………………………………………...41
Глава 2. Использование игр в обучении детей с нарушениями
слуха……………………………………………………………………...46
2.1 Особенности игр детей с нарушениями слуха ………………..…...46
2.2 Игровые технологии в обучении детей с нарушениями слуха….....47
2.3 Использование игровых технологий для контроля знаний
учащихся ……………………………………………………………...…..50
2.4 Примеры игровых технологий на уроке трудового обучения….…53
Глава 3. Методика использования игр на уроке технологии в
коррекционной школе II вида (5 класс)…………………………….
3.1 Введение……………………………………………………………..
3.2 Психологические особенности слабослышащих детей…………..
3.3 Игровые технологии в обучении……………………………………
3.4 Влияние игры на подростка………………………………………..
3.5 Особенности игр слабослышащих…………………………………..
3.6 Экономические аспекты проведения игр…………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

      Введение………………………………………………………………….3

      Глава 1. Технологии активного  обучения в учебном  процессе

      коррекционной школы………………………………………………...5

      1.1 Игровые технологии в обучении…………………………………....5

      1.2 Влияние игры на развитие подростка………………………………8

      1.3 Учебная игра в процессе трудового обучения……………………..11

      1.4 Психологические особенности слабослышащих детей…...………16

      1.5 Особенности учебной игры в  коррекционной школе

      (II вида)………….………………………………………………………...41 

      Глава 2. Использование игр в обучении детей с нарушениями

        слуха……………………………………………………………………...46

      2.1 Особенности  игр детей с нарушениями слуха ………………..…...46

      2.2 Игровые технологии в обучении  детей с нарушениями слуха….....47

      2.3 Использование игровых технологий  для контроля знаний

      учащихся  ……………………………………………………………...…..50

      2.4 Примеры игровых технологий на  уроке трудового обучения….…53

          Глава 3. Методика использования игр на уроке технологии в

          коррекционной школе II вида (5 класс)…………………………….

      3.1 Введение……………………………………………………………..

          3.2 Психологические особенности  слабослышащих детей…………..

          3.3 Игровые технологии в обучении……………………………………

           3.4 Влияние игры на подростка………………………………………..

          3.5 Особенности игр слабослышащих…………………………………..

          3.6 Экономические аспекты проведения игр…………………………..

      Заключение………………………………………………………………

      Список  используемой литературы…………………………………….. 

      Введение 

      В нашей стране наряду с общеобразовательными школами имеются специальные  школы для детей с отклонениями в развитии, в частности, для детей с нарушениями слуха. Дети с нарушениями слуха обучаются в двух разных типах школ: 1) школа для глухих и 2) школа для слабослышащих и позднооглохших.

      Проблема  обучения слабослышащих детей является особенно актуальной, так как  такие дети являются полноценными членами общества, и, чем более комфортно они будут чувствовать себя в этом обществе, тем общество станет более цивилизованным.

      Коррекционные школы различаются в зависимости  от  того отклонения, которое имеют учащиеся. Такие дети определяют специфику обучения, так как требуют особого подхода и выработки определенных технологий обучения. Они нуждаются в реабилитации, которая может стать для них средством социализации. Технология является тем предметом, который имеет большое значение для слабослышащих детей.

      Цель  работы: разработать методические рекомендации по проведениюучебных игр на уроках технологии в 5 классе (коррекционной) школы II вида.

      Задачи  работы:

      1. проанализировать литературу по  теме;

      2. изучить опыт преподавания технологии в 5–ом классе коррекционной школы № 33;

      3. разработать технологию применения  учебной игры для учащихся 5 классов  коррекционной школы.

      В работе использовались следующие методы: изучение и анализ литературы, наблюдение.

      Данная  работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе рассматриваются технологии активного обучения в коррекционных школах. Во второй главе мы рассматриваем игру  
как элемент обучения и контроля знаний учащихся. В третьей главе даны рекомендации к проведению урока с помощью игры, что может существенно помочь студенту на практике в школе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Технологии активного  обучения в учебном  процессе коррекционной  школы 

      
    1. Игровые технологии в обучении
 

      Технология-( от греч. techne- искусство, мастерство, умение и …логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки- выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. [14]

      По  мнению В.П. Беспалько « педагогическая технология- это содержательная техника реализации учебного процесса». [11]

      На  наш взгляд, технология- это не только содержательная техника, но и организация  обучения.

      И.П.Волков считает, что педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

      Технология  включает весь процесс обучения, включая все его компоненты.

      В.М.Монахов  считает, что «педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». [11]

      Для нас значимо то, что автор выделил  комфортные условия в качестве составляющих педагогической технологии.

      По  мнению Г.К.Селевко « педагогическая технология- система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам». [11]

      Игровая технология относится к разряду  педагогических т.к. отвечает всем требованиям  предъявляемым к педагогическим технологиям.

      Игру  как метод обучения и воспитания использовали с самых древнейших времен.

      В настоящее время игра используется в школьной педагогике с различной целью: для пополнения и углубления знаний; контроля знаний; осуществления взаимосвязи теории и практики.

      По  мнению большинства, ученых активное обучение является инструментом прочного усвоения знаний, формирования компетентности.

      Технология  проведения учебной игры.

      Игровая технология имеет следующие педагогические возможности:

      а) повышение у учащихся интереса к учебным занятиям в целом и к тем социально-экономическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игры;

      б) рост познавательной активности учащихся в процессе обучения, что позволяет  им получать и усваивать большее  количество информации, освоенной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре;

      в) приобретение участниками игры опыта  принятия ответственных решений в сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;

      г) улучшение отношений, приводящее к сотрудничеству между участниками игры и их учителями;

      д) повышение самооценки участников игры, так как у них появляется возможность  от слов перейти к конкретному  делу и проверить свои способности;

      е) изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестностью;

      ж) развитие социальной адаптивности учащихся.

      Что же касается тех возможностей, которые  открываются перед учителями, организующими и проводящими разнообразные игры, то здесь следует отметить:

      а) возможность накопления нового дидактического опыта, в том числе и принципиально отличающегося от того, что был в его профессиональном арсенале до начала использования игровой технологии;

      б) более реалистическое понимание  своих возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение её эффективности в силу того, что учитель в большей мере опирается на свои природные способности, стремится максимально выразить свою личность в ходе общения с учащимися;

      в) более глубокую и разностороннюю диагностику учащихся, открывающиеся возможности реальной реализации индивидуальных особенностей студентов. [8]

      г) возможность комплексного использования  технологий.

      Что же касается воспитательной деятельности, то без использования игровой  технологии поставить её на должный уровень в современных условиях не предоставляется возможным. Именно в игре обучаемый готов осваивать окружающий мир, его нормы и требования, но только не прямым назиданием и призывами, а естественным путём, так как игра,  участие в игровом процессе являются потребностью любого возраста.

      Свободная деятельность, осуществляемая в ходе игры, располагает к свободному восприятию информации.

      Игра  позволяет раскрытию своего «Я».

      Игровая технология позволяет приобретать  навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывать точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности.

      Таким образом, игровую технологию следует  рассматривать как самостоятельную педагогическую ценность, видеть в ней эффективную школу жизни и максимально использовать её педагогические возможности. 
 
 

      1.2Влияние  игры на развитие  подростка 

      У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.

      Учёба в школе занимает большое место  в жизни подростка. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.

      Важным  стимулом к учению является притязание на признание среди сверстников. Овладение учебным материалом требует  от подростков высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик, и большую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного.

      Большое значение приобретает теоретическое  мышление, способность устанавливать  максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.

      В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже  может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, он может действовать в логике рассуждения.

      Обсуждая  особенности учебной деятельности в отрочестве, мы брали предметом  анализа возможности этого возраста верхнюю планку развития мышления. Однако в действительности многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного мышления.

      Для подведения их к более высокой  ступени развития мышления необходимо использовать развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе.

      И.М. Сеченов доказал, что игровые  переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. [12]

Информация о работе Разработка методических рекомендаций по проведению учебных игр на уроках технологии в 5 классе коррекционной школы (II вида)