Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа
Цель исследования - изучить особенности профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить формы и методы работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов, по организации эффективного взаимодействия с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
2.1 Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа
2.2 Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Выводы по второй главе
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Каждый отдельный человек — онтогенетически развивающееся существо. Это развитие, в случае нормального генотипа, помимо определяющего воздействия семьи обусловлено еще и социальной ситуацией развития народности. Внутренняя позиция самого развивающегося субъекта также определяет его перспективы как личности.
Дети 26 народностей Севера нашей страны живут в особых условиях. Многие их родители или родственники занимаются исконной деятельностью: охотой, рыбной ловлей, оленеводством, которая в нашей стране стала профессией и одновременно сохранилась как образ жизни предков современных народностей. С исконными видами деятельности вступают в конкурентные отношения новые профессии, в которых нуждается современный, развивающийся во всех регионах Север. Это производит травмирующее воздействие на носителей исконной культуры. Малая численность народностей Севера (от 14 тыс. у чукчей до 500 человек у алеутов) приводит к тому, что некоторые народности начинают утрачивать свой родной язык. Это сказывается и на психологическом статусе личности народностей Севера. Кроме того, в истории народностей Севера было множество событий, разделяющих эти народности на «они» и «мы», на «чужие» и «свои».
Специальные исследования показали, что еще до Великой Октябрьской социалистической революции у некоторых народностей Севера складывается маргинальный тип личности с комплексом национальной неполноценности. Так, например, саами (лопари) находились под влиянием коми, которые были более воинственны и предприимчивы. Именно оленеводы-коми ввели новый способ выпаса оленей, который оказался более эффективным, чем у саами; они же привнесли саами свою культуру. Аналогичная ситуация в Якутии с проживающими там эвенками. Лишь с приходом Советской власти коллективизация сельского хозяйства, а также ленинская национальная политика создали условия для психологического сближения этих оленеводческих народов. Однако в их общественном сознании еще продолжают сохраняться негативные установки, отражающие антагонизм саами и коми, эвенков и якутов по отношению друг к другу. Здесь весьма постепенно стирается традиционное «они» и «мы». Кроме того, здесь выделяются факторы, также негативно влияющие на национальное самосознание народностей (доминирование пришлого населения, дезадаптация коренного и др.).
Обследование детей саами школьного возраста под нашим руководством проводил А. М. Кушнир. Им показано: у части детей нарушена идентификация с именем; притязание на признание и связанная с этим самооценка снижены; психологическое время личности имеет ряд искажений по сравнению с детьми из других регионов страны; недостаточно осознается необходимость и право на долг для себя и других. У детей народностей Севера также наблюдается иждивенческая позиция по отношению к интернату. Специальное место в обследовании заняло установление особенностей национального самосознания детей саами. Оказалось, что во многих случаях школьники саами стыдились своей этнической принадлежности: скрывали ее при опросе или приписывали себе другую.
Комплекс национальной неполноценности — существенный изъян в развитии личности. Этот комплекс был обнаружен и у детей некоторых других народностей. Дети народностей Севера
39
нуждаются в общей психологической коррекции по всем звеньям структуры самосознания и подъеме так называемого чувства личности [1; 433].
Коррекционная работа может проводиться как во внеурочное время, так и на уроках. Во внеурочное время дети народностей Севера вместе с детьми из числа пришлого населения получают сведения об истории и культуре своей народности. Психологи и учителя могут объяснить происхождение этнических негативных стереотипов, могут способствовать формированию ценностного отношения к культуре каждой народности и нации. Работа по формированию этнического самосознания, чувства национальной гордости должна быть взаимосвязана с интернациональным воспитанием. Коррекционная работа по формированию чувства национального достоинства и интернационализма ведется с большими группами детей (звено, отряд, класс, школа). Следует обратить специальное внимание на то, что коррекционная работа специалиста не компенсируется художественной самодеятельностью Детей (с включением отрывков из национального эпоса, танцев и др. элементов народного творчества). Давая учащимся информацию о культуре народностей Севера, специалист должен наряду с этим выражать отношение к негативным межэтническим стереотипам и методами идентификационной коррекции добиваться реабилитации детской личности. Здесь важно в условиях идентификации психолога с группой детей разных народностей и национальностей на фоне возникающей совместной идентификации детей («мы — дети мира», «мы — дети разных национальностей» и др.) поднять национальные и интернациональные позитивные чувства на уровень собственной позиции личности.
1. Ленин В И. Полн. собр. соч. Т. 1.
2. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. М., 1985. 106 с.
3. Султангалиева Ж К. Особенности социального поведения трудных детей 6—8 лет в ситуации депривации основных потребностей: Канд. дис. Алма-Ата, 1988. 187 с.
|
Недавно в нашей группе «Медвежата» прошло родительское собрание. Сначала родители увидели слайды и просмотр фильма о жизни своих детей в детском саду. Затем было представлено выступление детей «Вот какие мы большие». И хотя ребятки в нашей группе совсем маленькие (1 младшая группа), они с удовольствием выступали перед мамами и папами. Одеты в шапочки медвежат, они читали стихи (Максим С., Анжелика С., Дима Ч.), показали, как научились в детском саду варить суп, делать зарядку, умываться, и, конечно же, танцевать (танец «Поссорились-помирились» и «Пляска с погремушками»). В конце выступления в гости пришел мишка, поиграл. А детки ему рассказали, почему наша группа называется «Медвежата». «Мы веселые ребята, Наша группа «Медвежата» Любим песни распевать, Бегать, прыгать и играть»
После выступления детей было рассказано об итогах воспитательно-образовательной работы с детьми за год и намеченных мероприятиях на будущий год. Спасибо всем родителям, принявшим участие в собрании. |