Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить формы и методы работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов, по организации эффективного взаимодействия с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
2.1 Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа
2.2 Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Выводы по второй главе
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

контр.работа и доклад.doc

— 764.00 Кб (Скачать)

Другая важная проблема выпускников детских домов – жилищная. С наступлением совершеннолетия завершается срок пребывания детей в специальных учреждениях, однако многим из них приходится начинать эту самостоятельную жизнь, не имея крыши над головой.

Одной из причин, усугубляющих неблагополучное положение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится сокращение доли государственного строительства. Не соблюдаются нормы жилищного законодательства, предусматривающие сохранение жилплощади за детьми, помещенными на воспитание в государственные детские учреждения, к родственникам, опекунам. К сожалению, нередко органы опеки и попечительства, администрации интернатных учреждений не принимают должных мер к закреплению жилой площади за данной категорией граждан. Это позволяет лицам, лишенным родительских прав, другим членам семьи, опекунам, жилищным органам распоряжаться ею вопреки правам и законным интересам несовершеннолетних. После выхода из детского дома подросток, у которого есть родители, часто возвращается в их квартиру и вновь погружается в асоциальную среду неблагополучной родительской семьи.

Еще одна проблема выпускников детских домов и школ-интернатов – их недостаточная профессиональная подготовка к труду. Число выпускников, желающих получить высшее образование, увеличивается, но в связи с переходом на платное высшее образование у них нет возможности поступления в высшие учебные заведения, а проблема трудоустройства граждан этой категории чрезвычайно остра. Около 1/3 выпускников устраиваются на работу не по собственному выбору, а по направлению руководителей учреждения, а 2/3 выпускников заняты неквалифицированным трудом. При сложившейся экономической ситуации распределение выпускников по направлению руководителя учреждения носит и положительный характер. Девочки направляются на обучение в педагогические, музыкальные, текстильные техникумы, а мальчики – в технические учебные заведения. К сожалению, является проблемой выбор сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда, несмотря на постановление Министерства труда «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите» от 06.02.1995 г. № 9, предусматривающее первоочередное устройство детей-сирот, закончивших специальные учебные заведения.

Можно назвать и другие проблемы, ожидающие выпускников детских домов, школ-интернатов.

В конце 90-х гг. ХХ в. лаборатория проблем социального сиротства НИИ детства провела анкетирование 363 старших подростков и выпускников детских интернатных учреждений Московской, Белгородской, Калужской, Владимирской областей[35]35
  www.kremlin.ru. Президент России. Официальный сайт.


[Закрыть]. Основной целью анкетирования было выявление уровня социальной адаптации подростков-сирот и выпускников, определение их ожиданий, воззрений, отношение к выбору профессии, учебе, браку, семье, их законопослушности. Результаты анкетирования показали невысокий процент адаптации выпускников интернатных учреждений в условиях изменившейся социальной среды – всего лишь 30 %. Социальные работники, которые работают с лицами этой категории, должны учитывать тот факт, что они долго пребывали в условиях, довольно сильно отличающихся от реальной жизни, и многие из них не знают, что такое настоящая семья.

Для воспитанников детских домов отношения с родителями – вопрос достаточно болезненный: 23 % объясняли свое нежелание возвращаться в родительскую семью тем, что родители им не нужны; 16 % – тем, что родители плохо к ним относились; 16 % – тем, что они не нужны своим родителям[36]36
  www.kremlin.ru. Президент России. Официальный сайт.


[Закрыть].

В то же время отсутствие позитивного образца отношений «родитель – родитель» и «родитель – ребенок» приводит к смещению ценностных ориентаций: в системе жизненных ценностей выпускников детских домов, заботливые родители и родственные связи как самоценность фигурируют лишь у 14 %.

Воспитанники детских домов часто испытывают трудности при принятии самостоятельных решений в какой либо области. Необходимость получения совета в тех или иных житейских ситуациях особенно важна сразу после выхода из детского дома. Так, 51 % детей ищут совета у воспитателей или директора своего детского дома, 40 % – у друга, 14 % решают все вопросы самостоятельно, 12 % советуются с братом (сестрой), 9 % – с родителями, 4 % – с бабушкой, дедушкой. Однако возможности обращаться за советом в детский дом ограничены: лишь 4 % сохраняют тесные связи с бывшими воспитателями[37]37
  См.: Назарова И.Б. Указ. соч.


[Закрыть].

Детский дом не несет юридической ответственности за детей после их выпуска (хотя нередко воспитатели продолжают принимать участие в судьбе своих воспитанников), а другие организационные структуры, принимающие на себя помощь и заботу о них, либо не подключаются к работе, либо довольно часто действуют неэффективно. Таким образом создается благоприятная среда для появления у выпускников специальных учреждений отклоняющегося поведения. Самостоятельное принятие решений, как и обращение за помощью к друзьям, братьям, сестрам, имеющим ограниченный жизненный опыт, может привести к ошибочным действиям. Аналогичными могут быть результаты обращения к родителям, лишенным родительских прав в связи с антиобщественным поведением.

Проблемы социализации социальных сирот отличаются особой сложностью. Для включения социальных сирот в самостоятельную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить образ жизни этих детей, их отношение к себе, своему прошлому, настоящему и будущему, к ближайшему окружению и обществу в целом. Сложнее всего подготовить социальных сирот за время их пребывания в интернатном учреждении к самостоятельному и ответственному решению своих собственных проблем.

Ощущение сиротства сопровождает выпускников детских домов на протяжении всей жизни. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась их жизнь, зависят частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы дети-сироты заслуженно или незаслуженно объясняют одиночеством, воспитанием в детском доме и предвзятым отношением к ним окружающих. Проблемы сироты не решаются не только до достижения им 23 лет, как это предусмотрено законом, но даже в старости, когда у человека появляется ряд льгот помимо сиротства. Это свидетельствует не только о том, что для сирот характерны инфантилизм, неумение отстаивать свои права, но и о том, что государство избирательно относится к своим гражданам, определяя, кому можно отказать, кем можно пренебречь. Нормальное взросление и успех социализации зависят от:

• особого отношения воспитанника (выпускника) к себе и своему будущему, которое не определяется временем пребывания в стенах детского дома, но которое способствует выстраиванию перспективы жизни за его пределами;

• особого социально-педагогического сопровождения выпускника, которое не замещает инициативы ребенка, а способствует возникновению устойчивого желания добиваться своего;

• изменения окружающей среды, которая обеспечила бы принятие выпускника детского дома в мир профессий, бизнеса, творчества, семьи.

§ 3. Нормативно-правовая база социальной защиты выпускников детских домов

В России основными законодательными актами, обеспечивающими защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 08.12.1995 г. и включающий раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ; постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.07.1992 г. № 409 (с изменениями)[38]38
  См.: Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей: Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. – М: Интеллект– центр, 2002.


[Закрыть]; Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации““» от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 14.05.2001 г. № 374 установлено, что нормы питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем применяются начиная с 1 мая 2001 г. в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся, воспитывающихся и обучающихся во всех государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения, учреждениях социального обслуживания населения и образовательных учреждениях, независимо от их типа, вида и ведомственной принадлежности. Руководителям учебно-воспитательных учреждений и учебных заведений предоставилась возможность взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования выдавать по желанию выпускников денежную компенсацию в размерах, необходимых для их приобретения (по нотариальным нормам), или перечислять указанную компенсацию в качестве вклада на имя выпускника в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации[39]39
  См.: Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.08.1992 г. № 409 (с изм. от 9.08.1992 г., 17.07.1996 г., 30.03.1998 г., 14.05.2001 г.).


[Закрыть].

Обучающиеся в учреждениях среднего и профессионального высшего образования дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем 23 лет, также имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения на очных отделениях.

Обучающиеся дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, в период учебы во всех типах учреждений профессионального образования находятся на полном государственном обеспечении.

С 1 января 1998 г. для этих категорий были введены следующие дополнительные гарантии:

• помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 % по сравнению со стипендией, установленной для остальных обучающихся, а также выплачивается 100 % заработной платы, начисленной в период производственного обучения и практики;

• до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата этого пособия производится в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

При приобретении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, обеспечиваются администрацией данных учреждений бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.

Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 руб.

Банкам Российской Федерации рекомендовано предоставлять лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их трудоустройстве долгосрочные кредиты на льготных условиях для жилищно-бытового устройства и приобретения товаров длительного пользования[40]40
  См.: Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. – М., 1998.


[Закрыть].

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха и лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других незапрещенных законом источников.

Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно должно предоставляться вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение, или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в предоставлении временного приюта, предоставляется временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания[41]41
  См.: Социальная работа с молодежью (сборник нормативных правовых документов) / Автор-составитель Т.К. Ростовская. – М., 2003.


[Закрыть].

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены дополнительные трудовые гарантии.

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют с ними профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.

Информация о работе Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа