Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа
Целью работы является: разработка цикла мини-лекций, направленных на профилактику возникновения и осложненного переживания женщинами послеродовой депрессии.
Задачи работы:
Анализ литературы по проблеме послеродовой депрессии.
Теоретический анализ психологического просвещения как формы профилактики.
Разработка дидактического материала по изучаемой проблеме в виде мини-лекции.
Во-первых, естественно, попытаться как можно скорее воспользоваться помощью специалиста.
А, во-вторых, можно воспользоваться любыми средствами психологической и духовно-психологичекой саморегуляции, которые вам доступны, чтобы ослабить беспокоящие переживания или вовсе сменить их иными.
Конечно, многие психологические техники и приемы саморегуляции требуют специальных усилий по овладению ими. И в формате наших бесед я не могу вас им обучить. Я лишь назову некоторые наиболее эффективные психотехники. Сегодня достаточно большой рынок тренинговых услуг, и при желании, вы сможете найти нужные вам курсы. Итак, с точки зрения психологической саморегуляции лучше всего себя зарекомендовали: аутогенная тренировка (АТ), нейролингвистическое программирование (НЛП), психологические (без религиозного окраса) медитации, дыхательные техники, релаксационные методы.
Только
я призываю вас к предельной осторожности
и разборчивости в выборе тренинговых
программ и курсов. Сегодня появилось
очень много непрофессиональных
подделок под курсы обучения психологическим
навыкам.
1. у
тренеров есть документы о
профессиональном
2. у
организаторов курсов есть
3. если
заявлены курсы известных
4. профессиональные
тренинги никогда не
5. на
профессиональном
Существует также ряд несложных приемов эмоциональной саморегуляции, которые каждая женщина в силах освоить самостоятельно.
Первое, что необходимо при возникновении негативного состояния, это честно признаться себе в наличии негативных эмоций и переживаний. Затем, нужно «выплеснуть» их (или их избыток) из души. Расскажите о своих переживаниях мужу, подруге, соседке по палате – кому угодно, кто согласен вас выслушать. Не требуйте от них непременного сочувствия и понимания. Если найдете их – замечательно. Если нет, то вы и без того получите облечение потому, что смогли выразить чувства. Если высказаться некому – выскажитесь бумаге (дневнику, например).
Вообще, замыкание в себе, сокрытие своих переживаний – лучший друг субдепрессивных состояний! А их злейший враг – открытое общение!
Вторым приемом может быть рационализация. Когда вы осознаете свое негативное состояние и знаете, какие события его вызвали, то можно проанализировать эти события, отыскав в них повод для альтернативных положительных переживаний. Другими словами, нужно сменить отношение к событиям-провокаторам. Это вовсе не будет самообманом, как кажется некоторым. Ведь любое событие, даже самое трагичное, в действительности состоит из множества положительных и отрицательных моментов. Мы же оцениваем его как отрицательное только в силу того, что свое внимание акцентируем именно на отрицательных сторонах. Но что от этого проку, если кроме негативных переживаний ничего нам не дает?! А если найти положительные стороны события, то они дадут возможность извлечь пользу даже из самого, казалось бы, негативного факта. Рационализацию, пока не сформирован навык, хорошо проводить письменно: начать с описания своего состояния; описать событие, вызвавшее его; назвать «черные» пятна этого события; перечислить его светлые «краски»; наконец, сформулировать такую оценку события, которая бы позволила извлечь из него любую пользу (материальную, социальную, психологическую, духовную), опираясь на светлые «тона».
Вы думаете это возможно не всегда? Тогда пусть вас убедит в обратном живой пример рационализации. Эти строки были написаны в тюрьме репрессированным при Сталине поэтом Александром Солодовниковым, пережившим до этого смерть своего ребенка и распад семьи (представьте, какое состояние души могло бы быть в заточении у вас, и обратите внимание на чувства автора):
Решетка ржавая, спасибо,
Спасибо, старая тюрьма!
Такую волю дать могли бы
Мне только посох да сума.
Мной не владеют больше вещи,
Все затемняя и глуша.
Но солнце, солнце, солнце блещет
И громко говорит душа.
Запоры крепкие, спасибо!
Спасибо, лезвие штыка!
Такую мудрость дать могли бы
Мне только долгие века.
Не напрягая больше слуха,
Чтоб уцелеть в тревоге дня,
Я слышу все томленье духа
С Екклезиаста до меня.
Спасибо, свет коптилки слабый,
Спасибо, жесткая постель.
Такую радость дать могла бы
Мне только детства колыбель.
Уж я не бьюсь в сетях словесных,
Ища причин добру и злу,
Но чую близость тайн чудесных,
И только верю и
люблю.
Такое преображающее величье духа таиться в каждой из нас. Достаточно лишь оживить его мудрой рационализацией.
Следующим
приемом эмоциональной
Обретение
материнства – этого
И не нужно ждать, что кто-то вам его организует. Сами организуйте себе приятные впечатления – станьте сами творцами своих хороших эмоций. Ведь впечатления – это «пища» для вашей эмоциональной жизни. И затяжное дурное переживание – это результат несбалансированного эмоционального «питания». Так устройте себе «эмоциональную диету»: избегайте дурных впечатлений, ищите хороших. Следите за тем, чтобы баланс был на стороне положительных эмоций.
Еще одним важным антидепрессивным приемом служит сознательное противоречие субдепрессивным суждениям и установкам. Если, например, депрессия вас пытается убедить в том, что вы плохая мать и никчемный человек, составьте список своих ценных сторон, вспомните, какие поступки вы совершили как хорошая мать. Иногда полезно подобные вопросы задать людям, которые рядом, – ведь если они около вас, значит, что-то ценное они в вас находят. Помните, что их взгляд, объективнее точки зрения вашей депрессии. Никогда не отождествляйте себя и свою депрессию – так вы отречетесь от себя как цельной бесконечно богатой и многообразной вселенной во имя крохотного пустынного унылого и уродливого «астероида» болезненных переживаний. Наоборот, без стеснения спорьте со всеми упадочными движениями депрессии!
Этим боевым призывом, я заканчиваю содержательную часть цикла наших бесед. А в качестве прощания назову адрес центра, в котором вы найдете профессиональных союзников в борьбе с ПД, факторами ее формирования и последствиями:
«Городской
центр социальной помощи семье и
детям» города Минска расположен по адресу
пр. Рокоссовского, д. 50; его контактные
телефоны – 214-52-69 и 214-51-83.
Заключение
В результате анализа научных работ, посвященных ПД было выяснено, что это расстройство встречается у значительного числа рожениц (до 15 % от общего числа родивших мам) и ведет к весомым негативным последствиям как для самой матери, так для ее ребенка и семьи в целом. Это позволяет утверждать, что проблема ПД в нашем обществе сегодня актуальна.
Было также выяснено, что наибольшее значение в формировании ПД играют факторы не безусловной силы (психологические, социально-психологические социальные, экономические), т. е. такие, которые могут быть целенаправленно изменены. Причем, преобладающая роль за психологическими и социально-психологическими механизмы. Что дает повод для оптимистичного прогноза относительно профилактики как одной из форм борьбы с проблемой ПД.
Слабой стороной отечественного информационного пространства является почти нулевое внимание к феномену ПД. В этих условиях психологическое просвещение женщин репродуктивного возраста, готовящихся стать матерями, становиться насущной задачей в рамках профилактической работы по проблеме. Для ее решения мною был разработан цикл мини-лекций, состоящий из четырех занятий.
При его разработке, я старалась не только снабдить целевую группу достоверными научными сведениями по проблеме ПД, но и дать женщинам информацию, которую они могли бы использовать для выявления предпосылок формирования ПД в своей жизни, для ранней самодиагностики расстройства. Специально было подчеркнута ведущая роль психолога в точной диагностике ПД и в консультациях по поводу связанных с ней проблем. Последняя лекция направлена, в частности, на формирование четкого образа действий на случай, если женщина обнаружила в своей жизни присутствие факторов, способствующих развитию ПД или симптомов расстройства.
Дальнейшая
апробация цикла лекций в «полевых»
условиях с последующим мониторингом
контрольной и