Профилактика послеродовой депрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: разработка цикла мини-лекций, направленных на профилактику возникновения и осложненного переживания женщинами послеродовой депрессии.
Задачи работы:
Анализ литературы по проблеме послеродовой депрессии.
Теоретический анализ психологического просвещения как формы профилактики.
Разработка дидактического материала по изучаемой проблеме в виде мини-лекции.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

     Во-первых, естественно, попытаться  как можно скорее воспользоваться помощью специалиста.

     А, во-вторых, можно воспользоваться  любыми средствами психологической  и духовно-психологичекой саморегуляции, которые вам доступны, чтобы ослабить беспокоящие переживания или  вовсе сменить их иными.

     Конечно, многие психологические техники  и приемы саморегуляции требуют  специальных усилий по овладению  ими. И в формате наших бесед  я не могу вас им обучить. Я лишь назову некоторые наиболее эффективные  психотехники. Сегодня достаточно большой  рынок тренинговых услуг, и при желании, вы сможете найти нужные вам курсы. Итак, с точки зрения психологической саморегуляции лучше всего себя зарекомендовали: аутогенная тренировка (АТ), нейролингвистическое программирование (НЛП), психологические (без религиозного окраса) медитации, дыхательные техники, релаксационные методы.

     Только  я призываю вас к предельной осторожности и разборчивости в выборе тренинговых  программ и курсов. Сегодня появилось  очень много непрофессиональных подделок под курсы обучения психологическим навыкам.                                                    Некоторыми индикаторами качества могут служить следующие признаки:

1. у  тренеров есть документы о  профессиональном психологическом  образовании;

2. у  организаторов курсов есть разрешение  органов власти на осуществление подобной деятельности;

3. если  заявлены курсы известных психологических  направлений (например, НЛП, гештальт-подход  и т.п.), то у организаторов должно  быть подтверждение того, что  они действуют от имени международной,  иностранной или отечественной организации, представляющей данное направление;

4. профессиональные  тренинги никогда не претендуют  на личностную свободу участников: в начале курса совместно с  группой принимаются, т.н. «правила  группы», и каждый участник  берет на себя обязательство добровольно следовать этим правилам; специально оговариваются действия на случай, когда участник не желает что-либо выполнять; в любое время участник беспрепятственно может покинуть группу;

5. на  профессиональном психологическом  тренинге никогда не происходит навязывание религиозных, политических или иных специальных мировоззренческих позиций (если тренинг организован, например, как внутрипартийное или внутрицерковное мероприятие и условием участия в нем является определенная идейная лояльность, то вас об этом должны проинформировать заранее).

     Существует  также ряд несложных приемов  эмоциональной саморегуляции, которые  каждая женщина в силах освоить  самостоятельно.

     Первое, что необходимо при возникновении  негативного состояния, это честно признаться себе в наличии негативных эмоций и переживаний. Затем, нужно «выплеснуть» их (или их избыток) из души. Расскажите о своих переживаниях мужу, подруге, соседке по палате – кому угодно, кто согласен вас выслушать. Не требуйте от них непременного сочувствия и понимания. Если найдете их – замечательно. Если нет, то вы и без того получите облечение потому, что смогли выразить чувства. Если высказаться некому – выскажитесь бумаге (дневнику, например).

     Вообще, замыкание в себе, сокрытие своих  переживаний – лучший друг субдепрессивных состояний! А их злейший враг – открытое общение!

     Вторым  приемом может быть рационализация. Когда вы осознаете свое негативное состояние и знаете, какие события его вызвали, то можно проанализировать эти события, отыскав в них повод для альтернативных положительных переживаний. Другими словами, нужно сменить отношение к событиям-провокаторам. Это вовсе не будет самообманом, как кажется некоторым. Ведь любое событие, даже самое трагичное, в действительности состоит из множества положительных и отрицательных моментов. Мы же оцениваем его как отрицательное только в силу того, что свое внимание акцентируем именно на отрицательных сторонах. Но что от этого проку, если кроме негативных переживаний ничего нам не дает?! А если найти положительные стороны события, то они дадут возможность извлечь пользу даже из самого, казалось бы, негативного факта. Рационализацию, пока не сформирован навык, хорошо проводить письменно: начать с описания своего состояния; описать событие, вызвавшее его; назвать «черные» пятна этого события; перечислить его светлые «краски»; наконец, сформулировать такую оценку события, которая бы позволила извлечь из него любую пользу (материальную, социальную, психологическую, духовную), опираясь на светлые «тона».

     Вы  думаете это возможно не всегда? Тогда пусть вас убедит в обратном живой пример рационализации.  Эти строки были написаны в тюрьме репрессированным при Сталине поэтом Александром Солодовниковым, пережившим до этого смерть своего ребенка и распад семьи (представьте, какое состояние души могло бы быть в заточении у вас, и обратите внимание на чувства автора):

Решетка ржавая, спасибо,

Спасибо, старая тюрьма!

Такую волю дать могли бы

Мне только посох  да сума.

Мной не владеют  больше вещи,

Все затемняя и  глуша.

Но солнце, солнце, солнце блещет

И громко говорит  душа.

Запоры крепкие, спасибо!

Спасибо, лезвие штыка!

Такую мудрость дать могли бы

Мне только долгие века.

Не напрягая больше слуха,

Чтоб уцелеть  в тревоге дня,

Я слышу все  томленье духа

С Екклезиаста  до меня.

Спасибо, свет коптилки слабый,

Спасибо, жесткая  постель.

Такую радость  дать могла бы

Мне только детства  колыбель.

Уж я не бьюсь  в сетях словесных,

Ища причин добру  и злу,

Но чую близость тайн чудесных,

И только верю и  люблю. 

     Такое преображающее величье духа таиться в каждой из нас. Достаточно лишь оживить его мудрой рационализацией.

     Следующим приемом эмоциональной саморегуляции  может стать переключение. Если есть впечатления, которые вызывают негативные состояния, то конечно есть и такие, которые вдохновляют на положительные эмоции. Всем известно как умиротворяет прогулка в парке или в лесу. Даже простое прослушивание пения птиц в записи с закрытыми глазами наполняет душу ощущением спокойной силы и невыразимой гармонии.  Природа – это универсальный «гармонизатор» души. Но у каждой из нас есть любимые способы отдохнуть, развеяться, пережить умиротворение, радость и т.п. Чтение, музыка, общение, вязание, молитва, покупки… – у каждой свои предпочтения.

     Обретение материнства – этого драгоценного и долгожданного дара – связано с большими изменениями в жизни женщины. По сути это довольно значительный стресс и один из факторов формирования ПД. Хорошая мать, понимая, что от ее физического и эмоционального здоровья зависит здоровье ребенка, непременно должна уметь отдыхать как физически, так и психологически. Родственники должны давать ей возможность отдыха от материнских обязанностей хотя бы на пару часов в день. Переключение – это и есть способ психологического эмоционального отдыха.

     И не нужно ждать, что кто-то вам  его организует. Сами организуйте себе приятные впечатления – станьте сами творцами своих хороших эмоций. Ведь впечатления – это «пища» для вашей эмоциональной жизни. И затяжное дурное переживание – это результат несбалансированного эмоционального «питания». Так устройте себе «эмоциональную диету»: избегайте дурных впечатлений, ищите хороших. Следите за тем, чтобы баланс был на стороне положительных эмоций.

     Еще одним важным антидепрессивным приемом  служит сознательное противоречие субдепрессивным суждениям и установкам. Если, например, депрессия вас пытается убедить в том, что вы плохая мать и никчемный человек, составьте список своих ценных сторон, вспомните, какие поступки вы совершили как хорошая мать. Иногда полезно подобные вопросы задать людям, которые рядом, – ведь если они около вас, значит, что-то ценное они в вас находят. Помните, что их взгляд, объективнее точки зрения вашей депрессии. Никогда не отождествляйте себя и свою депрессию – так вы отречетесь от себя как цельной бесконечно богатой и многообразной вселенной во имя крохотного пустынного унылого и  уродливого «астероида» болезненных переживаний. Наоборот, без стеснения спорьте со всеми упадочными движениями депрессии!

     Этим  боевым призывом, я заканчиваю содержательную часть цикла наших бесед. А  в качестве прощания назову адрес центра, в котором вы найдете профессиональных союзников в борьбе с ПД, факторами ее формирования и последствиями:

     «Городской  центр социальной помощи семье и  детям» города Минска расположен по адресу пр. Рокоссовского, д. 50; его контактные телефоны – 214-52-69 и 214-51-83. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В результате анализа научных работ, посвященных ПД было выяснено, что  это расстройство встречается у  значительного числа рожениц (до 15 % от общего числа родивших мам) и ведет к весомым негативным последствиям как для самой матери, так для ее ребенка и семьи в целом. Это позволяет утверждать, что проблема ПД в нашем обществе сегодня актуальна.

     Было  также выяснено, что наибольшее значение в формировании ПД играют факторы  не безусловной силы (психологические, социально-психологические социальные, экономические), т. е. такие, которые могут быть целенаправленно изменены. Причем, преобладающая роль за психологическими и социально-психологическими механизмы. Что дает повод для оптимистичного прогноза относительно профилактики как одной из форм борьбы с проблемой ПД.

     Слабой  стороной отечественного информационного  пространства является почти нулевое внимание к феномену ПД. В этих условиях психологическое просвещение женщин репродуктивного возраста, готовящихся стать матерями, становиться насущной задачей в рамках профилактической работы по проблеме. Для ее решения мною был разработан цикл мини-лекций, состоящий из четырех занятий.

     При его разработке, я старалась не только снабдить целевую группу достоверными научными сведениями по проблеме ПД, но и дать женщинам информацию, которую они могли бы использовать для выявления предпосылок формирования ПД в своей жизни, для ранней самодиагностики расстройства. Специально было подчеркнута ведущая роль психолога в точной диагностике ПД и в консультациях по поводу связанных с ней проблем. Последняя лекция направлена, в частности, на формирование четкого образа действий на случай, если женщина обнаружила в своей жизни присутствие факторов, способствующих развитию ПД или симптомов расстройства.

     Дальнейшая  апробация цикла лекций в «полевых»  условиях с последующим мониторингом контрольной и экспериментальной  групп, должна показать степень эффективности  психологического просвещения как  формы профилактики проблем, связанных с ПД.

Информация о работе Профилактика послеродовой депрессии