Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа
Целью работы является: разработка цикла мини-лекций, направленных на профилактику возникновения и осложненного переживания женщинами послеродовой депрессии.
Задачи работы:
Анализ литературы по проблеме послеродовой депрессии.
Теоретический анализ психологического просвещения как формы профилактики.
Разработка дидактического материала по изучаемой проблеме в виде мини-лекции.
Зачастую неумение построить свою собственную семейную жизнь обусловлено отсутствием позитивного опыта семейной жизни, полученного в детстве и юности в родительской семье. Доверие, поддержка и любовь родителей способствуют формированию у будущей мамы уверенности в себе, что помогает впоследствии адаптироваться к новой для себя роли матери. А если у женщины нет положительного опыта семейной жизни, который помогает строить взаимоотношения в собственной семье, она оказывается неподготовленной к восприятию себя в роли жены, а затем и матери. Ей труднее понять причины неизбежных трудностей семейной жизни. Она хуже адаптируется к любому стрессу, в том числе к беременности и родам.
В зарубежных исследованиях (О'Нага, A. Stein et. al.) было показано, что женщины с ПД социально изолированы и лишены эмоциональной поддержки. А также исследователем R. Warner были выявлены социальные независимые факторы, коррелирующие с ПД. Это незапланированная беременность и безработица у отца или матери младенца.
Также было отмечено, что одинокие матери чаще испытывают депрессивные состояния. (Chalmers B., J. Mark, G., Williams,)
Исследования Брутмана показывают, что возраст матери также влияет на эмоциональное состояние после родов. Женщины, которые становятся матерями в возрасте до 21-го года склонны к депрессивным состояниям, поскольку не готовы к исполнению материнской роли, не закончили образование, не могут самостоятельно обеспечить свое существования. Материальное положение, жилищные условия, также могут в некоторой степени воздействовать на состояние матери.
Также
к социальным факторам можно отнести
особенности взаимоотношения
Отсутствие информации о применяемых медицинских процедурах, невежливое и невнимательное отношение персонала клиники приводят к возникновению напряжения. Женщины, для которых обстановка родильного отделения знакома, контакты с врачами, акушерками привычны, менее подвержены воздействию.
Как правило, объяснение необходимости медицинских процедур оцениваются матерями положительно, даже если они испытывали дискомфорт, боль во время их проведения. Исследования показывают, что подготовка к хирургическому вмешательству, всевозможные объяснения необходимости, условий в которых оно будет происходить, последствий оказывает положительное воздействие на женщин. Если женщине поясняется, что с ней будет происходить, как будет осуществляться медицинское вмешательство без преувеличения или уменьшения, то вероятность возникновение депрессивного состояния снижается.
Благотворно влияет посещение специальных курсов по подготовке к родам, которые позволяют женщине лучше узнать о самом процессе родов, применяемых процедурах и т.п.
Также можно отметить и особенности переживания родов: то, как протекали роды (естественным путем или с медицинским вмешательством), кто находился рядом с женщиной, как осуществлялось вмешательство, в каких условиях происходили роды и т.д. Эти факторы могут послужить причинами развития ПД.
Социо-культурные
особенности протекания беременности
и родов также оказывают
Пол и темперамент младенца также могут повлиять на возникновение неблагоприятного состояния у матери. Например, если для семьи рождение мальчика было более желаемо или ожидалось, а родилась девочка. Особенно проявляется негативная реакция в случае, когда диагностика пола ребенка с помощью УЗИ оказалась ошибочной. А также если социо-культурные представления о ребенке, в большей степени связаны с "сыном", где появление дочери воспринимается как маленькая трагедия.[3, 11 с. 80-82]
Психологические причины возникновения ПД являются наиболее разнообразными. Они связаны как с желанностью или нежеланностью беременности, представлениями о семье и браке, ролях женщины и матери, так и с личностными особенностями женщины, ее готовностью к родам, материнству и т.п. Ниже наиболее важные из них будут рассмотрены подробнее.
1.5. Психологические факторы формирования послеродовой депрессии
Психологические причины возникновения ПД можно рассматривать с двух точек зрения:
Анализ литературы по проблеме личностных особенностей женщин с ПД позволил выявить следующие факторы, способствующих формированию депрессивных расстройств в послеродовом периоде:
Низкая стрессоустойчивость; высокая тревожность; лабильность эмоциональной сферы; неуверенность в себе, низкая самооценка; мнительность; наличие внутриличностных конфликтов; склонность к ипохондрии; высокая чувствительность; зависимость и внушаемость; склонность к депрессиям, депрессивный склад личности; склонность к формированию страхов и фобий; инфантильность; внутренний локус контроля (чрезмерно развитый, проявляющийся в склонности к самообвинению); «негативное мышление», т.е. оценка происходящих событий с негативной по отношению к собственной личности точки зрения.[3]
Также в качестве психологических факторов риска формирования ПД можно назвать: сильные и неоднократные стрессы или длительные переживания после однократного сильного стресса во втором и третьем триместре; затяжные депрессивные или затяжные острые отрицательные эмоциональные состояния в течение всей беременности; постоянное самообвинение и самобичевание (например, по поводу возникшего в начале беременности желания сделать аборт); систематический и просто частый отказ себе в переживании удовольствия; попытки наверстать упущенное и обязательно доделать то, что не успели до беременности (защитить диплом, диссертацию, сделать ремонт).[14, с. 125]
Согласно данным О'Hara, женщины, у которых в течение жизни наблюдался высокий уровень и частота негативных событий в связи с родами или беременностью, в большей степени подвержены возникновению ПД. Существуют данные о повышенном риске появления ПД после вторых и последующих родов при наличии подобного опыта в прошлом.
Также причиной возникновения ПД могут стать переживания, возникающие непосредственно после родов. Это и развитие чувства ответственности за ребенка, и конфликт между собственной личностью и формированием концепции материнства, приобретением новой социальной роли, изменением привычного образа жизни.
Среди факторов, способствующих возникновению чувству опустошенности, могут быть переживания, связанные с ожиданием родов в течение 9 месяцев беременности. Роды, в особенности, становятся для любой матери важным событием в жизни. Часто женщина во время беременности видит перед собой только роды, ее мысли концентрируются на этом событии и только на нем. Горизонт как бы сужается на родах. Женщина сосредоточена только на переживаниях, связанных с родами: болезненности процесса, страхе за жизнь ребенка и собственную жизнь. Как после любого важного долго ожидаемого жизненного события, приходит чувство освобождения от напряжения, а вместе с ним и опустошение. После пика напряжения такая реакция как слезы, плаксивое состояние вполне уместно. Женщины, которые застревают только на процессе родов, и при этом не видят продолжения материнства с рожденным ребенком, повышается вероятность возникновения ПД.[3]
Вторым блоком в исследовании психологических факторов формирования ПД является изучение проблемы готовности к родам и материнству, реакции на смену социальной роли.
Филиппова
Г.Г. большое внимание в своих
работах уделяет проблемам
Понятие "психологическая готовность к родам" обобщает в себе весь спектр отношений к родам, осмысление родов, личную включенность, настрой и эмоциональное состояние женщины, а также все ее представления о родах и готовность к соответствующему поведению в родах.
В
структуре психологической
1. Телесный. Включает готовность тела как организма к родовой деятельности. Кроме наличия/отсутствия нарушений в здоровье, конституционального типа (например, узкое/широкое расположение тазовых костей), сюда включена готовность мышц к предстоящей нагрузке.
2. Когнитивный. Включает комплекс представлений, стереотипов и знаний о самом процессе родов, о необходимых действиях роженицы во время родов, о том, каков может быть результат родов, и как поведение женщины в родах на него влияет. А также всевозможные негативные последствия. Типичная когнитивная составляющая для женщин, не прошедших специальной подготовки к родам, выглядит следующим образом: женщина может смутно представлять себе предстоящие роды, знать только то, что у нее должен родиться ребенок определенного пола, и что врачи сделают все необходимое, чтобы ее ребенок был здоров. Также женщина может знать, что обычно роды болезненны, что многие женщины в родах кричат, что очень часто врачи делают надрезы промежности, чтобы ребенок вышел, и потом накладывают швы. Также женщина может иметь информацию, что ее знакомая (знакомая ее знакомой) родила с патологией, что роды прошли неудачно либо для нее, либо для ее ребенка. Что касается собственных действий, то женщина может знать, что ей надо тужиться, но как это делать, женщина может не представлять и не уметь. Как ее поведение влияет на благополучное протекание родов, может ли женщина сама что-то сделать, чтобы повлиять на будущие роды и снять риск патологии, она не знает и не знает, где ей об этом узнать.
3. Эмоциональный. Представляет собой комплекс отношений, чувств, переживаемых эмоций, а также возможные страхи и опасения женщины по поводу предстоящих родов. Также сюда относятся уверенность/неуверенность женщины в благополучном протекании собственных родов. Например, из-за недостатка знаний (недостаточно сформированная когнитивная составляющая) женщина может испытывать волнение, роды могут представляться ей, как некий хирургический процесс, в котором она будет испытывать боль. Женщина может бояться этого и бессознательно стремиться избежать этой участи. Она может одновременно хотеть, чтобы роды произошли, т.к. они дадут ей ребенка, и не хотеть, чтобы роды были, т.к. лично для нее роды - это уколы шприцем, капельница с лекарством, боль, разрезы скальпелем, зашивание швов иголкой, возможно потеря крови и полная неизвестность - чем все это реально закончится. Роды для женщины могут складываться в чувственный образ аварии, катастрофы, опасности для нее лично и возможно для ребенка тоже. Следует отметить негативное влияние эмоциональной составляющей при спонтанном формировании психологической готовности к родам, при нулевом уровне ее сформированности. Это проявляется в виде большого количества волнений и страхов по поводу предстоящих родов, распространенной высокой личностной тревожности женщин в период беременности, так называемый невротический синдром беременности. Невротический синдром беременности оказывает патогенное влияние на последующее протекание родовой деятельности. Эмоциональная напряженность, тревожность и страхи вызывают боли в родах и могут спровоцировать патологическое протекание родов. Именно целенаправленное формирование готовности к родам позволяет нейтрализовать негативное влияние эмоциональной составляющей, перевести его в позитивное влияние.
4. Мотивационный. Это принятие женщиной решения родить, разрешение себе испытать этот неизвестный опыт (даже для повторно родящих предстоящие роды неизвестный до конца опыт, т.к. их исход предсказуем лишь вероятностно), либо сильные колебания между хочу-должна-не хочу, выражающиеся в волевом параличе, когда решение не принято, а возможности отменить роды, отказаться от них нет. Тогда женщина входит в роды, потому что она вынуждена это сделать, т.к. это физиологический процесс, который запущен и уже не может быть остановлен волевым решением, но против которого идет сильный протест. Паралич воли парализует активность женщины в родах, и вынуждает ее быть объектом происходящего процесса, где активность берут на себя врачи.
5. Семейный. Включает в себя восприятие женщиной комплекса взаимоотношений с мужем, его включенности, отстраненности в процесс беременности, ожидания ребенка, родов. При неразвитой семейной составляющей женщина чувствует свое одиночество, отдаленность от мужа, воспринимает беременность и роды как часть своей личной жизни и изменений, происходящих только с ней. При этом женщина может чувствовать острую неудовлетворенную потребность разделить свои переживания с мужем, получить поддержку с его стороны. А муж при этом может воспринимать свою роль в период беременности и родов (а затем и в воспитании ребенка) как добытчика и кормильца семьи. При полной сформированности семейной составляющей женщина воспринимает включенность мужа в ее проблемы, чувствует поддержку с его стороны, тепло взаимоотношений. У женщины появляется возможность разделить свои переживания с мужем. Это наполняет ее жизнь и жизнь мужа особым чувством взаимной причастности к важному семейному событию. При этом супружеские отношения активно развиваются в сторону более полной близости и доверия при принятии совместного решения супругами о способе родов, взятии мужем на себя особой роли в родах, проявляющейся в моральной поддержке женщины и в поддержании ее уверенности в самой себе и в родах.