Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа
Целью работы является: разработка цикла мини-лекций, направленных на профилактику возникновения и осложненного переживания женщинами послеродовой депрессии.
Задачи работы:
Анализ литературы по проблеме послеродовой депрессии.
Теоретический анализ психологического просвещения как формы профилактики.
Разработка дидактического материала по изучаемой проблеме в виде мини-лекции.
Следует отметить, что семейная составляющая является наиболее сложной и слабо изученной, поскольку отношения между супругами развиваются через свои этапы кризисов. Роды для семейной составляющей будут являться скорее катализатором, чем гармонизацией всех аспектов отношений между супругами.
Психологическая готовность к родам может формироваться как спонтанно, так и целенаправленно с использованием метода психотерапевтических занятий по подготовке к родам для семейных пар в период беременности. Наличие определенного уровня готовности к родам связано с последующей степенью благоприятного протекания родового процесса (как в плане состояния роженицы, так и в плане физиологических параметров родовой деятельности) и постродовым состоянием роженицы.
Филиппова Г.Г. предлагает выделять пять уровней психологической готовности к родам:
нулевой уровень - полное отсутствие психологической готовности к родам. Характеризуется паникой в родах, сильными волнениями и наличием большого количества страхов, длительным труднопереносимым болевым периодом, негативным восприятием родов, получением послеродового стресса и возможными медицинскими осложнениями.
1
и 2 уровни - наличие моральной
готовности к родам.
3 и 4 уровни - собственно психологическая готовность к родам. Характеризуется наряду с наличием полной моральной готовности еще и полным принятием родового процесса, включая и возможные негативные моменты, и нахождением роженицы в состоянии "здесь и теперь", что обеспечивает ей вхождение в родовой энергетический поток и относительно (либо полностью) безболезненные роды. Женщина получает от родов радостные позитивные впечатления, роды благотворно воздействуют на ее глубинное психоэмоциональное состояние. Отношение к родам позитивное. На 3м уровне, в отличие от 4го, вышеописанное состояние присутствует не во все периоды родов.
Характерным критерием отсутствия полной собственно психологической готовности к родам является тот факт, что женщина торопит роды, хочет поскорее родить, желает, чтобы все побыстрее кончилось, несмотря на свое спокойное и уверенное состояние. [14, с. 134-139]
Указанные выше уровни говорят о степени зрелости всех компонентов психологической готовности к родам.
А также на формирование ПД существенное влияние оказывает готовность/неготовность к материнству, к принятию новой социальной роли.
В исследованиях Мещеряковой С.Ю. были выявлены основные составляющие структуры психологической готовности к материнству:
-особенности переживания женщиной беременности;
-ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем;
-ранний детский опыт будущей матери (наличие или отсутствие привязанности к матери, стиль родительского воспитания, игровые предпочтения и пр.). Все три составляющие оказались связанными между собой.
Разные
варианты сочетания элементов этих
составляющих в совокупности определили
уровень психологической
По признаку готовности к материнству можно выделить 3 группы:
Для женщин с низким уровнем психологической готовности к материнству вероятность формирования ПД очень велика, так как новая ситуация представляет для них большой стресс.[3]
Необходимо отметить, что на формирование отношения к материнству, в целом, и психологической готовности к материнству, в частности, большое влияние оказывают существующие в культуре мифы и стереотипы. Пожалуй, наибольший вред наносит миф "счастливого и безоблачного материнства", который ведет к нереалистичным ожиданиям до и во время беременности, после родов. Женщины, испытывающие только идеальные представления о материнстве, часто не готовы к первым трудностям и реальному уходу за ребенком, что также становится причиной негативных состояний.
1.6. Материнское поведение женщин с послеродовой депрессией.
Депрессивное состояние изменяет не только саму женщину, но и ее отношения с миром. Наиболее негативным образом это сказывается на ее взаимоотношениях с собственным ребенком, так как именно с ним она проводит больше всего времени и так как чаще всего свое депрессивное состояние женщина связывает с ним.[15, с. 238]
Послеродовая депрессия изменяет восприятие собственного ребенка, установки матери по отношению к нему, ее поведение с ним. Такие женщины в течение трех-четырех (а иногда и более) месяцев после родов испытывают подавленность, тоску и апатию. Им бывает крайне трудно ухаживать за младенцем. Они растеряны, так как не могут понять, что с ними происходит, почему они воспринимают собственного ребенка как что-то чужое, «не могут его полюбить», и нередко бывают раздражены тем, что ему необходимо уделять столько времени, внимания и сил. Любые действия ребенка могут вызвать негативную реакцию, и даже враждебность. Такие матери менее эмоциональны в контакте с ребенком, они реже подходят к малышу, редко берут его на руки, улыбаются и разговаривают с ним, недостаточно живо реагируют на его дискомфорт. Одновременно с этим женщина часто испытывает неуверенность в том, что она правильно ухаживает за своим ребенком, чувствует себя несостоятельной в роли матери, что нередко приводит к формированию чувства вины. Часто это сочетается с постоянной и беспочвенной тревогой за здоровье малыша.
Подобное состояние матери нарушает эмоциональное общение с ребенком. И чем дольше оно длится, тем сильнее отражается на ребенке, семье, личности матери.
Экспериментальные исследования Баз Л.Л. изучающие взаимодействия матерей с ПД и их детей показывают, что ПД оказывает негативное влияние на взаимодействие мать—дитя. [15, с. 240]
Женщины с ПД имеют разнообразные негативные чувства и установки по отношению к своему ребенку, что проявляется в широком диапазоне отрицательных реакций в поведении матери.
Матери с ПД мало экспрессивны и в меньшей степени стимулируют поведение своих младенцев. Они меньшее количество времени наблюдают за младенцем, реже прикасаются к младенцу по сравнению с контрольной группой. Особо отмечается меньшее количество нежных прикосновений к ребенку.
Исследования Wrate, Rooney, Thomas показали, что многие матери, испытывающие депрессию, имеют затруднения в общении с детьми, что влияет на когнитивное развитие младенцев. Более того, матери, испытывающие депрессивные состояния не способны к невербальному общению с младенцем.
Матери с ПД медленнее реагируют и реже вокализируют в ответ на вокализации младенцев по сравнению с матерями без аффективной патологии. Они могут быть очень назойливы или даже враждебны по отношению к ребенку. В целом такое поведение можно охарактеризовать как "нечувствительное" по отношению к ребенку. Более того, матери с ПД могут продолжать вести себя таким отрицательным образом после окончания депрессии.
В спонтанных взаимодействиях депрессивные матери показывают вялые аффекты, меньший уровень активности и меньшее число ответов, соответствующих поведению младенцев. У депрессивных матерей чаще отмечается суровое выражение лица, оно редко выражает положительный настрой. Они меньше разговаривают со своим младенцем, смотрят на него и прикасаются к нему, меньше играют с ним, выражения их лиц более нейтральны, однако они смотрят на своего ребенка и говорят с ним так же много, как и в контрольной группе.
Важно отметить, что крайне выраженные формы ПД могут привести к полной неспособности к уходу за новорожденным. Легкая и средняя степени тяжести ПД оказывают меньшее влияние, но также нарушают взаимодействие между матерью и ребенком. В большей степени это касается не физиологического ухода, а эмоционального отношения.[3]
В состоянии депрессии женщине трудно заботиться о ребенке, понимать его потребности. Матери не подходят к младенцам, когда они плачут, реже берут их на руки, отказываются кормить грудью. Как известно, грудное молоко дает ребенку не просто питательные вещества, но и закладывает иммунитет, влияет на развитие костной системы. Процесс кормления грудью – важнейшее взаимодействие в жизни ребенка, которое приносит радость общения, чувство тепла, любви, безопасности так необходимые маленькому человеку. Дети, лишенные материнского внимания, заботы, ласки теряют в весе, позже начинают говорить, чаще плачут, с трудом засыпают. Далее, более подробно рассмотрим влияние ПД на психическое развитие ребенка.
1.7. Влияние послеродовой депрессии на психическое развитие ребенка.
Депрессия матери сказывается на состоянии и развитии ребенка. Дети страдают, поскольку у мам отсутствует интерес к взаимодействию с ними, а также реакция на какое-либо их проявление. Дети в раннем возрасте особенно нуждаются в телесном контакте, заботе, общении. Депрессия матери негативно влияет на развитие ребенка, особенно на чувство безопасности, внутренние механизмы самозащиты, концентрацию, развитие речи. Также, по мнению ряда исследователей, депрессия матери серьезно влияет на отношения в семье, что тоже может негативно сказываться на ребенке.
Следует
отметить, что эмоциональные
Меньшая эмоциональная выразительность мамы в контакте с ребенком, подавленность и дискомфорт, проявляющийся в неуверенности и чрезмерной тревожности, оказывает на ребенка неблагоприятное воздействие, проявляющееся в отсутствии чувства защищенности, ребенок начинает хуже есть и спать, отказывается находиться без мамы.
На
первом году жизни у ребенка видны
изменения в эмоциональной
Помимо нарушений в эмоциональной сфере наблюдаются нарушения и в когнитивной сфере при длительном течении депрессии у матерей. При кратковременной легкой, средней степени ПД стойких нарушений когнитивной сферы не обнаружено.
В процессе спонтанных взаимодействий младенцы матерей, испытывавших депрессию, были менее активны, выглядели менее удовлетворенными, больше суетились. При взаимодействии со своей матерью лица таких младенцев выражали больше отрицательных эмоций, они часто отводили взгляд, проявляли протест, были менее активны по сравнению с детьми в нормальной группе. Результаты исследований позволяют сделать вывод о том, что у младенцев матерей, испытывающих депрессию, также развивается депрессивный стиль реагирования. Однако не известно, являются ли депрессивные эмоциональные проявления у младенцев результатом отражения поведения матерей или результатом минимальной стимуляции со стороны матерей.