Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа
Целью работы является: разработка цикла мини-лекций, направленных на профилактику возникновения и осложненного переживания женщинами послеродовой депрессии.
Задачи работы:
Анализ литературы по проблеме послеродовой депрессии.
Теоретический анализ психологического просвещения как формы профилактики.
Разработка дидактического материала по изучаемой проблеме в виде мини-лекции.
Не смотря на то, что многие исследователи выделяют в депрессивном поведении родителя отсутствие активности и отчужденность, некоторые матери в большей степени проявляют навязчивый стиль взаимодействия. Вне зависимости от того, ведут ли себя матери, испытывавшие депрессию, отчужденно или навязчиво, их младенцы, по-видимому, отзываются главным образом на негативное поведение матерей, в то время как младенцы здоровых матерей более отзывчивы на положительное родительское отношение. Таким образом, в обоих случаях дети отражают доминантное настроение своих матерей или подражают ему. [3]
Таким
образом, ПД негативно влияет на состояние
и развитие ребенка. В первую очередь,
страдает развитие эмоциональной сферы
младенца, причиной и следствием чего
является нарушение взаимодействия
мамы и ребенка. Поскольку, особенно важным
для ребенка этого возраста, является
наличие телесного контакта, общения,
заботы с мамой, что обуславливает благополучное
психическое развитие ребенка. Но именно
этих условий ПД и лишает его. А возникающие
вследствие этого нарушения в развитии
ребенка, в свою очередь, провоцируют усугубление
негативных тенденций в отношениях ребенка
с матерью.
1.8. Психологическое просвещение как форма профилактики осложненного переживания женщинами послеродовой депрессии
В работе психолога психологическое просвещение является одним из звеньев психологической профилактики. Рассмотрим эти понятия подробнее.
В узком смысле психологическая профилактика представляет собой совокупность психологических приемов и способов формирования отрицательного отношения к тому или иному виду отклоняющегося поведения или явления негативного свойства. В широком – методы формирования такого образа жизни и направленности поведения, при котором сводится к минимуму возможность возникновения тяги к такому поведению. Профилактика – запланированное устранение причин, могущих вызвать негативные изменения или предупреждение возможных последствий. Профилактика должна проводиться в форме действий, нацеленных на достижение желаемого результата, но с установкой на выявление и исключение причин, а значит, создание возможностей того, чтобы люди сами могли позаботиться о своем состоянии. В определенном виде профилактики нуждаются все люди. [10] Реализация психопрофилактических программ может осуществляться на разных уровнях: 1) на уровне отдельного индивида 2) на уровне социальной микросистемы (семья, класс) 3) на уровне мезосистемы (организация, учреждение) 4) на уровне макросистемы (город, популяция, общество). [4, с. 30]
Различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем и меры, принимаемые задолго до их возникновения, обращается к здоровым людям из «групп риска», и своевременное предупреждение причин возникновения негативных явлений. В то время как необходимость вторичной профилактики обусловлена наличием проблем и необходимостью не дать этим проблемам полностью деформировать личность, а третичная профилактика - это этап лечения, исправление положения, она включает организацию психологической поддержки и самоподдержки тех, кто намеренно хочет решить свои проблемы (психологическое сопровождение и реабилитация).[10]
В первичной профилактике наиболее эффективно использовать психологическое просвещение.
Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры.
В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность. Необходимо избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
Для психологического просвещения могут использоваться мини-лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных видеофильмов, и психологический анализ поведения героев. [5, с. 137] Просвещение задает слушателям пассивную позицию, и в этой ситуации, новое знание, если оно приходит в противоречие с существующими у человека представлениями или предполагают их изменение, легко может быть отвергнуто, забыто. [1, с. 47] Поэтому важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного контингента людей, т.е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем. Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем. [4, с. 59] А также его эффективность определяется тем, насколько предлагаемое знание в данный момент значимо, актуально для отдельного человека или группы людей и насколько привлекательна или привычна для них выбранная психологом форма передачи знаний. [1, с. 49] При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности - важнейшая основа психологического просвещения.[5, с. 138]
Следует
отметить, что психологическое
Выводы по главе:
ГЛАВА 2. Разработка цикла мини-лекций по теме «Профилактика послеродовой депрессии у женщин».
Пояснительная записка:
Цель: формирование психологической культуры женщин, находящихся в репродуктивном возрасте и готовящихся стать матерями в отношении ПД.
Задачи:
Целевая аудитория: женщины, находящиеся в репродуктивном периоде, готовящиеся стать матерью.
Состав: до 30 человек.
База проведения: женские консультации, курсы для будущих родителей, школы подготовки к родам.
Время проведения: 4 мини-лекции по 20-25 минут.
Содержание:
Лекция 1. Что такое послеродовая депрессия?
- введение в проблему;
- определение понятия «ПД»;
- симптомы,
особенности формирования и
Лекция 2. Как влияет ПД на мать и ребенка?
- особенности материнского поведения женщин, страдающих ПД;
- последствия влияния ПД матери на психическое развитие ребенка.
Лекция 3. Факторы формирования ПД.
- наследственная предрасположенность к эмоциональным расстройствам;
- физические и физиологические причины (изменения организма во время беременности и после родов и т.п.);
- социальные факторы (особенности семьи и социального окружения);
- психологические факторы (особенности личности женщины, восприятия себя как женщины, матери и т.п.).
Лекция 4. Так что же делать?
- выявление
факторов формирования ПД как
основа для профилактики
- роль и возможности психолога в консультации по поводу вопросов, связанных с ПД;
- роль
техник и приемов
- описание некоторых простых приемов психологической саморегуляции;
- контактные
данные центра социально-психологической
помощи, где женщина может получить комплексную
поддержку при ПД или при наличии факторов
ее формирования.
Лекция 1. Что такое послеродовая депрессия?
Цель: сформировать у женщин общее представление относительно ПД.
Задачи: обосновать актуальность заявленной темы для женщин, готовящихся стать матерями и находящихся в репродуктивном периоде, сформировать общее представление о ПД; ознакомить с симптомами, особенностями формирования и протекании ПД.
Это первая наша встреча, которая посвящена проблеме послеродовой депрессии. Всего таких встреч будет четыре. Сегодня мы узнаем, что такое ПД, каковы ее симптомы, особенности протекания и проявления. В течение последующих бесед я расскажу, как сказывается ПД на матери, ребенке и их взаимоотношениях; каковы факторы, способствующие ее формированию. На последней встрече я познакомлю вас с возможностями профилактики ПД и способами оказания ей сопротивления.
Итак, сегодняшняя тема – «Что такое ПД?».
Материнство – источник величайшей радости для женщины. Однако бывает и так, что женщина не может всецело отдаться положительным чувствам, сопровождающим это событие. История Иры – один из таких многочисленных случаев.
«Нельзя сказать, что Ира не была рада первенцу – его рождение она считала главным событием своих неполных 22 лет. В начале неожиданной для нее беременности она твердо решила, что малыш будет, что она сделает все, чтобы он рос здоровым и счастливым. Отец будущего ребенка тоже был рад – в глубине души он, как и большинство мужчин, мечтал стать отцом, чтобы увидеть свое продолжение в этом мире. Он настоял на том, чтобы зарегистрировать брак, снял квартиру, где они могли бы жить вместе, работал с утра до вечера, чтобы было «нормальное» питание, красивая коляска и памперсы. Он приносил жене цветы и мужественно переносил все перепады ее настроения, они вместе выбирали роддом. И вот наконец молодую маму с долгожданным новорожденным встречает любящий муж, заботливые родители. И вроде бы все хорошо, а ей почему-то хочется плакать – и совсем не от счастья.