Профилактика послеродовой депрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: разработка цикла мини-лекций, направленных на профилактику возникновения и осложненного переживания женщинами послеродовой депрессии.
Задачи работы:
Анализ литературы по проблеме послеродовой депрессии.
Теоретический анализ психологического просвещения как формы профилактики.
Разработка дидактического материала по изучаемой проблеме в виде мини-лекции.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

     Не  смотря на то, что многие исследователи  выделяют в депрессивном поведении  родителя отсутствие активности и отчужденность, некоторые матери в большей степени проявляют навязчивый стиль взаимодействия. Вне зависимости от того, ведут ли себя матери, испытывавшие депрессию, отчужденно или навязчиво, их младенцы, по-видимому, отзываются главным образом на негативное поведение матерей, в то время как младенцы здоровых матерей более отзывчивы на положительное родительское отношение. Таким образом, в обоих случаях дети отражают доминантное настроение своих матерей или подражают ему. [3]

     Таким образом, ПД негативно влияет на состояние и развитие ребенка. В первую очередь, страдает развитие эмоциональной сферы младенца, причиной и следствием чего является нарушение  взаимодействия мамы и ребенка. Поскольку, особенно важным для ребенка этого возраста, является  наличие телесного контакта, общения, заботы с мамой, что обуславливает благополучное психическое развитие ребенка. Но именно этих условий ПД и лишает его. А возникающие вследствие этого нарушения в развитии ребенка, в свою очередь, провоцируют усугубление негативных тенденций в отношениях ребенка с матерью.  

     1.8. Психологическое  просвещение как  форма профилактики  осложненного переживания  женщинами послеродовой  депрессии 

     В работе психолога психологическое просвещение является одним из звеньев психологической профилактики. Рассмотрим эти понятия подробнее.

     В узком смысле психологическая профилактика представляет собой совокупность психологических приемов и способов формирования отрицательного отношения к тому или иному виду отклоняющегося поведения или явления негативного свойства. В широком – методы формирования такого образа жизни и направленности поведения, при котором сводится к минимуму возможность возникновения тяги к такому поведению. Профилактика – запланированное устранение причин,  могущих вызвать негативные  изменения или предупреждение возможных последствий. Профилактика должна проводиться в форме действий,  нацеленных на достижение желаемого результата, но с установкой на выявление и исключение причин, а значит, создание возможностей того, чтобы люди сами могли позаботиться о своем состоянии. В определенном виде профилактики нуждаются все люди. [10] Реализация психопрофилактических программ может осуществляться на разных уровнях: 1) на уровне отдельного индивида 2) на уровне социальной микросистемы (семья, класс) 3) на уровне мезосистемы (организация, учреждение) 4) на уровне макросистемы (город, популяция, общество). [4, с. 30]

     Различают первичную, вторичную и третичную  профилактику. Первичная профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем и меры, принимаемые задолго до их возникновения, обращается к здоровым людям из «групп риска», и своевременное предупреждение причин возникновения негативных явлений. В то время как необходимость вторичной профилактики обусловлена наличием проблем и необходимостью не дать этим проблемам полностью деформировать личность, а третичная профилактика  -  это этап лечения, исправление положения, она включает  организацию психологической поддержки и самоподдержки тех, кто намеренно хочет решить свои проблемы (психологическое сопровождение и реабилитация).[10]

     В первичной профилактике наиболее эффективно использовать психологическое просвещение.

     Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры.

     В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность. Необходимо избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

     Для психологического просвещения могут  использоваться мини-лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных видеофильмов, и психологический анализ поведения героев. [5, с. 137] Просвещение задает слушателям пассивную позицию, и в этой ситуации, новое знание, если оно приходит в противоречие с существующими у человека представлениями или предполагают их изменение, легко может быть отвергнуто, забыто. [1, с. 47] Поэтому важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне,  а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного контингента людей, т.е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем. Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем. [4, с. 59] А также его эффективность определяется тем, насколько предлагаемое знание в данный момент значимо, актуально для отдельного человека или группы людей и насколько привлекательна или привычна для них выбранная психологом форма передачи знаний. [1, с. 49] При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности - важнейшая основа психологического просвещения.[5, с. 138]

     Следует отметить, что психологическое просвещение наиболее эффективно в работе с женщинами, которые готовятся стать матерями в ближайшей или дальнейшей перспективе. Расширение психологических знаний и повышение психологической культуры женщин является  главным звеном в профилактике осложненного переживания женщинами ПД.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по главе:

  1. Послеродовая депрессия (ПД) — достаточно широко распространенное эмоциональное расстройство(10-15%). Это длительное и субъективно тяжелое состояние, сопровождающееся снижением настроения, недостатком интереса к жизни, подавленностью. У женщин с подобным расстройством выявляется высокий уровень тревоги, иногда — страхи. Исследователи данной проблемы выделяют две группы симптомов ПД: соматические и психические. Причем, указанные выше симптомы настолько многочисленны и неспецифичны, что обусловливает трудность  выявления ПД.
  2. По данным зарубежных авторов, ПД встречается у 10-15% родивших женщин. Исследования, проведенные в нашей стране, свидетельствуют о такой же распространенности послеродовых депрессивных расстройств. Причем, в 2 раза чаще встречаются легкие формы депрессии, чем средние и тяжелые.
  3. Анализируя концепцию материнства и реакцию матери на события, произошедшие после  рождение ребенка, можно выделить два механизма формирования ПД. Первый – когда женщина рассматривает ребенка как центр всей ее жизни, при этом она не способна эффективно осуществлять свои материнские функции, что приводит к снижению самооценки и провоцирует чувство вины. Второй – когда депрессия является результатом внутриличностного конфликта при невозможности объединения карьеры и ухода за ребенком, а также потери ощущения внутренней независимости. Приобретение материнской роли рассматривается ими как потеря своей личности и социального статуса.
  4. Послеродовая депрессия  начинает проявляться уже в раннем послеродовом периоде, но наиболее типично ее проявление спустя 2-4 месяца после родов. Пик расстройства приходится на 9 месяц и снижается только к 15 месяцу после родов. Существуют сведения о том, что ПД может возникать даже через три года после рождения ребенка.
  5. На формирование ПД оказывают влияние различные группы факторов, причем носят они комплексный характер. Основными из них являются: наследственная предрасположенность к аффективным расстройствам; физические и физиологические причины (изменения организма во время беременности и после родов и т.п.); социальные факторы (особенности семьи и социального окружения); психологические факторы (особенности личности женщины, восприятия себя как женщины, матери и т.п.). Причем, психологические факторы оказывают прямое влияние не только на состояние матери после родов, но и на дальнейшее развитие ребенка. Влияние ПД существенно сказывается на психическом развитии ребенка. В первую очередь, страдает развитие эмоциональной сферы младенца, причиной и следствием чего является нарушение  взаимодействия мамы и ребенка. Поскольку, особенно важным  для ребенка этого возраста, является  наличие телесного контакта, общения, заботы с мамой, что обуславливает благополучное психическое развитие ребенка. Но именно этих условий ПД и лишает его. А возникающие вследствие этого нарушения в развитии ребенка, в свою очередь, провоцируют усугубление негативных тенденций в отношениях ребенка с матерью.
  6. Психологическое просвещение является одним из направлений работы психолога. Причем, оно выполняет функции профилактики в развитии отклоняющего поведения и явлений, негативно сказывающихся на здоровье населения. Послеродовая депрессия оказывает негативное влияние не только на родившую женщину, но и на ребенка и семейную систему в целом. Поэтому, расширение психологических знаний и повышение психологической культуры женщин является  главным звеном в профилактике осложненного переживания женщинами ПД.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Разработка цикла мини-лекций по теме «Профилактика послеродовой депрессии у женщин».

Пояснительная записка:

Цель: формирование психологической культуры женщин, находящихся в репродуктивном возрасте и готовящихся стать матерями в отношении ПД.

Задачи:

  1. Ознакомить участников целевой группы с ПД как психологическим феноменом; ее симптомами, факторами возникновения, динамикой, возможными последствиями для матери, ребенка и семьи в целом; познакомить с возможностями профилактики ПД за счет нивелирования влияния факторов формирования;
  2. Дать представление о методах психологической саморегуляции, направленных на ослабление депрессивных переживаний;
  3. Дать контактные данные центров оказания помощи при обнаружении депрессивной симптоматики.

Целевая аудитория: женщины, находящиеся в репродуктивном периоде, готовящиеся стать матерью.

Состав: до 30 человек.

База  проведения: женские консультации, курсы для будущих родителей, школы подготовки к родам.

Время проведения:  4 мини-лекции по 20-25 минут.

Содержание:

Лекция 1. Что такое послеродовая депрессия?

- введение в проблему;

- определение  понятия «ПД»;

- симптомы, особенности формирования и протекания  ПД.  

Лекция 2. Как влияет ПД на мать и  ребенка?

- особенности материнского поведения женщин, страдающих ПД;

- последствия влияния ПД матери на психическое развитие ребенка.

Лекция 3. Факторы формирования ПД.

- наследственная предрасположенность к эмоциональным расстройствам;

- физические и физиологические причины (изменения организма во время беременности и после родов и т.п.);

- социальные факторы (особенности семьи и социального окружения);

- психологические факторы (особенности личности женщины, восприятия себя как женщины, матери и т.п.).

Лекция 4. Так что же делать?

- выявление  факторов формирования ПД как  основа для профилактики расстройства;

- роль  и возможности психолога в консультации по поводу вопросов, связанных с ПД;

- роль  техник и приемов психологической  саморегуляции в профилактике  ПД и в работе с субдепрессивными состояниями;

- описание  некоторых простых приемов психологической саморегуляции;

- контактные данные центра социально-психологической помощи, где женщина может получить комплексную поддержку при ПД или при наличии факторов ее формирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция 1. Что такое послеродовая депрессия?

Цель: сформировать у женщин общее представление относительно ПД.

Задачи: обосновать актуальность заявленной темы для женщин, готовящихся стать матерями и находящихся в репродуктивном периоде, сформировать общее представление о ПД; ознакомить с симптомами, особенностями формирования и протекании ПД.  

     Это первая наша встреча, которая посвящена проблеме послеродовой депрессии. Всего таких встреч будет четыре. Сегодня мы узнаем, что такое ПД, каковы ее симптомы, особенности протекания и проявления. В течение последующих бесед я расскажу, как сказывается ПД на матери, ребенке и их взаимоотношениях; каковы факторы, способствующие ее формированию. На последней встрече я познакомлю вас с возможностями профилактики ПД и способами оказания ей сопротивления.

     Итак, сегодняшняя тема – «Что такое  ПД?».

     Материнство – источник величайшей радости для женщины. Однако бывает и так, что женщина не может всецело отдаться положительным чувствам, сопровождающим это событие. История Иры – один из таких многочисленных случаев.

     «Нельзя сказать, что Ира не была рада первенцу – его рождение она считала главным событием своих неполных 22 лет. В начале неожиданной для нее беременности она твердо решила, что малыш будет, что она сделает все, чтобы он рос здоровым и счастливым. Отец будущего ребенка тоже был рад – в глубине души он, как и большинство мужчин, мечтал стать отцом, чтобы увидеть свое продолжение в этом мире. Он настоял на том, чтобы зарегистрировать брак, снял квартиру, где они могли бы жить вместе, работал с утра до вечера, чтобы было «нормальное» питание, красивая коляска и памперсы. Он приносил жене цветы и мужественно переносил все перепады ее настроения, они вместе выбирали роддом. И вот наконец молодую маму с долгожданным новорожденным встречает любящий муж, заботливые родители. И вроде бы все хорошо, а ей почему-то хочется плакать – и совсем не от счастья.

Информация о работе Профилактика послеродовой депрессии