Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков и выявить наиболее действующие методы.
Объект исследования - девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – особенности девиантного поведения подростков и особенности работы специалистов с «трудными» детьми.
Задачи курсовой работы :
Раскрыть сущность понятия «девиантное поведение».
Изучить основные причины девиантного поведения подростков.
Обозначить основные методы и способы профилактики коррекции девиантного поведения.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 67.26 Кб (Скачать)

ФИО:_____________________________________________________________

Дата рождения: ____________________________________________________

Класс ____________________________________________________________

Форма учета: ______________________________________________________

Причина постановки на учет: ________________________________________

__________________________________________________________________ 

Методы сбора  информации (диагностические методики): 

Предполагаемая  причина девиантного поведения: _______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

На основании  психологического обследования рекомендовано: 

Наименование  мероприятия Формы проведения Сроки
                                                 психолог
1…      
     
                                     Классный руководитель
     
     
                                     Социальный педагог
     
     
                                                Родители
     
     
 

Педагог – психолог ________________________________________________

С планом ознакомлен:

Классный руководитель______________________________________________ 

Социальный педагог_________________________________________________ 

    Родители_________________________________ 

                                       

                                       

                                          Приложение 3.

                                          Коррекционная работа

ФИО:_______________________________________________

Дата  рождения: ______________________________________ 

Дата Проблема Диагностика Результаты План мероприятий Какие использовались программы Динамика,

наблюдения

Рекомендации  классн. руководителю, соц.педагогам, родителям
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

                                     Приложение 4.

На базе МОУ  СОШ № 10 нами была проведена беседа, со специалистами, сопровождающими  детей с девиантным поведением – социальным педагогом Рогалёвой С.И и педагогом-психологом Матвеевой О.А. Итак, рассмотрим некоторые ответы на заданные нами волнующие вопросы:

  1. Какие девиации в наше время наиболее распространены?

В наше время  наиболее распространёнными девиациями считаются:

Среди юношей:

1 место –  алкоголь и курение;

  1. место – нарушение общественного порядка;
  2. место – хулиганство;
  3. место – наркомания и токсикомания;
  4. место – мелкое воровство;

Среди девушек:

1 место  – нарушение правил режима  в школе, прогулы, отказ от  выполнения заданий;

2 место  – алкоголь и курение;

3 место  – проституция, уход из дома;

4 место  – употребление наркотических  веществ;

  1. место – нарушение общественного порядка;
  2. Как отличить трудного подростка от остальных? Каковы признаки девиантного поведения.?

Девиантное поведение  в различном возрасте проявляется  по-разному. Например, «трудный» младший  школьный возраст обусловлен тем, что  ребёнок не умеет общаться со сверстниками, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Наблюдается  баловство с опасными предметами, порча мебели, оборудования, ненормативная  лексика. «Трудный» средний возраст  предполагает такие недостатки в  поведении как заносчивость, негативное отношение к учёбе, конфликты  с окружающими, употребление алкогольных  напитков или психотропных средств, курение, кражи, насилие над животными. «Трудный» старший возраст является огромной проблемой для школы, семьи и окружающих подростка людей. Кроме курения, употребления алкогольных напитков и воровства, у «трудного» подростка появляются сексуальные проблемы, суицидные намерения или попытки, проституция, наркомания, правонарушения и иные формы асоциального поведения.

  1. Какие методы и программы используются вами в работе с «трудными детьми»?

На этапе «трудного» младшего школьного возраста специалистам нужно научить ребёнка преодолевать трудности, самостоятельно делать уроки, знать то такое «хорошо», что такое  «плохо». В нашей школе с «трудными» детьми младшего возраста проводятся коррекционные игры, которые помогают детям раскрепоститься, или же наоборот снижают гиперактивность и агрессивность  детей. Вот некоторые из них:

"Жужа"  
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.  
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.

"Дракон"  
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.  
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — "голова", последний — "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

"Два  барана" 
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.  
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

Практика показывает, что такие методы достаточно позитивно  влияют на ребёнка. Замкнутые и необщительные  дети становятся более коммуникабельными, а грубые и капризные становятся более сдержанными.

.

Для «трудных»  детей среднего и старшего школьного  возраста нашей школе открыто  поддерживается социально-педагогическая программа. Цель данной программы - коррекция процесса социализации подростков отклоняющегося поведения через их духовное, гражданское, физическое, творческое, социальное развитие. Подростки вовлекаются в различные формы досуговой деятельности. Создаются условия для их самовыражения и саморазвития.

Гражданское воспитание. В школе № 10 работает музей, который ученики создали своими усилиями. Здесь происходит формирование интереса к прошлому своей школы и города. В музее часто проводятся встречи с участникми ВОВ, воинами-афганцами. У юношей это всегда вызывает особый интерес.

Физическое  воспитание. На базе школы работает секция дзюдо и каратэ. Дети с отклоняющимся поведением охотно посещают данную секцию, т.к. это помогает им выплеснуть излишнюю энергию, научиться владеть своим телом и закаливает организм.

Эстетическое  воспитание. Девушки участвуют в эстетической секции «Прима». В секции проводится обучение пластике и танцам, ознакомление с новинками моды и т.д. Ежегодно проводятся конкурсы «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», « Жемчужина» и «КВН». Нужно отметить, что дети с девиантным поведением зачастую принимают активное участие в таких конкурсах, что также может быть обусловлено желанием выплеснуть энергию и получить новые впечатления.

Тренинги –  это ещё одна не менее эффективная  программа, используемая специалистами  школы № 10. Тренинги проводятся соц. педагогом и педагогом-психологом в группах. В тренинговую группу входят «трудные» подростки от 13-17 лет, в количестве от 8 до 14 человек. Продолжительность занятий от 45 до 60 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Структура тренингового занятия:

 Каждое занятие  имеет 3 этапа.

 Первый этап – разминка 10 минут.

Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.

Второй этап – основной. Его продолжительность - 30-40 минут.

Цель: данный этап занятия направлена на решение задач, поставленных в данной программе.

Сюда включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых  упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного  состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания  с элементами муз-терапии и арт-терапии  с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.

Третий этап – заключительный – 10-15 минут.

Цель последнего этапа: подведение итогов работы.

Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного  на занятии, закрепление позитивного  состояния и ритуал прощания. Получение  домашнего задания.

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков