Профилактика детской безнадзорности и беспризорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, безнадзорности и беспризорности.
Проблемы детской безнадзорности и беспризорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных детей из года в год неуклонно растет и уже достигло астрономической величины.

Содержание

ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


1.1. Причины безнадзорности и беспризорности в России.

1.2. Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)

1.3. Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности.

Глава II ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


2.1.Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.

2.2.

2.4. Семья как фактор профилактики безнадзорности и беспризорности.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 2.docx

— 100.68 Кб (Скачать)

Естественно, не решена проблема беспризорности и в Чечне. В настоящее время Минтрудом  России разработан план по созданию в  республике социозащитных учреждений. М.В. Гордеева высказала надежду, что  в ближайшие годы эта проблема будет решаться и там. По ее словам, в рамках реализации Федеральной  целевой программы восстановления экономики и социальной сферы  Чеченской Республики предполагается восстановление 5 социозащитных учреждений для несовершеннолетних. Эту работу Минтруд России (государственный  заказчик) проводит совместно с Госстроем  России и Минтрудом Чеченской  Республики.

Руководитель Департамента считает, что в основе решения  проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По ее мнению, государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Таковы, по словам М.В. Гордеевой, приоритеты и результаты действий, предпринимаемых Минтрудом  России, органами социальной защиты населения  субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, отметила она, в сложившихся  условиях социальная защита детей, оказавшихся  в особо сложных обстоятельствах, несомненно, должна осуществляться на фоне мер силового противодействия этим негативным явлениям. Сегодня, к сожалению, не проработаны в необходимой степени вопросы осуществления контроля за миграцией, пресечения ее незаконных форм. Неконтролируемая миграция усугубляет ситуацию с детской беспризорностью.

М.В. Гордеева отметила необходимость дополнительного  законодательного регулирования деятельности такого важнейшего субъекта, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Принятый Государственной  Думой в июне прошлого года Федеральный  закон "Об основах организации  деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" не подписан Президентом  Российской Федерации. Отсутствие на федеральном  уровне современного правового обеспечения  деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.

По мнению Н.В. Гордеевой, учитывая, что Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" вопросы образования комиссий и осуществления ими отдельных государственных полномочий относит к компетенции федерального центра и субъектов РФ, представляется целесообразным по итогам парламентских слушаний рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ разработать и принять региональные нормативно-правовые акты по вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, укреплять комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в кадровом и организационно-техническом отношении. Кроме того, дополнительного правового регулирования (внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") требуют также вопросы, связанные с осуществлением подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении безнадзорных и беспризорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства. Они нашли отражение в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который подготовлен рабочей группой из представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Этот проект предусматривает также расширение круга прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, гуманизацию некоторых других положений указанного Федерального закона. Кстати, этот закон, как уже было сказано, стал мощным стимулом развития сети социальных учреждений, укрепления межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Только за 2000 (первый полный год реализации Закона) в субъектах Российской Федерации было создано 92 (!) новых специализированных учреждения для несовершеннолетних. Однако при утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах (одно учреждение -на 5-10 тысяч детского населения) потребности в такого рода учреждениях удовлетворены лишь на 22%.

В заключение М.В. Гордеева отметила, что сегодня перед Минтрудом  России, субъектами Российской Федерации  стоит задача не только продолжить работу по количественному развитию сети учреждений, но и вносить необходимые  коррективы в ее структуру: соотношение  учреждений разного типа (приютов  для оказания экстренной помощи и  социально-реабилитационных центров, сочетающих реабилитационную и профилактическую, патронажную работу), географию размещения (например, в Курганской, Курской, Кировской  областях. Республике Калмыкия до настоящего времени действуют по 2-3 учреждения). Органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации необходимо принять  меры по приведению системы социозащитных  учреждений для несовершеннолетних в соответствие с положениями  Федерального закона "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. N896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".

По результатам  парламентских слушаний были приняты  рекомендации. Высказаны пожелания: обеспечить в полном объеме финансирование федеральных программ, направленных на поддержку детства и мероприятий  по профилактике беспризорности и преступности несовершеннолетних; продолжить законотворческую деятельность по совершенствованию правовой базы реализации законных прав и интересов несовершеннолетних; принять дополнения и изменения в законодательные акты и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", предусматривающие процедуру рассмотрения в судах материалов о помещении несовершеннолетних в центры временной изоляции и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и др. 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1.Азаров.Ю.Беспризорность  и детская преступность – наши  беды. // Воспитание школьников.–2002.–№7. 
2. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. /Подред.Ф.А.Мустаевой.–М.:Академический проект, 2003. 
3. Починок А.П. Не должно быть в стране беспризорных детей. // Социальная работа. – 2003. - № 1. 
4. Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстремизм. – М.: Анархасис, 2004. 
5. Словарь по социальной педагогике. / Сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. 
6. Словарь справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997. 
7. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность. // Социс. – 1998. – № 3. 
8. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2002. 
9. Социальная педагогика. / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. 
10. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершенно-летних с девиантным поведением. / Под ред. М.А. Новиковой. – М.: Союз, 1999. 
11. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. / Под ред. Г.М. Иващенко. – М.: НИИ семьи, 1997. 
12. Шахина Н.А. Профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних – на уровень новых задач. // Отечественный журнал социальной работы. – 2002. - № 3. 
13. Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты. // Воспитание школьников. – 2002. - № 6.

14 Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -2-е изд., М.: Издательский дом «Академия», 1996. - 128 с.  
15. Выготский Л. С. Развитие высших психических функции. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.  
16. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Л.М. Шипициной. - СПб: Издательство «Речь», 2003. - 144 с.  
17. Иванюк Н.А. «Чужие» дети.//Социально-педагогическая работа, № 4, 2003 год. – 2003. - 127 с.// стр.46-53

18. Козлов В.В. Социальная  и психологическая работа с  кризисной личностью. М.: Изд-во  Института психотерапии, 2002. - 396 с.  
19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.: БГУ, 1976.  
20. Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.  
21. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.  
22. Маслоу А. Мотивация и личность. Пер. с англ. - С.-П., 2001.  
23. Маханько А.М., Иванюк Н.А. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений. Мн.: РУМЦ ФВН, 2004, - 473 с.

24. Прихожан.А.М. и  Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 1990.  
25. Проблемы социального сиротства. Смагина Л.И., Воднева А.К., Глухова Н.М. и др.; под общей редакцией Л.И. Смагиной. - Мн.: ГДП «Спектр-диалог», 1999. - 104 с.  
26. Сажина Н.С. Деятельность государства и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в 1921-1928 гг. (на материалах Урала) //Автореферат… канд. Ист. наук. Екатеринбург. -1998. -50 с.  
27. Слободянский Х.Д., Зубрилин К.С. Организация детских домов в системе социального обеспечения. М.,2000.  
28. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность//Социол. исслед. 2004.

29.Технология социальной  работы: Учебник / Под ред. А.А.  Чернецкой. - Ростов-н/Д: "Феникс", 2006. 

30.  Миронов С.О  положении детей в Российской  Федерации //Известия.-2005.- №7  
31. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3  
32. Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8  
33. Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9  
34. Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2004.- №4  
35. Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15  
36. Закон РФ №103-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14 
 
37. Арзуманян Д. Микросреда и отклонение социального поведения детей и подростков. Ереван: Луис, 1980. 254 с.

38. Бланков А.С. Актуальные  проблемы предупреждения безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних  Социальная дезадаптация: нарушение  поведения детей и подростков. М.: МПА, 1996, С, 3-10.

39. Блонский П.П.  Избранные педагогические и психологические  сочинения в 2-х томах Под  ред. А.В.Петровского. М., 1979.

40. Бобнева М.И. Социальные  нормы как объект психологического  исследования Методические проблемы  социальной психологии. М.: Наука, 1975 г.-368 с.

41. Божович Л.И. Проблемы  формирования личности. -М,: "Институт  практической психологии", Воронеж:  НПО "МОДЭК", 1995. 352 с.

42. Бочарова В.Г.  Педагогика отношений в социуме.  Перспективная альтернатива. М Сов,  педагогика, 1991.- 162 с.

43. Бочарова В.Г.  Социальная микросреда как фактор  формирования личности школьника:  Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1991.

44. Василькова Ю.В.  Лекции по социальной педагогике. М., 1998.

45. Василькова Ю.В.  Методика и опыт работы социального  педагога: Учебное пособие. -М.: Изд.  центр «Академия», 2001. 160 с.

46. Василькова Ю.В.  Очерки по истории социальной  педагогики: Учебное пособие для  вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 480 с.

47. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие  для студентов высших пед. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Издательский  центр «Академия», 2001. 440 с.

48. Возрастная и  педагогическая психология Под  ред. А.В. Петровского. М., 1979. 
 

Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности