Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 06:28, курсовая работа
Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, безнадзорности и беспризорности.
Проблемы детской безнадзорности и беспризорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных детей из года в год неуклонно растет и уже достигло астрономической величины.
ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.
1.1. Причины безнадзорности и беспризорности в России.
1.2. Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)
1.3. Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности.
Глава II ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.
2.1.Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.2.
2.4. Семья как фактор профилактики безнадзорности и беспризорности.
Естественно, не решена
проблема беспризорности и в Чечне.
В настоящее время Минтрудом
России разработан план по созданию в
республике социозащитных учреждений.
М.В. Гордеева высказала надежду, что
в ближайшие годы эта проблема
будет решаться и там. По ее словам,
в рамках реализации Федеральной
целевой программы
Руководитель Департамента считает, что в основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По ее мнению, государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Таковы, по словам М.В.
Гордеевой, приоритеты и результаты
действий, предпринимаемых Минтрудом
России, органами социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации. Вместе
с тем, отметила она, в сложившихся
условиях социальная защита детей, оказавшихся
в особо сложных
М.В. Гордеева отметила необходимость дополнительного законодательного регулирования деятельности такого важнейшего субъекта, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Принятый Государственной Думой в июне прошлого года Федеральный закон "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" не подписан Президентом Российской Федерации. Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.
По мнению Н.В. Гордеевой,
учитывая, что Федеральный закон
"Об основах системы профилактики
В заключение М.В. Гордеева
отметила, что сегодня перед Минтрудом
России, субъектами Российской Федерации
стоит задача не только продолжить
работу по количественному развитию
сети учреждений, но и вносить необходимые
коррективы в ее структуру: соотношение
учреждений разного типа (приютов
для оказания экстренной помощи и
социально-реабилитационных центров,
сочетающих реабилитационную и профилактическую,
патронажную работу), географию размещения
(например, в Курганской, Курской, Кировской
областях. Республике Калмыкия до настоящего
времени действуют по 2-3 учреждения).
Органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации необходимо принять
меры по приведению системы социозащитных
учреждений для несовершеннолетних
в соответствие с положениями
Федерального закона "Об основах
системы профилактики
По результатам
парламентских слушаний были приняты
рекомендации. Высказаны пожелания:
обеспечить в полном объеме финансирование
федеральных программ, направленных
на поддержку детства и
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.Азаров.Ю.Беспризорность
и детская преступность – наши
беды. // Воспитание школьников.–2002.–№
2. Основы профилактики безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних.
/Подред.Ф.А.Мустаевой.–М.:
3. Починок А.П. Не должно быть в стране
беспризорных детей. // Социальная работа.
– 2003. - № 1.
4. Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Девиантное
поведение подростков: наркотизм, криминальность,
экстремизм. – М.: Анархасис, 2004.
5. Словарь по социальной педагогике. /
Сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002.
6. Словарь справочник по социальной работе.
/ Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997.
7. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России:
вновь грозная реальность. // Социс. – 1998.
– № 3.
8. Социальная педагогика. / Под ред. В.А.
Никитина. – М.: Владос, 2002.
9. Социальная педагогика. / Под ред. М.А.
Галагузовой. – М.: Владос, 2000.
10. Социальная реабилитация безнадзорных
детей и несовершенно-летних с девиантным
поведением. / Под ред. М.А. Новиковой. –
М.: Союз, 1999.
11. Социальный приют для детей и подростков:
содержание и организация деятельности.
/ Под ред. Г.М. Иващенко. – М.: НИИ семьи,
1997.
12. Шахина Н.А. Профилактику безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних
– на уровень новых задач. // Отечественный
журнал социальной работы. – 2002. - № 3.
13. Юдашина Н. Дети улицы: психологические
портреты. // Воспитание школьников. –
2002. - № 6.
14 Абрамова Г.С. Практикум
по психологическому консультированию.
-2-е изд., М.: Издательский дом «Академия»,
1996. - 128 с.
15. Выготский Л. С. Развитие высших психических
функции. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
16. Дети социального риска и их воспитание.
Учебно-методическое пособие/ Под ред.
Л.М. Шипициной. - СПб: Издательство «Речь»,
2003. - 144 с.
17. Иванюк Н.А. «Чужие» дети.//Социально-
18. Козлов В.В. Социальная
и психологическая работа с
кризисной личностью. М.: Изд-во
Института психотерапии, 2002. - 396 с.
19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений
в малых группах. Мн.: БГУ, 1976.
20. Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.
21. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.
М.: Смысл, 1993.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. Пер.
с англ. - С.-П., 2001.
23. Маханько А.М., Иванюк Н.А. Особенности
социализации воспитанников интернатных
учреждений. Мн.: РУМЦ ФВН, 2004, - 473 с.
24. Прихожан.А.М. и
Толстых Н.Н. Дети без семьи.
- М.: Педагогика, 1990.
25. Проблемы социального сиротства. Смагина
Л.И., Воднева А.К., Глухова Н.М. и др.; под
общей редакцией Л.И. Смагиной. - Мн.: ГДП
«Спектр-диалог», 1999. - 104 с.
26. Сажина Н.С. Деятельность государства
и общественных организаций по ликвидации
детской беспризорности в 1921-1928 гг. (на
материалах Урала) //Автореферат… канд.
Ист. наук. Екатеринбург. -1998. -50 с.
27. Слободянский Х.Д., Зубрилин К.С. Организация
детских домов в системе социального обеспечения.
М.,2000.
28. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России:
вновь грозная реальность//Социол. исслед.
2004.
29.Технология социальной работы: Учебник / Под ред. А.А. Чернецкой. - Ростов-н/Д: "Феникс", 2006.
30. Миронов С.О
положении детей в Российской
Федерации //Известия.-2005.- №7
31. Пищулин Н.П. Исследование состояния,
динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.-
2004.- №3
32. Спартин В. О беспризорниках, о безденежье
и безмозглости//Комсомольская правда.-
2005.- №8
33. Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно
будущее? //МК.- 2005.- №9
34. Садовская Ю. Беспризорников гораздо
больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы
и факты.- 2004.- №4
35. Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»,
ст.14, 15
36. Закон РФ №103-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных
гарантиях прав ребенка», ст. 14
37. Арзуманян Д. Микросреда
и отклонение социального поведения детей
и подростков. Ереван: Луис, 1980. 254 с.
38. Бланков А.С. Актуальные
проблемы предупреждения
39. Блонский П.П.
Избранные педагогические и
40. Бобнева М.И. Социальные
нормы как объект
41. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. -М,: "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. 352 с.
42. Бочарова В.Г.
Педагогика отношений в
43. Бочарова В.Г.
Социальная микросреда как
44. Василькова Ю.В.
Лекции по социальной
45. Василькова Ю.В.
Методика и опыт работы
46. Василькова Ю.В. Очерки по истории социальной педагогики: Учебное пособие для вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 480 с.
47. Василькова Ю.В.,
Василькова Т.А. Социальная
48. Возрастная и
педагогическая психология Под
ред. А.В. Петровского. М., 1979.
Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности