Профилактика детской безнадзорности и беспризорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, безнадзорности и беспризорности.
Проблемы детской безнадзорности и беспризорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных детей из года в год неуклонно растет и уже достигло астрономической величины.

Содержание

ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


1.1. Причины безнадзорности и беспризорности в России.

1.2. Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)

1.3. Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности.

Глава II ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


2.1.Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.

2.2.

2.4. Семья как фактор профилактики безнадзорности и беспризорности.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 2.docx

— 100.68 Кб (Скачать)

Хотя число специализированных социально-реабилитационных учреждений по стране с каждым годом растет, однако растёт и безнадзорность. В  результате таких учреждений пока все  еще не хватает.

Реализация профилактических мер осуществляется через систему  методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести:

  • профилактическую информационно-консультационную беседу;
  • системное наблюдение;
  • профилактические тренинги;
  • метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения;
  • метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации;
  • метод профилактического вмешательства и др.

Наиболее распространенным является метод профилактической беседы. Такая беседа может быть эффективной, если соблюдаются ее технологические  этапы. Психологи выделяют несколько  этапов, по меньшей мере, четыре. На начальном этапе специалист по социальной работе или социальный психолог, а  возможно, и социальный педагог устанавливают  эмоциональный контакт с собеседником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность. На втором этапе  консультант пытается установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться, например, в подлинных мотивах девиантных отклонений в поведении, задавая  соответствующие вопросы собеседнику. На третьем этапе беседы консультант  совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая  позволила бы предотвратить негативное развитие событий. На четвертом, завершающем  этапе беседы консультанту важно  добиться внутреннего принятия его собеседником новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.

При всей значимости профилактической информационно-консультационной беседы нужно отдавать себе отчет  в том, что неумелое и навязчивое ее проведение может дать обратный эффект.

Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность  социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или  иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального  уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и  личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче  предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем  потом преодолевать его, противодействуя  его проявлениям и последствиям. Реабилитация является неотъемлемым компонентом  социальной технологизации. Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Разнообразие методов  социальной реабилитации позволяет  достигать нужного эффекта в  этой очень важной и необходимой  деятельности. Наряду с универсальным  методом информационно-консультационной беседы, психологического тренинга, направленного  наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие  методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги и настрои, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия  и др. Для примера можно прокомментировать  возможности метода ролевых игр  в процессе реабилитации дезадаптированных  детей. Этот метод специалисты успешно  используют в социально-реабилитационных центрах для подростков, в воспитательных домах, в социальных приютах и  других подобных учреждениях.

Психологами подмечено, что психическое здоровье и психологическое  состояние ребенка и подростка  определяется в значительной мере их способностью к игровой деятельности. Многие дезадаптированные дети не умеют  играть в простейшие ролевые игры ввиду крайней неразвитости эмоционально-волевой  сферы. Таким детям необходимо вернуть  игру, пробудить у них фантазию, развивать образное мышление. Без  этого нельзя развить эмоционально-волевой  потенциал ребенка и вообще обеспечить его нормальное развитие. Благодаря  ролевым играм дезадаптированные  дети и подростки преодолевают свою закомплексованность, страхи, учатся осознавать и различать нравственные ценности.

Социальная терапия, являясь особой процедурой технологии социальной работы, с помощью присущих ей методов оказывает воздействие на социальное поведение граждан, а значит, и на определенную социальную ситуацию, явление. По сравнению с коррекцией терапия направлена на более продолжительное и существенное воздействие на социальный объект с целью его социального оздоровления. Это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функционировании

Таким образом, можно  сделать вывод, что при помощи умело подобранных методов реабилитационный процесс достигает цели, обеспечивая  восстановление тех или иных способностей человека к нормальному социальному  функционированию. Комплексное осуществление  социальной адаптации позволяет  восстановить не только здоровье, трудоспособность, но и социальный статус лица, его  правовое положение, морально-психологическое  равновесие, веру в успех, в свои силы и возможности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Профилактика в семье безнадзорности и беспризорности.  
В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации осуществляются следующие меры:  
Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.  
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом: 

- оказание социально-психологической  и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии  или поведении либо проблемы  в обучении;  
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;  
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;  
- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;  
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.  
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.  
Обеспечивается организация работы по подготовке проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов)».  
МВД России обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел по оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению личности, обеспечению перевозки в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по месту выявления и по месту постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц и преступных группировок, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния.  
Минтруд России создает дополнительные места для приема и размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.  
Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в образовательные учреждения (в том числе детские дома, школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.  
Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов управления здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных детей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями.  
Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в значительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мер специальной профилактики.  
- Необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить в общественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходимо развернуть широкую информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству;  
- усилить ориентацию всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;  
- эффективность действий органов власти по профилактике детской беспризорности и безнадзорности находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей. 

В основу действующей  системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых  оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную  форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.  
Несмотря на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы массовой детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений.
 

За последние годы в России приняты новые законодательные  и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов  детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей, находящихся в социально-опасном положении. 

в Совете Федерации  прошли парламентские слушания. Однако, по мнению выступившей на слушаниях  руководителя Департамента по делам  детей, женщин и семьи Минтруда России М.В. Гордеевой, за последние годы (2000-2001 гг.) благодаря предпринятым мерам  и на законодательном уровне, и  на уровне исполнительной власти удалось  изменить тенденцию роста как  количества преступлений несовершеннолетних, так и числа несовершеннолетних, их совершивших.

По словам М.В.Гордеевой, проблеме профилактики безнадзорности в 1999-2001 годах правительство уделяло особое внимание. Принято распоряжение Правительства N 736 от 10 мая 1999 года, предусматривающее реализацию федеральными органами исполнительной власти ряда конкретных действий по предупреждению детской безнадзорности. В 2000 году утвержден ряд нормативных актов, разработанных во исполнение нового Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в частности, постановления "Об утверждении примерных Положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", и "Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений".

Важное значение в  становлении и развитии новой  системы профилактической работы имеет  начатая с 1997 года федеральная целевая  программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

М.В.Гордеева отметила, что в течение нескольких последних  лет сохранялась неблагополучная  ситуация с выплатой пособий. Однако, начиная с 2000 года, в результате принятых на федеральном уровне мер, положение  с выплатой пособий удалось не только стабилизировать, но и впервые  добиться сокращения долгов по ним.

По мнению М.В. Гордеевой, основным ядром системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних сегодня является сеть социозащитных учреждений, созданная за беспрецедентно короткий срок (в 1993 году в России было всего 4 социальных приюта).

Именно эти "спасательные" учреждения не позволили проблеме детской беспризорности вырасти до состояния катастрофы. В целом по стране в системе социальной защиты населения сегодня действуют: 793 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей), 1053 отделения профилактики безнадзорности и стационарных отделений для несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Только в 2000 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги более 266 тысяч детей.

По словам М.В.Гордеевой, благодаря созданию социозащитных  учреждений, другим мерам, о которых  говорилось выше, удалось в основном решить проблему детской безнадзорности, если следовать определению этого понятия, приведенному в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Согласно этому закону дети-беспризорники и безнадзорные дети - это несколько разные по статусу категории детей. Количество беспризорных детей, то есть детей, которые остались без попечения родителей и без жилья, колеблется в пределах от 110до 123 тысяч. "Всех этих детей, - заметила Гордеева, - мы готовы забрать в социозащитные учреждения".

Сегодня проблема детской беспризорности не решена в двух регионах, прежде всего в Москве. Здесь действуют всего три социозащитных учреждения. В то же время именно в столицу, как и раньше - в годы войны и после революции, - бегут беспризорники. До 75% детей в Москве, которые остались без попечения родителей и попали в руки специалистов (в хорошем смысле этого слова), - это дети из стран СНГ. Основная проблема сегодня -создать в Москве систему социозащитных учреждений. Правда, 10 июля прошлого года Правительством Москвы принято постановление "О создании государственно-экспериментального учреждения "Городской центр профилактики бродяжничества, попрошайничества и правонарушений среди иногородних несовершеннолетних". Он круглосуточно будет принимать детей и подростков из всех регионов России и ближнего зарубежья. Более того, в соответствии с городской комплексной целевой программой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2003 годах в Москве предполагается открыть 9 социальных приютов, 28 центров помощи семье и детям, 33 социальных отделения социальной помощи семье и детям в центрах социального обслуживания населения.

Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности