Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 06:28, курсовая работа
Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, безнадзорности и беспризорности.
Проблемы детской безнадзорности и беспризорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных детей из года в год неуклонно растет и уже достигло астрономической величины.
ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.
1.1. Причины безнадзорности и беспризорности в России.
1.2. Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)
1.3. Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности.
Глава II ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.
2.1.Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.2.
2.4. Семья как фактор профилактики безнадзорности и беспризорности.
Предмет исследования
- беспризорность и безнадзорность детей
и подростков.
Цель
исследования – формы и методы профилактики
беспризорности и безнадзорности.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что успешное решение проблемы безнадзорности и беспризорности возможно при условии комплексного решения вопроса: 1) улучшение материального положения населения; 2) проведение воспитательной, просветительской работы в проблемных семьях; 3) развитие сети семейных детских домов.
Задачи:
1.Раскрыть специфику понятий безнадзорности и беспризорности.
2.Рассмотреть причины
возникновения безнадзорности
3. Раскрыть типы неблагополучных семей и дать им характеристику.
4. Проанализировать основные подходы к профилактике безнадзорности и беспризорности.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ
научных разработок по педагогике, психологии,
социологии и другим смежным областям
знания относительно исследуемой проблемы.
ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.
1.1. Причины безнадзорности и беспризорности в России.
В истории
человечества безнадзорности и беспризорности
как особое социальное явление существует
давно. Но в периоды политических, социально-экономических
потрясений, войн, революций, национальных
междоусобиц - число беспризорных детей
значительно возрастает. Имеют свою историю
и способы решения проблем детей, выбитых
из жизненной колеи. С середины XIX века
в России начинается активный рост детских
приютов, в том числе создаваемых частными
лицами и общественными организациями.
Характерно, что рост приютов в Санкт-Петербурге
лидировал среди всех благотворительных
учреждений; они составляли к 90-м годам
XIX века 33 % от их общего числа. К концу XIX
века все большую активность в решении
проблем безнадзорности и беспризорности
проявляет государство, организуя приюты
для детей нравственно запущенных, преступивших
закон, или отбывших наказание. В начале
ХХ века активную деятельность по устройству
таких беспризорных детей развернул московский
Совет по призрению беспризорных. Их передавали
в семьи, которые получали определенную
плату; создавали «искусственные» семьи
из нескольких детей во главе с заслуживающими
доверия женщинами; организовывали небольшие
приюты.
В советской России борьба с беспризорностью стала политической задачей. После октябрьской революции 1917г. система благотворительных учреждений была уничтожена. Заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. Для решения проблемы детской беспризорности потребовались значительные усилия со стороны государства и общества в целом. Опыт ликвидации детской беспризорности в Советском Союзе представляет интерес и для настоящего времени, поскольку он помогает понять, как складывались современные подходы к решению проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков. В послевоенные годы к оставшимся без родителей детям добавились дети матерей-одиночек, военных вдов. Количество беспризорников не уменьшалось. В 1950 г. в стране функционировало 6543 детских дома, в которых воспитывалось 637 тыс. детей. Спустя 8 лет число детских домов сократилось до 4 034, а число воспитаннике 375 тыс. человек. В 1952г. Совет Министров СССР вновь возвращается к этой проблеме, принимается постановление "О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР" от 8 aпреля 1952 г.
Таким образом, как
показывает анализ истории беспризорности,
призрение детей-сирот в России
развивалась в нескольких направлениях:
государственном, государственно-общественном,
церковном и частном. Однако, несмотря
на богатейший исторический опыт, в
условиях кризиса 90-х годов XX в. Россия
оказалась неспособной
Безнадзорность и
беспризорность детей до сих пор
продолжают оставаться одними из наиболее
тревожных характеристик
Однако прежде чем рассматривать политику государства в отношении безнадзорных и беспризорных детей в социально-правовом аспекте, необходимо, на наш взгляд, выделить основные причины этого явления. Причем, на наш взгляд, здесь недостаточно констатировать: одна из главных причин детской беспризорности - отсутствие надзора за несовершеннолетними со стороны родителей и тех, кто их заменяет. Не менее важно раскрыть социально - политические предпосылки беспризорности на общегосударственном уровне.
Подобной точки зрения придерживается и большинство правоведов. Так, по мнению А.М. Нечаевой, причины детской беспризорности и безнадзорности предопределяются в современной России такими факторами, как:
- экономический кризис;
- безработица;
-обнищание широких слоев
населения, чье большинство живет за чертой
бедности;
- повсеместное ослабление
семейных устоев;
-утрата старшим и младшим
поколениями моральных ценностей;
- пьянство и алкоголизм,
наркомания;
-распространение среди детей и взрослых психических заболеваний.
Следует отметить, что
к причинам происхождения детской
безнадзорности и беспризорности современные
исследователи в области
Так, Е.Г. Слуцкий выделяет
три основные категории причин развития
детской безнадзорности и беспризорности:
социально-экономические, социально-психологические
и медико-психологические
К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.
Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.
Медико-психологические причины он увязывает с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности). Согласно данным, приведенным в его работе, среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5 процентов.
Другая категория детей, пополняющих ряды беспризорников, - это дети, отторгнутые семьей. Как правило, речь идет о так называемых неблагополучных семьях. В литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучная семья в России на сегодняшний момент становится все более привычным явлением. Степень и причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях все подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к беспризорникам.
Отторжение, неприятие ребенка родителями обычно сопровождается жестоким с ним обращением. К детям в таких семьях не только не проявляют заботы, но и постоянно подвергают их телесным пыткам. При рассмотрении проблем безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития РФ обратил внимание на то обстоятельство, что многие подростки становятся жертвами сексуального насилия, которое калечит психику ребенка, негативно отражается на развитии его личности, приводит к всепоглощающей мысли о бесперспективности жизни.
Особое место среди
обстоятельств, способствующих бегству
ребенка на улицу, занимают психические
заболевания, во-первых, родителей, во-вторых,
самого ребенка. Что же касается детей,
то по информации независимых экспертов
около 4,5 % несовершеннолетних в РФ страдают
психическими расстройствами. Усугубляется
положение и ростом числа умственно
отсталых детей. Не случайно в качестве
психобиологических предпосылок асоциального
поведения несовершеннолетних выделяются
такие неблагоприятные
Проблема детской беспризорности приобрела острый характер во всех регионах.
Одной из важных
причин является снижение роли школ в
жизни подростков. По данным Минобразования
России, только в 2000 году в стране
не обучалось 367 696 детей школьного возраста.
Более того, школы во многом утратили воспитательные
функции. Детьми во внеурочное время никто
не занимается. Спортивные залы посещение
школ пустуют, тогда как дети нигде не
могут заниматься спортом, развивать творческие
способности. Можно так же говорить о нарушении
прав детей в области оздоровления, получения
профессии и жилья о неоперативном решении
вопросов жизни устройства и воспитании
детей, оставших без попечения родителей.
Нужно отметить и еще одну причину- самоустранение
семьи от воспитания, содержания и контроля
за поведением детей. В результате ежегодно
увеличивается число детей оставших без
попечения родителей. Напряженной остается
ситуация, связанная с употреблением несовершеннолетних,
в том числе беспризорными, психоактивных
веществ.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод и выделить следующие причины генезиса детской беспризорности и безнадзорности:
- экономические (экономический
кризис; безработица; обнищание
- социальные (повсеместное
ослабление семейных устоев; утрата
старшим и младшим поколениями
моральных ценностей; кризис
- психологические
(ранимость детской психики,
- медицинские (распространение
пьянства, алкоголизма, наркомании;
рост генетически
- политические (открытость
границ России для стран,
- социально-правовые
(не достаточно четко
- рост криминализации
общества (распространенность новых
для России видов
1.2. Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)
За последние годы в России приняты новые законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей, находящихся в социально-опасном положении. В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации осуществляются следующие меры:
Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности