Профилактика детской безнадзорности и беспризорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, безнадзорности и беспризорности.
Проблемы детской безнадзорности и беспризорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных детей из года в год неуклонно растет и уже достигло астрономической величины.

Содержание

ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


1.1. Причины безнадзорности и беспризорности в России.

1.2. Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)

1.3. Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности.

Глава II ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


2.1.Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.

2.2.

2.4. Семья как фактор профилактики безнадзорности и беспризорности.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 2.docx

— 100.68 Кб (Скачать)

- в аморальных семьях, не умеющих строить отношения  с людьми на основе взаимного  контакта, ребенок привыкает достигать  своих целей насилием, приводящего  к индивидуализму;

- в конфликтных  семьях с "лидирующим родителем"  с раннего детства подавляется  чувство собственного достоинства.  Дети вырастают зависимыми от  среды и готовы принять чужую  волю ценой пассивного подчинения;

- нравственно неблагополучные  семьи несут в себе риск  заражения

асоциальными взглядами  и привычками.  
 
 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что семья играет существенную роль в возникновении отклонений поведения у детей, тем не менее, семью необходимо рассматривать только как один из факторов, который может быть резко отрицательным и доминирующим в одних случаях, и только содействующим в других.  

В первую очередь нужно сказать что Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Следовательно, Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные:

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные  семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи. 

деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);  

неполная  семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком); 

ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);   

распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него).

Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная  (скажем отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.  Разводы также влияют на ребенка. 

Неблагополучие  в семье в том или иной степени  практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в  смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а  в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно  характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его  счастье.

Одним из самых  мощных неблагоприятных факторов разрушающих  не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым  для малыша не только в момент зачатия  плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.  Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о  тлетворном  влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.

Выводы  по I главе

Состояние детской  безнадзорности и бродяжничества в  Российской Федерации можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом  общественном недуге, поражающем людей  и общество своими типично негативными  свойствами и проявлениями. В отношении  к данному социальному явлению  начинают преобладать дискомфорт и  равнодушие со стороны общественного  большинства, помноженные на ситуативные  общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина  и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной  безопасности, адекватных мер со стороны  всех общественных институтов.

Следует отметить, что  в связи с большим ростом детской  беспризорности и безнадзорности, обусловленном  целым рядом социально – политических и экономических факторов, эта  проблема на сегодняшний день является особенно актуальной для России. Так, по данным различных экспертов, число  безнадзорных в России составляет от 500 тыс. до 2 - 5 млн. несовершеннолетних.

Во-первых, необходимо дальнейшее совершенствование государственной  политики в сфере развития указанной  системы специализированных учреждений. Нельзя допускать ослабление интереса государства и его органов  к проблемам несовершеннолетних, нуждающихся в срочной социальной помощи и реабилитации.

Во-вторых, если в настоящее  время можно отметить удовлетворительное состояние законодательства, регулирующего  деятельность специализированных учреждений, то появление новых структур и  эффективное функционирование существующих в большой степени будет зависеть от их достаточного финансирования. Таким  образом, необходима серьезная финансовая политика в этой сфере.

В-третьих, хочется  обратить внимание на необходимость  взаимодействия между специализированными  учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и правоохранительными органами. Беспризорные дети часто оказываются  вовлеченными в различные криминальные группы. И поэтому необходимо особое внимание к ним со стороны правоохранительных органов, дабы оградить их в дальнейшем от преступных посягательств. 
 
 
 

Глава II ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.

2.1. Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.

Общество всегда прилагало  достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения  в целях сохранения порядка и  стабильности. Совокупность средств  и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными  нормами определяется как социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного  поведения непосредственно связаны  с технологиями социального контроля.

К институтам (субъектам) социального контроля относятся  практически все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, как институту первичной социализации, государству, как органу высшей власти в обществе и, соответственно, его  учреждениям, общественному мнению, выражающему принятые нормы морали. По формам различают формальный и неформальный контроль. Формальный (официальный) осуществляется компетентными организациями, неформальный (неофициальный) связан с общественным мнением. Сюда также относится карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный) контроль. Методами контроля выступают профилактика (превенция) и санкции. Под предупреждением (профилактикой, превенцией) различных форм девиантного поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, обстоятельства и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению структуры девиаций. Она предполагает также совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями.

Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять  остроту проблемы и повернуть  процесс в более благоприятное  русло. Таким образом, удается достичь  цели профилактического воздействия.

В настоящее время  сформировались определенные подходы  к профилактике девиантного поведения.

- Прежде всего,  это информационный подход, т.е.  информирование людей о нормативных  требованиях, предъявляемых к  ним государством и обществом;  активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу.

- Необходимо проводить  профилактическую работу с будущими  родителями (о вреде пьянства  и наркомании).

- Среди направлений  профилактики девиантного поведения  существует медико-биологический  подход. Его сущность состоит  в предупреждении возможных отклонений  от социальных норм целенаправленными  мерами лечебно-профилактического  характера.

Социальная коррекция  необходима потому, что общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в социальные отношения.

Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом.

С учетом социального  положения и потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном обществе приобретает  проблема профилактики безнадзорности и беспризорности. За последние 10 лет  наблюдается значительный рост числа  таких детей и подростков. И  это неудивительно, так как данная тенденция характерна для периода  социальных смут, смен общественных систем и гражданских конфликтов. До сих  пор в нашей стране нет вполне достоверной статистики о численности  беспризорных и безнадзорных. Ведь безнадзорность сейчас становится одним  из основных факторов роста численности  правонарушений. До недавнего времени  беспризорников, как правило, доставляли в спецприемники, где они приравнивались к правонарушителям, оказываясь в  режимном учреждении. Теперь основным местом размещения таких детей стали  специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. К их числу относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей.

Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности