Профилактика детской безнадзорности и беспризорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, безнадзорности и беспризорности.
Проблемы детской безнадзорности и беспризорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных детей из года в год неуклонно растет и уже достигло астрономической величины.

Содержание

ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


1.1. Причины безнадзорности и беспризорности в России.

1.2. Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)

1.3. Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности.

Глава II ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


2.1.Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.

2.2.

2.4. Семья как фактор профилактики безнадзорности и беспризорности.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 2.docx

— 100.68 Кб (Скачать)

-разрабатываются  нормативные акты, регулирующие  деятельность комиссий по делам  несовершеннолетних и защите  их прав, изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности  родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение  обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

- оказание социально-психологической  и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии  или поведении либо проблемы  в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, а также не посещающих  или систематически пропускающих  по неуважительным причинам школу,  принятие мер по их воспитанию  и получению ими основного  общего образования;

- выявление семей,  находящихся в социально опасном  положении, и оказание им помощи  в обучении и воспитании детей;

- обеспечение организации  в школе спортивных секций, технических  и иных кружков, клубов и  привлечение к участию в них  несовершеннолетних;

- осуществление мер  по реализации программ и методик,  направленных на развитие законопослушного  поведения несовершеннолетних.

Федеральный Закон  «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» рассматривает  образовательное учреждение в качестве ведущего социального института  детского правопользования и правоприменения.

Обеспечивается организация  работы по подготовке проектов федеральных  законов «О внесении изменений и  дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной  ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов)».

МВД России обеспечивает координацию деятельности органов  внутренних дел по оперативному выявлению  на вокзалах, улицах и других общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, установлению личности, обеспечению  перевозки в учреждения системы  профилактики безнадзорности и правонарушений по месту выявления и по месту  постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц  и преступных группировок, вовлекающих  несовершеннолетних в совершение преступлений или совершающих в отношении  несовершеннолетних другие противоправные деяния.

Минтруд России создает  дополнительные места для приема и размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах  Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.

Министерство образования  и науки РФ обеспечивает координацию  органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в образовательные  учреждения (в том числе детские  дома, школы-интернаты, образовательные  учреждения для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету  необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению  в образовательные учреждения, организации  воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.

Минздравсоцразвития России обеспечивает координацию деятельности органов управления здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных детей  с острыми заболеваниями, в том  числе инфекционными, находящихся  в состоянии одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями.

В предупреждении и  преодолении отклоняющегося поведения  подростков в коррекции общения  и взаимоотношений в семьях девиантных подростков существуют различные пути и средства педагогического воздействия  на родителей, на воспитательный потенциал, на характер внутрисемейных отношений. Эти воздействия могут иметь  как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей. Если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию семейных взаимоотношений, то родители обращаются за помощью к педагогам, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча.

Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, если семья безразлично относится  к рекомендациям педагогов, а  попытки учителей оказать содействие в воспитании ребенка расцениваются  настороженно или агрессивно, то в  таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционно-педагогического  воздействия на семью подростка  с девиантным поведением.

Косвенное воздействие на характер взаимоотношений в педагогически несостоятельных или пассивных семьях, на содержание общения педагогически запущенных, девиантных подростков в них предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, учитываются и используются чувства родительской любви, сохраняющее чувство долга в воспитании ребенка. С другой стороны, если родители понимают, что ребенок - полноправный участник семейных взаимоотношений и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на семью осуществляется опосредованно через ребенка.

Под руководством или  при содействии педагог реализует  потребность поделиться с родителями своими интересами, переживаниями, оценкой  взаимоотношений. Он обращается к родителям  за советом, помощью в выполнении какого-то задания. Родители в большинстве  случаев откликаются на эти просьбы.

Опосредованное воздействие осуществляется также при совместной деятельности детей и родителей по месту жительства, при проведении индивидуально-групповых форм педагогического воздействия, на конференциях-диалогах, в дискуссиях по наболевшим проблемам воспитания ребенка.

В настоящее время  в стране действует множество  и старых, и новых законодательных  норм, касающихся в той или иной мере прав детей. Охрана и защита прав детей осуществляется во всех сферах их жизнедеятельности: семейные отношения, образование и воспитание, охрана здоровья детей, труд несовершеннолетних, социальная защита детей-сирот, помощь семье со стороны государства, защита несовершеннолетних от насилия, гарантия прав их личности.

В Семейном кодексе  Российской Федерации предусмотрено  существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». Семейным кодексом Российской Федерации  ребенку предоставлено право  самостоятельно обращаться за защитой  в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет –  в суд. Органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые  меры.

Законодательством ребенку  предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье  любого вопроса, затрагивающего его  интересы, а также быть заслушанным  в ходе любого судебного административного  разбирательства. Мнение ребенка имеет  большое значение в решении вопросов лишении родительских прав, передачи на воспитание одному из родителей, при  определении места его проживания и т.д.

В Семейном кодексе  РФ определены права и обязанности  родителей, и рассматриваются они  в контексте интересов ребенка: они не могут вступать в противоречие с его интересами, осуществляться в ущерб его правам. Способы  воспитания детей должны исключать  пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство  обращение, оскорбления или эксплуатацию детей.

Федеральный закон  №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  устанавливает основы правового  регулирования отношений, возникающих  в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; называет категории  лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (гл.1, ст.5), их права (гл.1, ст.8). Система  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя деятельность следующих учреждений и органов (гл.1, ст.4): комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в  пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и (или) законодательством  субъектов Российской Федерации.

Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к  компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном Законе « О социальном обслуживании населения  в Российской Федерации», распоряжении Правительства Российской Федерации, Постановлении Правительства РФ, утвердившем Положение «О специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Правительством РФ принято Постановление  «Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших  из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений». 25 августа 2000 года Правительством Российской Федерации  принято Постановление №625 «О федеральных  целевых программах по улучшению  положения детей в Российской Федерации на 2001-2001 годы».

Одной из 10 принятых программ стала «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Государственным заказчиком Программы  выступило Министерство труда и  социального развития Российской Федерации.

Цель Программы  в укреплении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создании условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской  помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации. Программа разработана  на основе предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти – основных разработчиков  Программы и с учетом опыта  реализации федеральной целевой  программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  в 1997-1999 годах.

Программой предусмотрено  решение следующих задач:

-совершенствование  правовых, организационных, финансово-экономических  механизмов, обеспечивающих эффективное  взаимодействие учреждений профилактики  безнадзорности несовершеннолетних;

-осуществление мер  общей профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных  интересов детей, их полезной  деятельности во внеурочное время;

-дальнейшее развитие  специализированных учреждений, занимающихся  профилактикой безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической  базы;

-создание и укрепление  служб, осуществляющих лечение  и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией,  психическими расстройствами;

-проведение исследований  проблем безнадзорности, девиантного  поведения несовершеннолетних, разработка  и апробация новых коррекционно-реабилитационных  технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних, информационное и научно-методическое  обеспечение развитии новых форм  семейного устройства детей, оставшихся  без попечения родителей; переподготовка  и повышение квалификации специалистов  по социальной работе, коррекционно-развивающей  педагогике и психологии, наркологов.

Специалисты по социальной работе, социальные педагоги, занимающиеся решением проблем детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, должны ознакомиться со следующими документами:

- О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений (письмо министра образования от 06.11.2001 № 1313/ 28-5);

- Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности (приказ от 29.01.02.№ 237);

- О создании оперативного штаба по профилактике детской беспризорности и безнадзорности (приказ министра образования от 29.01.2002.№238);

- Об организации работы по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. №154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г.» (приказ министра образования от 18.04.2002 №1490);

Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности