Профилактика детской безнадзорности и беспризорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, безнадзорности и беспризорности.
Проблемы детской безнадзорности и беспризорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных детей из года в год неуклонно растет и уже достигло астрономической величины.

Содержание

ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


1.1. Причины безнадзорности и беспризорности в России.

1.2. Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)

1.3. Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности.

Глава II ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


2.1.Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.

2.2.

2.4. Семья как фактор профилактики безнадзорности и беспризорности.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 2.docx

— 100.68 Кб (Скачать)

                                                  СОДЕРЖАНИЕ 
 

ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 

1.1. Причины безнадзорности и беспризорности в России.

1.2. Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)

1.3. Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности.

Глава II ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 

2.1.Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.

2.2.

2.4. Семья как фактор профилактики безнадзорности и беспризорности.  

 
 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ               

Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности, которую все чаще связывают с  явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, безнадзорности и беспризорности.  
Проблемы детской безнадзорности и беспризорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных  детей из года в год неуклонно растет и уже достигло астрономической величины.
 

Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты

прав и  интересов подрастающего поколения  в целом и его наименее социализированных  групп в частности, убеждает в  том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся  острой ситуации с положением детей  и подростков, отчужденных от институтов воспитания.

Эта социальная проблема, присуща не только России, за рубежом она получила название «дети улицы»  существует в большинстве  крупных городов мира. Она является в определенной степени признаком  неразвитости экономики и соответствующих  государственных и общественных институтов, призванных осуществлять социальную поддержку детей и  подростков. Однако данный феномен  присутствует и в странах с  развитой экономикой и отлаженными  службами социального обеспечения, из этого следует необходимость, в настоящей дипломной работе, углубленного изучения всех факторов, определяющих уход и вовлечение детей в уличную жизнь в условиях местной специфики.

Учитывая  важность профилактической деятельности, специалисты разных областей знаний затрагивают ее различные стороны. В научных исследованиях созданы  предпосылки для комплексного изучения данной проблемы: анализ общих подходов к реабилитации безнадзорных детей  и подростков; профилактика предотвращения роста числа безнадзорных детей  и подростков и ранняя диагностика  причин этого явления; взаимосвязь  медицинских, психологических и  педагогических аспектов в процессе работы с безнадзорными детьми; профессиональное самоопределение как средство помощи и поддержки безнадзорных детей  и подростков; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и безнадзорными детьми и подростками (Алексеева Л.С., Алмазов Б.Н., Деев В. Г., Захаров А.И., Лоткин Д.Б., Сидоров П.И.,Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В)

Как известно, в основе общества как системы лежит исторически  сложившаяся совокупность отношений  между людьми. В свою очередь, в  основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения). В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Последние представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Усвоение социальных норм — основа социализации личности. 

В условиях современного общества назрела необходимость  создать эффективную систему  социальной защиты населения. Социально-экономический  упадок в обществе породил глубокий кризис семьи, способствовал усилению таких болезней общества, как 

алкоголизм, наркомания, безнадзорность и др. Создалась угроза разрушения семьи как социального  института. Семья подверглась деформации, а то и полному разрушению. И  в первую очередь, от этого страдают дети, что нередко проявляется  в их поведении, которое не всегда отвечает социальным нормам.

Положение детей особенно тягостно там, где они остаются не только без присмотра родителей, но и оказываются выброшенными на улицу своими родителями – алкоголиками, наркоманами, душевнобольными. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные  семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений. Они ютятся на вокзалах, в метро, в других общественных местах. Оставлять их там небезопасно  как для них самих, так и  для окружающих. Психическая травма в детском возрасте может сказаться  на дальнейшем формировании личности, ломке социальных устоев и ценностей.

Поступки детей из «семей риска» довольно часто вступают в противоречие с общепринятыми правилами и  нормами поведения. Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного  мнения, называется девиантным. В широком  смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся  от нормы. Необходимы меры социального  воздействия на поведенческие отклонения. Такие девиации как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, бродяжничество и т.п. требуют социальной помощи. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился  на состоянии детства в стране, приведя к росту бродяжничества и беспризорности и увеличению числа  таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные  явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа  разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение  условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. 
 

Актуальность  проблемы определяется установленным фактом: безнадзорность в современном обществе становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. Поэтому особое внимание в своей работе мне хотелось бы уделить детям с девиантным поведением, т.к. оставшиеся без крыши над головой, занимаясь бродяжничеством, такие дети представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу и окружающим.

В последнее время  часто упоминают о том, что  ситуация с беспризорниками и  безнадзорными детьми на современном  этапе имеет большое сходство с ситуацией в 20 - 30-е годы ХХ века. Изменились только причины такого положения. Если в 20 - 30-е годы причинами увеличения числа беспризорных детей были такие  явления, как гражданская война  и голод, то сегодня в основе этого  неблагоприятного для нашего общества процесса лежат такие факторы, как:

- кризисные явления  в семье (нарушение ее структуры  и функций, рост числа разводов  и количества неполных семей);

- асоциальный образ  жизни ряда родителей; падение  жизненного и культурного уровня  населения; 

- ухудшение условий  содержания детей в семьях; педагогическая  безграмотность родителей;

- распространение  жестокого обращения с детьми  в семьях и интернатных учреждениях  при снижении ответственности  за их судьбу;

- коммерциализация  сферы образования и культуры.

Беспризорные дети - это дети, которые не имеют родительского  или государственного попечения, постоянного  места жительства, соответствующих  возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и  развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением.

И, наверное, самое  страшное из всего этого то, что  все большее количество детей  становится сиротами при живых родителях.

Вот некоторые данные о беспризорниках на 2001 год:

В России около 2 миллионов  уличных безнадзорных детей. При  этом практически отсутствуют социальные службы, призванные работать с семьями, откуда дети убежали, с администрацией школ, откуда их отчислили, организовывать альтернативные формы учёбы, досуг  и т.п. Зато немало учреждений ведомственной  подчинённости, куда детей "складывают" на время, а получается - навсегда, поскольку  детям кроме улицы деваться больше некуда. Приют, кризисный центр временного пребывания и т.п. превращаются фактически в ещё один детский дом; и чем больше их открывать, тем больше будет в них потребность.

В 20-е годы прошлого столетия в Российской Федерации насчитывалось около 200 тысяч беспризорников, ночевавших в подвалах и на чердаках домов. Кроме того, еще около 250 тысяч ребят находились в детдомах и сиротских приютах. Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. Существенно различаются экспертные оценки масштабов беспризорности. Одни специалисты оценивают число беспризорных (бездомных) детей, а другие – общее число беспризорных и безнадзорных детей (контроль за которыми отсутствует из-за ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию).

Максимальная оценка дана Комитетом Совета Федерации  по вопросам безопасности и обороны  – от 2 до 5 млн. беспризорников, минимальная – Министерством образования Российской Федерации – от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Минтруда России, в стране около 1 млн. безнадзорных детей.

Так, по данным государственной, статистики, в 2004 г. в стране насчитывалось 1 млн. 573 тыс. детей, оставшихся без попечения  родителей, 546 тыс. безнадзорных и беспризорных детей и лиц без определенного  места жительства, беженцев и вынужденных  переселенцев, жертв вооруженных  и межнациональных конфликтов, 2 млн. детей нигде не учились и  не были заняты общественно-полезным трудом. По данным социологов, в стране насчитывалось 422 тыс. неблагополучных семей, в  которых проживало 770 тыс. детей и  подростков. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации было оглашено, что половина российских детей живет в семьях, оказавшихся  за чертой бедности и имеющих среднедушевой  доход ниже прожиточного минимума. По данным Министерства внутренних дел  Российской Федерации, за необеспечение  нормальных условий жизни своим  детям 36 тыс. родителей лишены родительских прав, сотрудниками органов внутренних дел задержано 120 тыс. детей, а сколько  ушли в беспризорники - никто не знает, так как до сих пор в стране отсутствует единый банк данных о  количестве безнадзорных и беспризорных детей.

Степень научной разработанности  темы. Российское правоведение до настоящего времени не располагает специальными монографическими исследованиями, посвященными теоретическому и практическому  решению проблемы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в стране и в конкретных регионах. В тоже время, некоторые вопросы, связанные с деятельностью государства  и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в первые годы советской власти, были исследованы  в диссертациях по другим специальностям, в частности педагогических и  исторических наук: И.С. Сажиной, Н.Ф. Сморгуновой, А.А. Славко и др. Однако среди юристов  эта тема еще не являлась объектом специального исследования.

В этих условиях мировоззренческую  базу диссертационного исследования составили  труды известных юристов Ю.М. Антоняна, А.И. Долговой, К.Е. Игошева, И.И. Карпеца, Н.Ф. Кузнецовой, А.В. Мицкевича, Г.М. Миньковского, Л.Ю. Михеевой, Т.Я. Сафинова, В.Г. Тимофеева, А.С. Шапинова, A.M. Яковлева и др.

Выявление причин безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в годы Великой Отечественной  войны и в послевоенные годы являлось объектом исследования в научных  трудах Г.Д. Комкова, В.А. Озерова, С.Н. Рябухина, A.M. Синицына, В.В. Тимофеева и др.

Проблема профилактики беспризорности и безнадзорности детей  и подростков изучается такими отраслями  наук, как педагогика, психология, социология и юриспруденция. Об этом свидетельствуют работы отечественных и зарубежных ученых: С. А. Беличевой, М. И. Бобневой, В. П. Бочаровой, Р. Гарофало, Ж. К. Дандарова, К. Ю. Добрина, Э. Дюркгейма, Л. Я. Жезлова, Н. И. Забродина, О. В.Зыкова, М. Лютера, Ф. Мертона, Р. В. Овчаровой, О. М. Овчинникова, В. А. Прокофьева, А. А. Реан, Л. К. Фортовой и др., в которых девиантность в поведении рассматривается с точки зрения состояния общества, социальной дезорганизации.

Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности