Профилактика детской безнадзорности и беспризорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, безнадзорности и беспризорности.
Проблемы детской безнадзорности и беспризорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных детей из года в год неуклонно растет и уже достигло астрономической величины.

Содержание

ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


1.1. Причины безнадзорности и беспризорности в России.

1.2. Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)

1.3. Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности.

Глава II ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


2.1.Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.

2.2.

2.4. Семья как фактор профилактики безнадзорности и беспризорности.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 2.docx

— 100.68 Кб (Скачать)

- Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (приказ министра образования №28.06.2002 №2482);

- О мерах государственной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, переданных на усыновление иностранным гражданам и проживающим за пределами РФ. Рекомендации парламентских слушаний Госдумы ФС РФ.

3 октября 2002 года  Постановлением Правительства Российской  Федерации утверждена федеральная  целевая программа «Дети России»  на 2003-2006 годы. Одной из подпрограмм  является « Профилактика безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних».

Цель подпрограммы – в укреплении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создании условий для эффективной  реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Мероприятия подпрограммы «Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних»  включает в себя следующее:

  1. Создание технологии сбора информации о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  2. Внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  3. Поддержка деятельности субъектов Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (оснащение компьютерной техникой и оргтехникой, программным продуктом).
  4. Создание теле- и радиопередач по вопросам профилактики бродяжничества, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  5. Создание теле- и видеофильмов об опыте деятельности учреждений системы профилактики.
  6. Целевая поддержка в ресурсном обеспечении вновь создающихся специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
  7. Обеспечение реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой: специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, центров помощи семье и детям системы социальной защиты населения; учреждений системы образования (специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летней подготовкой, кадетских школ и кадетских школ-интернатов); воспитательных колоний Минюста России; центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
  8. Проведение профильных (тематических) смен для воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, образовательных кадетских учреждений.
  9. Проведение общероссийских и межрегиональных спортивных мероприятий для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  10. Изучение состояния и перспектив системы социальных учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, прогнозирование ее развития.
  11. Анализ ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью в Российской Федерации, причин возникновения и социальных характеристик, прогнозирование социальных последствий детской беспризорности и безнадзорности.
  12. Обеспечение мониторинга межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и региональном уровне.
  13. Информационное обеспечение реализации подпрограммы, выпуск социальной рекламы, посвященной вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  14. Проведение организационно-методических мероприятий по реализации подпрограммы. Предполагается, что по результатам реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

- значительно снизится численность беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, а также сократится число правонарушений несовершеннолетних;

- расширится сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и учреждений помощи детям и семьям;

- укрепится материально-техническая база более 300 учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- увеличится количество получивших помощь несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- увеличится объем и повысится качество социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям. 

1.3. Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности.

Однако, по-видимому, есть условия, в которых повышается риск того, что семья не будет  справляться с функциями заботы о новом поколении и управление их нравственным, эмоциональном, интеллектуальным и физическим развитием, в число  таких условий входят следующие:

Социальные системы, разрушающие привычные условия  существования и социального  взаимодействия (миграция, безработица, военные конфликты).

Особая структура  семьи (неполные семьи, семья с приемными  родителями), как правило, в сочетании  с бедностью, повышает риск открытой агрессии по отношению к детям  или их заброшенности.

Представления о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумении воспринимать его как личность со своими особыми  переживаниями и потребностями.

Высокая степень изолированности  семьи от общества, закрытость ее для  контроля или вмешательства со стороны  органов социальной защиты и правопорядка, понижающая возможности интервенции.

Низкая ценность родительского  вклада в ребенка в главе общества, не мобилизованность общественного  мнения на предотвращение детской заброшенности  и насилия.

Неэффективная деятельность государственных социальных контрольных  институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты).

Раскрывая эти факторы, необходимо, на наш взгляд, главным  образом остановиться на семье - как  на источнике детской безнадзорности. Обратить внимание на проблемы взаимоотношений  родителей и детей, на невыполнение родительскими семьями своих  функций - как немаловажный фактор возникновения  безнадзорности.

При всей неоднозначности  жизни, ее экономических, социальных и  политических катаклизмах и, соответственно, сложностях, переживаемых семьей, единственной непреходящей ценностью, приоритетом  государственной политики и семейных отношений остается ребенок, его  воспитание, формирование его нравственных, моральных, этических, гражданских  качеств, его личности.

Общеизвестно: семья - это тот самый первичный коллектив, где, прежде всего, происходит воспитание и социализация ребенка. Современная  наука рассматривает семью двояко: как исторически конкретную систему  взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, и как  малую группу, члены которой связаны  между собой родственными связями, брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Ковалев СВ. предлагает такое видение проблемы успешного  семейного воспитания: «Во-первых, наличие  семьи, как единого целого и психологической  общности. Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между  взрослыми членами семьи. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка  отношения между родителями и  детьми. И, в-четвертых, четкая система  воспитательных воздействий, целенаправленное применение методов воспитания».

Именно в такой  последовательности видит С.В. Ковалев  факторы, способствующие эффективности  семейного воспитания. Мы думаем, что  первичным может быть только психологическая  общность членов семьи, все остальное  вторично, производно: и культурная общность, и единые доходы, и стандарты  к воспитанию и воспитания, и многое другое.

При этом довольно трудно развести «нормальный семейный климат»  и «оптимальный воспитательный климат». Думается, что эти вещи взаимосвязанные  и взаимозаменяемые. Что касается «воспитательных воздействий», то в  семье нужны не воздействия, а  налаженная система общения, в основе которой все та же формула Макаренко  А.С. - любовь, доброта, уважение.

Искусство строить, корректировать, развивать семейные отношения как  раз заключаются в том, чтобы  накапливать совершенствовать положительные  тенденции воспитательной практики в каждой отдельно взятой семье, гасить, нивелировать тенденции отрицательные, избавляться от негативного опыта.

Формирование личности под влиянием семьи, ее психологической  организации, имеет обычно длительную, включающую ряд этапов, историю, уходящую, как правило, в детство ребенка.

Именно на ранних стадиях  развития, под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущимися малозначительными  факторов, возникает и неблагоприятное  для дальнейшего развития психологическое  новообразование, которое впоследствии может привести к безнадзорности несовершеннолетнего подростка. Попадая  в стихию неупорядоченных влияний, патологическая форма личности все более отклоняется от нормы, и аномальное качество, укрепляясь в системе личности, продолжает прогрессивность уже даже при отсутствии тех факторов, которые первоначально вызвали его к жизни.

Анализ условий  и механизмов возникновения и  развития неблагоприятных личностных качеств, детерминирующих отклоняющее  поведение подростков, выявляет, по определению целого ряда авторов, поразительное  сходство социально-психологических  условий жизни в родительской семье.

Дело заключается  в той атмосфере, которая окружает детей, характере общения с родителями, в психологических характеристиках  этих отношений, а именно - атмосфере  непонимания и неприятия. По смыслу высказывания А.С. Спиваковской, формирует  ребенка в процессе его жизни  и деятельности родительская любовь, и часто, путь этого формирования оказывается не только сложным, но и  внутренне конфликтным, противоречивым.

Привлечь к анализу  некоторых неблагоприятных типов  семейных отношений, позволяющих увидеть  причину семейной дезорганизации и  установить ее связь с различными составляющими личности ребенка, старались  многие исследователи. Но, описывая ту или иную патологию, каждый характеризовал совершенно разные отношения неупорядоченных  явлений с факторами, которые  их детерминируют.

К примеру, И.А. Горковая, выстраивает типы семей делинквентых подростков по признаку сплоченности семьи. По сути, автор создает некую  иерархию степеней сплоченности, с  помощью которой можно проследить определенную взаимосвязь между  устойчивостью и полнотой структуры  семьи и положением ребенка.

По результатам  исследования А.Я. Варм и А.С. Спиваковской, тому или иному типу семейной дезорганизации соответствует определенный тип  определенного родительского поведения.

А.И. Захаров в своей  книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», включает в  число проблемных семей те, в которых  психологические напряжения не только не находят своего разрешения, но и  имеют тенденцию к нарастанию, затрагивая как сферу отношений, так и психологическое состояние  людей, в том числе детей, которые  ее составляют.

Для целого ряда исследователей, достаточным основанием отношения  семьи к неблагополучной становиться  тот или иной тип воспитывающего воздействия, предполагающий определенный вид родительского контроля:

автократический,авторитетный,демократически - попустительский, разрушительный, безудержный, игнорирующий.

Действительно, для  современной семьи особенное  значение имеет сфера межличностных  взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения  экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с  детьми. Косвенно об этом свидетельствует  статистика разводов, а также утверждения  о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей  способности управлять процессом  воспитания и прививать детям  положительные качества.

При выявлении личностных склонностей к конфликту особенно важен учет личностного, субъективного  фактора. Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений  накладывает специфический отпечаток  на семейный микроклимат, на возможности  супругов улаживать разногласия, на те способы, к которым они при  этом прибегают, а главное, на положение  детей, обязательно втягиваемых  в орбиту конфликтных отношений.

Это мнение соответствует  современным подходам к семье, как  к единому целому, подвижной динамической системе, в которой эмоциональные  состояния, чувства каждого, будь то взрослого или ребенка, не только не несут на себе печать целого, но обязательно  сами воздействуют на состояние всей семьи.

Неблагоприятные черты  личности возникают при недостатке любви, когда создается некий  эмоциональный вакуум, дети не испытывают ласки, не включаются в теплые эмоциональные  отношения, не получают необходимого для  них «витамина» положительных эмоций, словом, лишены прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

В свою очередь, привязанность - это эмоциональный вид общения, позитивная установка на объект, зависимость  от него. Это эмоциональной коммуникации, основанной на удовлетворении взрослыми  формирующихся потребностей ребенка  в безопасности и любви.

Для современной семьи  особое значение имеет сфера межличностных  взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения  экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также, утверждение о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей способности управлять процессом воспитания и прививать детям положительные качества, что в свою очередь, подготавливает почву для безнадзорности.

Эмоциональный строй  интимных близких отношений людей, связанных родственными узами, всегда сложен и противоречив. В семейной жизни любовь переплетается с  неприязнью и независимостью, единство взглядов с несогласием по многим вопросам бытия. Такое переплетение противоположных, но не взаимоисключающих  аспектов характерно для отношений, как взрослых, так и детей. Чем  богаче люди внутренне, духовно, тем  разнообразнее спектр переживаний, которые характеризуют их отношения  друг с другом, тем больше они  находят выходов из состояния  конфликта и борьбы, а значит и  выработки механизмов взаимной адаптации  и принятия друг друга. В такой  ситуации можно вести речь о стабильности семьи или взаимного притяжения. Мало того, считать, что возникающие  конфликты становятся своеобразной движущей силой развития отношений, закономерным и естественным элементом  жизни семьи.

Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности