Профилактика детской безнадзорности и беспризорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, безнадзорности и беспризорности.
Проблемы детской безнадзорности и беспризорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных детей из года в год неуклонно растет и уже достигло астрономической величины.

Содержание

ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


1.1. Причины безнадзорности и беспризорности в России.

1.2. Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)

1.3. Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности.

Глава II ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ.


2.1.Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.

2.2.

2.4. Семья как фактор профилактики безнадзорности и беспризорности.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 2.docx

— 100.68 Кб (Скачать)

Напротив, люди с обедненным интеллектом, неразвитые духовно и  морально, а потому озлобленные, капризные, эгоцентричные, властные, ригидные, себялюбивые, обладают наивысшим коэффициентом  семейной дезорганизации, склонны намеренно  провоцировать столкновения и ссоры, обострять возникающие разногласия  и, тем самым, становиться постоянным генератором конфликтных напряжений, как бы «обволакивая» себя ими  в любой обстановке, всегда.

А потому, при выявлении  этих личностных склонностей к конфликту, особенно важен учет именно личностного, субъективного фактора, поскольку  от него зависит приобретение психотравмирующих  ситуаций хронического, затяжного характера, как раз и вызывающего нарушения, как в развитии супружеских отношений, так и в становлении личности ребенка.

Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений накладывает специфический  отпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов управлять  разногласиями, на те способы, к которым  они при этом прибегают. А главное, на положение детей, обязательно  втягиваемых в орбиту конфликтных  отношений.

В основу развития отношений  в семье в сторону конфликта, накладывают неизгладимый отпечаток  на весь семейный уклад, а главное, на развитие безнадзорного поведения  детей, лежит и личностный субъективный - «родительский» и даже собственно «детский» фактор, черты и свойства характера членов семейного сообщества в целом, они обуславливают выбор  тех способов поведения в семье, которые направлены на поддержание  и эскалацию конфликта.

В основу предлагаемого  деления на типы положено наличие  противоречий, складывающихся и развивающихся  в семье по поводу разных сторон внутрисемейной жизни и отдельных  явлений окружающей действительности. Основанием для деления на типы выступает  конфликт членов семьи:

А) друг с другом;

Б) с принятыми в  обществе педагогическими нормами, методами, подходами;

В) с нормами морали и нравственного поведения;

Г) общественными ценностями установками, ориентациями.

В этом отношении, все  как одна, неблагополучные семьи  содержат не только какие-то отличительные  черты, но и такие, которые объединяют их между собой и сближают друг с другом, исключая тем самым из разряда нормальных. Это - антагонизм членов семьи друг с другом; к  воспитательным и социальным нормам. Именно этим обусловлен тот факт, что  между безнадзорными подростками  и неблагополучной семьей существует прямая зависимость.

Рассматривая личность безнадзорного подростка С.К. Стаменов, Л.А. Сморгунова, А.Р. Ратинов, Д.И. Фельдштейн и др., отмечают, что в результате влияния отрицательной микросреды, у подростка происходит разрушение позитивных норм, ценностей, взамен которых усваиваются антиобщественные нормы и формы поведения. Важным фактором формирования асоциально направленной личности является также господствующая система норм и ценностей сегодня в нашем обществе. Презрение среди молодежи к таким социальным ценностям, как добро, справедливость, честность ведет к искажению нравственных представлений ребенка.

В своих исследованиях  А.С.Беличева показывает формы проявления нарушения процесса социализации: социальная дезадаптация индивида, т. е. неадекватность его поведения нормам общества, проявляющаяся в различных социальных отклонениях агрессивного, социально-пассивного типа; формы инфантильности, социальной незрелости, возникающих в результате "тепличных условий" воспитания; нарушение норм морали.

Формирование личности в данном случае может идти под  влиянием различных асоциальных  субкультур с собственными нормами  и ценностями, носящими асоциальный  характер.

Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, как источника референтных норм поведения и получения определенного  статуса. В социально - психологическом  развитии детей подросткового возраста выделяются два момента наиболее важных для данного процесса: развитие мыслительных способностей и изменение  места, которое подросток занимает в системе общественных отношений. Развиваются способы познания окружающей действительности и смена оценки своего положения в этой действительности. Данный процесс невозможен без развитого  самосознания, образа самого себя и  отношения к образу "Я". Внутреннее содержание "Я" составляет отношение  личности к другим людям и к  самому себе. Осознать себя значит осознать эту систему отношений. Данный процесс  является содержанием процесса социализации подростка.

Среди разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих  генезис подростковой безнадзорности, выделяют внешние, раскрывающие специфические  особенности взаимодействия подростка  со своим ближайшим окружением и  внутренние факторы, затрудняющие социальную адаптацию индивида. Рассмотрим некоторые  из них.

Семейные и средовые факторы, влияющие на подростковую безнадзорность.

Личностное и социальное развитие в подростковом периоде  характеризуется наличием двух разнонаправленных  тенденций: стремлением к независимости, обусловленным возрастными задачами развития, с одной стороны, и стремлением  к сохранению психологической зависимости  от родителей, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности - с другой. В связи с этим особую значимость приобретает изучение неблагополучной  семьи. По мнению Т.И. Шульги, Л.Я. Олиференко, А.В. Быкова, неблагополучная семья- это такая семья, в которой  ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, т. е. все  то, что отражает неблагополучие. Влияние  таких институтов, как семья и  школа, не только не содействуют предупреждению правонарушений несовершеннолетних, но и нередко способствует возникновению  отклонений в нравственном развитии личности.

Так, Раттер отмечает, что определенные формы аморального поведения прививаются детям уже дома: "Воровство у соседей было обычным явлением среди детей и поощрялось родителями". Автор также отмечает, что подростки из семей с низким доходом с самого начала обучения попадают в разряд "отстающих", "тугодумов" и т. д. Естественно, что такой ребенок начинает искать пути удовлетворения своих социальных потребностей в иной деятельности, в том числе асоциальной. Подобное явление происходит на данном этапе в нашей стране, когда идет ускоренный процесс расслоения общества на богатых и бедных, когда идет обнищание основной массы населения. И подростки из бедных семей попадают в разряд трудных.

Недостатки, имеющиеся  в воспитательной системе, сказываются  на подростках из семей с низким доходом, и правонарушения этих детей  происходят как результат противоречивого  и негативного опыта, получаемого им в семье. Сравнение семейной среды деликвентов и неделиквентов показывает, что деликвенты часто растут в неблагоприятных условиях. Это подтверждено исследованиями, проводимыми зарубежными авторами: Хили (1936), Глюков (1950), Паттерсон (1987), Феррингтон (1990) и др.; отечественными - И.В. Дубровина, В.К. Зарецкий, И.С. Кон, Т.И. Шульга, Д.И. Фельдштейн и многими другими. В зарубежных исследованиях основное внимание сосредотачивается на взаимодействиях между родителем и ребенком в подростковый период развития, что отражает возросшее влияние теорий социального научения. Данная теория рассматривает эффективность родителей с точки зрения формирования и передачи навыков и стандартов поведения. Сравнительные исследования семей - безнадзорных подростков и благополучных школьников, показывают, что безнадзорные подростки воспитываются в более неблагоприятных условиях, чем их благополучные сверстники. Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают: неблагоприятные родительские отношения, асоциальные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, аморальный образ жизни родителей, неполная семья. Проведем анализ некоторых факторов.

Неблагоприятные родительские отношения. Складывающиеся в

каждой семье методы воспитания детей представляют собой  совокупность вариантов родительского  поведения. Дисциплинирующиеся воздействия  изучаются по отдельности, и как  отмечает Р. Блэкборн, что до сих пор нет единой систематизации дисциплинирующих воздействий.

С одной стороны  идентифицируются паттерны вознаграждений и наказаний, проводится различие между применением силы власти (физическое наказание, критика, угрозы, лишение материальных благ), лишением любви (воздержание от проявлений привязанностей) с другой -индукцией (разъяснением проступка) (Хоффман, 1977).

Согласно исследованиям  Бандуры, Дж. Боулби (1959), в деликвентных семьях чаще всего прибегают к  применению силы / власти как к способу  добиться от ребенка соблюдения норм и правил. Родители деликвентов часто  используют насмешки и физическое наказание, тогда как родители неделиквентов  больше полагаются на индукцию и лишение  любви 

Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкиц (1998) выделили факторы, создающие негармоничные  стили семейного воспитания: нарушение  взаимоотношений между родителями, затяжные конфликтные ситуации; структурно -неблагополучные семьи, в которых  отсутствует один из родителей; двойственное поведение родителей, когда внешне благоприятная мораль "на людях" превращается дома в искаженные оценки общественных ценностей.

А.Е. Личко выделяет психотравмирующие факторы воспитательной практики родителей. При этом указывает  типы неблагоприятных родительских отношений для ребенка и исходит  из критериев контроля и эмоционального отношения. Контроль со стороны родителей  состоит из требований в виде обязанностей ребенка в тех заданиях, которые  он выполняет, требований - запретов, устанавливающих  чего ребенок не должен делать. "Безнадзорные дети независимо от того, из каких семей  они вышли, чаще попадают под влияние  улицы, более податливы влиянию  какого-либо вожака из числа чаще всего  старших подростков".

Аморальный образ  родителей. Наибольшую опасность по своему негативному воздействию  на детей представляют криминально-аномальные семьи. Жизнь детей в таких  семьях из-за пьяных дебошей, сексуальной  распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей  зачастую находится под угрозой. В таких семьях ребенок начинает в раннем сроке бродяжничать, устраивать побеги из дома.

Не менее важным криминогенным фактором аномальной семьи является алкоголизм родителей. В исследованиях Г.И. Каплана, Б.Д. Сэдока выявляется факт существования  четкой взаимосвязи между алкоголизмом родителей и физическим, психическим  и "социальным" здоровьем их детей.

Исследования зарубежных авторов, посвященные проблеме воздействия  алкоголизма родителей на подростковую безнадзорность, в качестве основной причины выделяют биологический  фактор, особенно при наличии матери, злоупотребляющей алкоголем, что ведет  к органическому поражению головного  мозга ребенка и обуславливает  нарушения поведения последнего (Кильдене Л., Малинаускене Л., 1984).

Шостакович Б.В. (1970), Москаленко В.Д. (1991), Меньшикова Е.С.(1993) придерживаются мнения о том, что  алкоголизм родителей представляет собой сложный фактор отрицательных  внутренних и внешних воздействий  на потомство, приводящий к нарушению  его нормального нервно-психического развития.

Влияние домашней окружающей среды особым образом вносит вклад  в психологические характеристики ребенка. При этом нельзя отрицать роли личности с присущими ей взглядами, интересами, привычками, которые создаются  в процессе ее формирования. Если для  детей в возрасте 6-9 лет из семей  алкоголиков характерны реакции  астенического типа, отражающие напряженное  состояние их нервной системы, то к 10-14 годам психика детей принимает  уродливые формы и выливается в картину патологического развития личности со следующими ведущими чертами личности: повышенной тревожности, отчужденности, агрессивности, сниженным самоконтролем.

По мнению, А.Г. Большакова, М.И. Буянова, Ф.В. Гобочия, А.Ф. Зелинского семьи, где один или два члена  злоупотребляют спиртными напитками, имеют ряд отличительных особенностей: им свойственны явное и скрытое  отвержение членами семьи друг друга; наличие явного или скрытого семейного  насилия, отличающегося цикличностью.

Практически все авторы отмечают, что детям из алкогольных  семей свойственны такие формы  нарушения поведения, как систематические  кражи, склонность к бродяжничеству, повышенная агрессивность в виде непредсказуемой вербальной и физической враждебности, повышенная конфликтность  и т. д.

Неполная семья. Существует умеренное влияние отсутствия одного из родителей на подростковую безнадзорность, однако мальчики из семей без отца более агрессивны и имеют более  низкий уровень морального развития. Рассмотрение причин, по которым отсутствует  один родитель, позволяет сделать  вывод, что связь между неполной семьей и подростковой безнадзорностью  наиболее очевидна, когда семья распадается  в результате развода, и менее  очевидна в случае смерти одного из родителей. Стресс, испытываемый оставшимся с ребенком родителем (обычно матерью) в результате развода, может обострить  конфликты между родителем и  ребенком. Матери - одиночки страдают от слабой социальной поддержки, не имеют  возможности отдохнуть от домашних обязанностей и поэтому мало занимаются воспитанием ребенка в течение  года после развода (Мартин, 1979). Разумеется, это зависит от особенностей матери, как отмечает Мак -Корд (1962), вероятность  возникновения деликвентности в  семьях без отца снижалась в тех  случаях, когда мать не имела склонности к девиантному поведению.

Закономерности отрицательного воздействия семейного неблагополучия заключаются:

- во внутрисемейных  конфликтах, возникающих из-за несоответствия  представлений супругов о семейной  жизни, расхождения основных ценностных  ориентации, тем самым лишая подростка  в уверенности в себе и порождая  чувство тревожной неопределенности;

Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности