Адаптация детей мигрантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:53, статья

Описание работы

В связи с непрекращающимся и все более активно возрастающим потоком мигрантов в России, проблемы адаптации мигрантов не теряют своей актуальности. На ряду, с адаптацией мигрантов, выделяют адаптацию детей мигрантов. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с ней, а так же программы, разрабатываемые государством по решению проблем, которые возникают как у детей мигрантов, так и у детей являющихся гражданами принимающей страны.

Работа содержит 1 файл

Научная сатья.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Смирнова  О.С.

студентка РГСУ, факультета социологии 
 

     НАУЧНАЯ СТАТЬЯ.

     Адаптация детей мигрантов.  

     В связи с непрекращающимся и все  более активно возрастающим потоком мигрантов в России, проблемы адаптации мигрантов не теряют своей актуальности. На ряду, с адаптацией мигрантов, выделяют адаптацию детей мигрантов. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с ней, а так же программы, разрабатываемые государством по решению проблем, которые возникают как у детей мигрантов, так и у детей являющихся гражданами принимающей страны.

     В фокусе исследователей социологов, психологов, педагогов и политиков в первую очередь оказываются вопросы школьной сегрегации, образовательных стратегий, успеваемости, владения русским языком и толерантности. Это обусловлено тем, что школа является главным институтом, в котором проходит процесс инкультурации детей мигрантов.

     Дети, мигрировавшие с семьями из другой языковой и культурной среды, сталкиваются с необходимостью этнокультурной адаптации. Этнокультурная адаптация это психологическое и социальное привыкание, приспособление людей к новой культуре, "чужим" национальным традициям и ценностям, образу жизни и поведению, в ходе которых согласовываются нормы-требования и ожидания участников межэтнического взаимодействия1.

     Адаптация мигрантов сложные процесс, который с одной стороны включает интеграцию, вхождение в новую культуру, освоение норм и традиций, с другой стороны важным аспектом остается сохранение своеобразие этнокультур.

     Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт как интеграция, т. е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.2 Ребенок-мигрант синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.

     Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем. Без внешней помощи им практически невозможно выжить, и создание системы государственной поддержки вынужденных мигрантов – дело чести каждого цивилизованного общества.3

     В России относительно недавно стали  появляется многочисленные программы, направленные на поддержание детей  мигрантов в учебных учреждениях. Российское правительство на государственном  уровне уделяет этой проблеме большое внимание. В 2001–2005 годах была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая положила начало формированию в России новой, подлинно толерантной личности. Воспитание такого человека и есть задача поликультурного образования.

     Основной  целью комплексной программы  психолого-педагогической, социокультурной  и языковой адаптации таких детей  стала организация их эффективной  адаптации в образовательных учреждениях Москвы, чтобы обеспечить сохранность психического здоровья, успешность вхождения в инокультурную среду класса, школы, города, страны.4.  В настоящее время почти во всех российских школах обучается достаточное число детей мигрантов, особенно подросткового возраста. В этой связи встает вопрос не только о внедрении программ, которые направлены на поддержку детей мигрантов, но также и о специальной подготовке работников образования к работе с такими детьми, в частности, через систему дополнительного образования.

     На  первый план стали выходить проблемы образования, способствующие выяснению  соотношения общего и особенного в традициях, в образе жизни, т. е. менталитете народов, и направляющие внимание общества на важность воспитания у подрастающего поколения толерантности, и устранение антипатии по отношению к носителям инокультурных ценностей5. Процесс индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания. Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.

     Анализ  государственные программы по поддержки  детей мигрантов показывает, что  в настоящее время проблемы решаются по двум основным аспектам:

     1.Помощь  в языковой адаптация.

     Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком. Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах общения. Первым важнейшим этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения .6

     2. Психолого-педагогическая адаптация детей мигрантов, обучающихся в российских школах.

     На  сегодняшний день уже есть все  основания для выпуска научно-методического  пособия по оказанию психологической  помощи детям мигрантов, создан обширный материал эмпирических исследований по психологии их сопровождения и имеется практический опыт оказания им психологической поддержки. Результатом межкультурного обучения будет являться развитие культурной восприимчивости учащихся, их способности правильно интерпретировать поведение инокультурного партнера, толерантного отношения к нему: дети смогут преодолевать негативный опыт восприятия новой культуры, ослаблять влияние негативных культурных стереотипов.7

       В связи с этим стоит рассмотреть  данные полученные, входе исследование  социального настроения детей  мигрантов в московских школах. 

Таблица 1. Социально-демографические  характеристики детей (в % от числа опрошенных)8

     Характеристики  выборки      Мигранты      Немигранты
     Всего      54      46
     Классы      6-7 класс      39      37
     8-9 класс      33      37
     10-11 класс      28      26
     Длительность пребывания      Всю жизнь / большую часть жизни      36      100
     5-7 лет      31       
     2-5 лет      20       
     Предшествующее проживание      Менее 2 лет      13       
     Крупные города      72      100
     Малые города      13       
     Сельская  местность      15       
     Материальное положение  семьи      Благополучное      12      22
     Среднее      52      57
     Низкое      36      21
     Образование родителей      Высшее      26      46
     Среднее      47      49
     Неоконченное  среднее      27      5
 

     Существует  множество проблем, возникающих  при процессе адаптации детей мигрантов. Социальная изоляция мигрантов в детских и подростковых коллективах чаще всего вызывается антимигрантскими настроениями в обществе, отсутствием продуманной социальной работы в данном сегменте, должных мер поддержки мигрантов. Возникает своего рода порочный круг, когда негативные установки по отношению к "чужим" в школе ведут к замыканию детей мигрантов в себе и своей группе, что лишь усугубляет интолерантность со стороны соучеников, а иногда и учителей. 

     Таблица 2. Факторы, затрудняющие процесс адаптации детей мигрантов (в % от числа опрошенных)9

     Адаптивные  барьеры      Длительность  пребывания мигранта в Москве
     Всю жизнь / большую часть  жизни      5 - 7 лет      2 - 5 лет      Менее 2 лет
     Языковые  трудности      18      29      37      42
     Психологическая / эмоциональная дезадаптация      8      16      12      18
     Сложности во взаимодействии со сверстниками из этнодоминирующей группы      17      26      28      34
     Тоска/ностальгия по родине      24      42      49      28
     Незнание  местных культурных норм, традиций      9      17      19      35
     Образовательные трудности      17      25      29      37
     Социально-бытовые, материальные проблемы семьи      14      26      30      41
     Интолерантность по отношению к автохтонной группе      12      18      20      24
     Интолерантность со стороны автохтонной группы      24      30      37      46
     Социальная  изоляция      9      9      11      19
     Ценностные  различия (преобладание традиционных ценностей)      24      27      30      32
 

     Адаптивными барьерами являются трудности с  языком, распространенный в мигрантской  среде феномен замыкания в  собственной культуре и общине, а  также отсутствие толерантной по отношению к мигрантам социальной и образовательной среды.

     Помощь  детям в преодолении этих барьеров могла бы стать залогом их успешной адаптации в новом социуме и сокращения культурной дистанции между иноэтническими приезжими и коренным населением. Такая практика была бы полезной и для детей немигрантов, ибо они в толерантном отношении к инаковым сверстникам создавали бы взаимное поле притяжения, открытости и взаимного уважения, что во взрослом возрасте возвращалось бы атмосферой доверия граждан друг к другу, усилением интеграции общества. 

     Список  используемой литературы:

    1. Габуния Г. Г. Социокультурная адаптация детей мигрантов в иноэтнической среде. М., 2007. Стр.58
    2. Габуния Г. Г. Программа психолого-педагогического сопровождения социокультурной адаптации детей мигрантов «Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации детей мигрантов в иноэтнической среде». М., 2007.стр.14
    3. Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов:       Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru, 2010, № 5
    4. Макаров А.Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах: журнал "Социологические исследования" №8 2010. с. 94-101
    5. Солдатова Г. У. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности  М., 2002.
    6. Шустова Н. Е,  В. В. Гриценко, Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов.,Издательство: Форум 2011г.
    7. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.

Информация о работе Адаптация детей мигрантов