Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:53, статья
В связи с непрекращающимся и все более активно возрастающим потоком мигрантов в России, проблемы адаптации мигрантов не теряют своей актуальности. На ряду, с адаптацией мигрантов, выделяют адаптацию детей мигрантов. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с ней, а так же программы, разрабатываемые государством по решению проблем, которые возникают как у детей мигрантов, так и у детей являющихся гражданами принимающей страны.
Смирнова О.С.
студентка
РГСУ, факультета социологии
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ.
Адаптация
детей мигрантов.
В связи с непрекращающимся и все более активно возрастающим потоком мигрантов в России, проблемы адаптации мигрантов не теряют своей актуальности. На ряду, с адаптацией мигрантов, выделяют адаптацию детей мигрантов. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с ней, а так же программы, разрабатываемые государством по решению проблем, которые возникают как у детей мигрантов, так и у детей являющихся гражданами принимающей страны.
В фокусе исследователей социологов, психологов, педагогов и политиков в первую очередь оказываются вопросы школьной сегрегации, образовательных стратегий, успеваемости, владения русским языком и толерантности. Это обусловлено тем, что школа является главным институтом, в котором проходит процесс инкультурации детей мигрантов.
Дети, мигрировавшие с семьями из другой языковой и культурной среды, сталкиваются с необходимостью этнокультурной адаптации. Этнокультурная адаптация это психологическое и социальное привыкание, приспособление людей к новой культуре, "чужим" национальным традициям и ценностям, образу жизни и поведению, в ходе которых согласовываются нормы-требования и ожидания участников межэтнического взаимодействия1.
Адаптация мигрантов сложные процесс, который с одной стороны включает интеграцию, вхождение в новую культуру, освоение норм и традиций, с другой стороны важным аспектом остается сохранение своеобразие этнокультур.
Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт как интеграция, т. е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.2 Ребенок-мигрант синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.
Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем. Без внешней помощи им практически невозможно выжить, и создание системы государственной поддержки вынужденных мигрантов – дело чести каждого цивилизованного общества.3
В
России относительно недавно стали
появляется многочисленные программы,
направленные на поддержание детей
мигрантов в учебных
Основной целью комплексной программы психолого-педагогической, социокультурной и языковой адаптации таких детей стала организация их эффективной адаптации в образовательных учреждениях Москвы, чтобы обеспечить сохранность психического здоровья, успешность вхождения в инокультурную среду класса, школы, города, страны.4. В настоящее время почти во всех российских школах обучается достаточное число детей мигрантов, особенно подросткового возраста. В этой связи встает вопрос не только о внедрении программ, которые направлены на поддержку детей мигрантов, но также и о специальной подготовке работников образования к работе с такими детьми, в частности, через систему дополнительного образования.
На первый план стали выходить проблемы образования, способствующие выяснению соотношения общего и особенного в традициях, в образе жизни, т. е. менталитете народов, и направляющие внимание общества на важность воспитания у подрастающего поколения толерантности, и устранение антипатии по отношению к носителям инокультурных ценностей5. Процесс индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания. Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.
Анализ государственные программы по поддержки детей мигрантов показывает, что в настоящее время проблемы решаются по двум основным аспектам:
1.Помощь в языковой адаптация.
Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком. Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах общения. Первым важнейшим этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения .6
2.
Психолого-педагогическая
На
сегодняшний день уже есть все
основания для выпуска научно-
В связи с этим стоит
Таблица 1. Социально-демографические характеристики детей (в % от числа опрошенных)8
|
Существует
множество проблем, возникающих
при процессе адаптации детей мигрантов.
Социальная изоляция мигрантов в детских
и подростковых коллективах чаще всего
вызывается антимигрантскими настроениями
в обществе, отсутствием продуманной социальной
работы в данном сегменте, должных мер
поддержки мигрантов. Возникает своего
рода порочный круг, когда негативные
установки по отношению к "чужим"
в школе ведут к замыканию детей мигрантов
в себе и своей группе, что лишь усугубляет
интолерантность со стороны соучеников,
а иногда и учителей.
Таблица 2. Факторы, затрудняющие процесс адаптации детей мигрантов (в % от числа опрошенных)9
|
Адаптивными
барьерами являются трудности с
языком, распространенный в мигрантской
среде феномен замыкания в
собственной культуре и общине, а
также отсутствие толерантной по
отношению к мигрантам
Помощь
детям в преодолении этих барьеров могла
бы стать залогом их успешной адаптации
в новом социуме и сокращения культурной
дистанции между иноэтническими приезжими
и коренным населением. Такая практика
была бы полезной и для детей немигрантов,
ибо они в толерантном отношении к инаковым
сверстникам создавали бы взаимное поле
притяжения, открытости и взаимного уважения,
что во взрослом возрасте возвращалось
бы атмосферой доверия граждан друг к
другу, усилением интеграции общества.
Список используемой литературы: