Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследовать теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов в современном рыночном обществе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- Изучить научную литературу по теме курсовой работы;
- Изучить правовые источники по теме курсовой работы;
- Выполнить теоретическое исследование проблем инвалидов на основе изученной литературы;
- Сделать обобщения и выводы;
- Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов..................................... 6
1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов 6
1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации.............................. 12
Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни 16
2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики....................................................................................................... 16
2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................................
Многие родители
говорят, что не отдали бы своего ребенка
в интегративную школу, руководствуясь
именно страхом перед агрессивностью
и неконтролируемостью детей
с нарушениями развития. Хотя и в массовой
школе ребенок подвергается гораздо большей
опасности из-за невозможности контроля
большого количества детей, а также агрессивности,
зачастую стимулированной существующей
системой образования. Интегративные
школы, напротив, характеризуются малокомплектностью
и дружелюбной, терпимой обстановкой.
Часто родители боятся, что их ребенок
«нахватается» у детей с нарушениями развития.
Опыт показывает, что здоровые дети не
только «не нахватываются», но и еще приобретают
полезный опыт помощи ребенку, у которого
не все получается. Этот истинно педагогический
опыт ребята смогут использовать в дальнейшем
при воспитании своих детей. Какими путями
может идти интеграция?
-
поднимать эту тему в
-
проводить занятия в школах, на
которых дети получают
-
создавать учреждения
Родители часто
они соглашаются, что совместное
обучение здоровых детей и детей-инвалидов
приносит пользу последним, но недоумевают,
какие «выгоды» в этом общении
может получить здоровый ребенок. В
первую очередь это деликатность, способность
тонко чувствовать трудности другого,
терпимость к менее успешному сверстнику.
И способность, помочь, которая включает
в себя некоторые специальные навыки.
Здоровые дети получают опыт и навыки
качеств, которые абсолютно не развивает
современная система образования. Но именно
эти навыки и способности пригодятся школьникам
во взрослой семейной жизни, а для многих
и в профессиональной.
Процесс интеграции
людей с ограниченными
Таким образом,
в образовательной интеграции как
аспекте социальной адаптации наблюдаются
тенденция делать помощь детям-инвалидам
проблемой не только их несчастных родителей,
но всего общества в целом. И детского
сообщества, в частности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше теоретическое
исследование позволяет сделать
некоторые важные выводы.
В Российской Федерации,
как и во всем цивилизованном мире, детство
признается важным этапом жизни человека
и исходит из принципов приоритетности
подготовки детей к полноценной жизни
в обществе, развития у них социально ценных
качеств. Это касается всех детей, независимо
от состояния их здоровья. Это касается
и умственно отсталых детей и детей, которые
не могут самостоятельно передвигаться
и большую часть жизни проводят дома.
Основной закон
о детях - «О гарантиях прав ребенка».
Этот закон утверждает, что политика
государства в отношении детей является
приоритетной. Утверждается равно внимательное
отношение государства ко всем его детям.
Но на практике использование детьми-инвалидами
равных прав со сверстниками представляет
серьезную проблему.
Ребенок-инвалид
как субъект социальной адаптации,
может и должен предпринимать посильные
шаги для собственной адаптации, овладевать
специфическими навыками, стремиться
как можно полнее влиться в социальную
жизнь. Работа в этом направлении осуществляется
в рамках психологоориентированных моделей
социальной работы и помощи. При этом милосердие
понимается как первая ступенька гуманизма,
которое должно опираться не на жалость
и сочувствие, а на желание помочь детям
в интеграции их в общество, основываться
на позиции: общество открыто для детей,
и дети открыты для общества. Активная
позиция в деле адаптации в обществе необходима,
так как доказано, что возможность адаптации
находится в сильной зависимости от тяжести
и стажа инвалидности. В частности, чем
легче группа инвалидности, меньше ее
стаж и достаток семьи, тем выше уровень
мотивации на проведение реабилитационных
мероприятий. Это ярко свидетельствует
о том, что установки общества по отношению
к инвалидам, понимание его как объекта
соцзащиты, как не способного навсегда
что-либо изменить в своей судьбе приводит
к тому, что в социальной психологии принято
называть «выученной беспомощностью».
Основным социализирующим
и адаптирующим звеном признается семья
ребенка-инвалида. В законе «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
отмечено, семья является важнейшим институтом
социализации ребенка-инвалида. Основное
бремя заботы о детях-инвалидах ложится
на семьи, поэтому для успешной адаптации
им необходима поддержка общества и государства.
Члены семей полностью вовлечены в уход
за ребенком-инвалидом в связи с несформированностью
социальной инфраструктуры обслуживания
людей с ограниченными возможностями
здоровья, неналаженностью практики социального
патронажа и педагогического сопровождения,
несовершенством системы специального
образования для инвалидов.
Адаптация ребенка-инвалида
к условиям рыночной экономики –
это адаптация всей его семьи.
В этих условиях родители такого ребенка
вынуждены проявлять чудеса выживаемости
на рынке труда. Можно выделить три
основных типа социально-экономической
адаптации родителей на рынке труда после
появления в семьях проблем, связанных
с инвалидностью детей: экономическая
активность без смены места работы, экономическая
активность со сменой работы и экономическая
пассивность, когда взрослый трудоспособный
человек выключается из производственных
процессов, так как кроме него некому ухаживать
за ребенком.
Сложившаяся ситуация
требует введения специальных мер
социальной защиты семей с детьми-инвалидами.
В качестве подходов к их разработке
могли бы стать предложения, предусматривающие
сохранение экономической активности
родителей, обеспечивающие их успешную
социально-экономическую адаптацию. Еще
одна важнейшая проблема семьи – это постоянный
стресс из-за того, что ребенок – инвалид.
Общегосударственной
и общественной проблемой остается
невозможность получить необходимое образование
детьми-инвалидами.
Самую серьезную
проблему составляет категория детей
с психическими нарушениями. Основная
масса лишена возможности получить
образование из-за серьезной задержки
умственного развития и сложностей поведения,
крайне затрудняющих пребывание ребенка
в коллективе.
Под влиянием рыночной
экономики актуализируются
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конвенция о правах ребенка.
Официальные отчеты
2.
Федеральный закон № 124 от 24.07.98. Глава
1, статья 1. – режим доступа: www.rg.ru;
3.
Федеральный закон № 181 от 24.11.95.
Глава 3, статья 9. – режим доступа:
www.rg.ru;
4.
Федеральный закон № 181 от 24.11.95.
Глава 3, статья 18. – режим доступа: www.rg.ru
5.
Аксенова Л.И. Правовые основы
специального образования и
6.
Возжаева Ф.С. Реализация
7.
Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н.,
Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов
Б.П.Социальная педагогика. - М., 2001;
8.
Грузинова Т.В. Дети с ограниченными
возможностями: мифы, реальность, пути
интеграции//Директор школы. 1999, № 4
9.
Грузинова Т.В. Дети с
10.
Кулагина Е.В. Адаптация семей с детьми-инвалидами
к современным экономическим условиям:
автореферат дисс. на соиск. ученой степени
канд. экономических наук. – М., 2004
11.
Кулагина Е.В. Занятость
12.
Подласый И.П. Педагогика. В 2-х
кн. – М., 1999, Кн.2;
13.
Роджерс К. Что значит
14.
Руководство по врачебно-трудовой экспертизе
в 2-х Т., Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. - М.,1981;
15.
Скок Н.И. Биосоциальный
16.
Смирнова Р.А. Факторы формирования адаптационных
стратегий социально уязвимых слоев населения
Беларуси//СОЦИС, 2005, №10;
17.
Филатова Е.В. Теория
18.
Ярская-Смирнова Е.Р, И.И.
[1] Аксенова Л.И.
Правовые основы специального
образования и социальной
[2] Руководство
по врачебно-трудовой
[3] Конвенция
о правах ребенка. Официальные
отчеты Генеральной Ассамблеи,
сорок четвертая сессия, Дополнение
№49 (А/44/49), стр. 230-239.
[4] Федеральный
закон № 124 от 24.07.98. Глава 1, статтья
1. – режим доступа: www.rg.ru
[5] Р.А.Смирнова
Факторы формирования
[6] Федеральный
закон № 181 от 24.11.95. Глава 3,
статья 9. – режим доступа: www.rg.ru
[7] Федеральный
закон № 181 от 24.11.95. Глава 3,
статья 18. – режим доступа: www.rg.ru
[8] Т.В.Грузинова.
Дети с ограниченными
[9] Т.А.Добровольская,
Н.Б.Шабалина. Как живется семье с нетрудоспособным?//СОЦИС,
1994, № 8-9, с.135
[10] К.Роджерс.
Что значит становиться
[11] Галагузова
М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко
Е.Я., Дьяконов Б.П.Социальная педагогика.
- М., 2001, с. 210-212
[12] Е.В.Филатова.
Теория социальной работы. – режим
доступа: www.druzya.org
[13] Н.И. Скок.
Биосоциальный потенциал лиц
с ограниченными возможностями и
социальные механизмы его регуляции//
СОЦИС, 2005, №4, с.125
[14] Р.А.Смирнова.
Факторы формирования
[15] И.П.Подласый.
Педагогика. В 2-х кн. – М., 1999, Кн.2, с.201
[16] Е.В. Кулагина.
Занятость родителей в семьях
с детьми-инвалидами// СОЦИС, 2004, №
5, с.86
[17] Е.В.Кулагина.
Адаптация семей с детьми-
[18] Е.В.Кулагина.
Адаптация семей с детьми-
[19] Е.В. Кулагина.
Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами//
СОЦИС, 2004, № 5, с.88