Проблемы адаптации детей-инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы исследовать теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов в современном рыночном обществе.


Цель конкретизируется в следующих задачах:


- Изучить научную литературу по теме курсовой работы;


- Изучить правовые источники по теме курсовой работы;


- Выполнить теоретическое исследование проблем инвалидов на основе изученной литературы;


- Сделать обобщения и выводы;


- Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3


Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов..................................... 6


1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов 6


1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации.............................. 12


Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни 16


2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики....................................................................................................... 16


2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами. 23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 28


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................................

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Многие родители говорят, что не отдали бы своего ребенка  в интегративную школу, руководствуясь именно страхом перед агрессивностью и неконтролируемостью детей  с нарушениями развития. Хотя и в массовой школе ребенок подвергается гораздо большей опасности из-за невозможности контроля большого количества детей, а также агрессивности, зачастую стимулированной существующей системой образования. Интегративные школы, напротив, характеризуются малокомплектностью и дружелюбной, терпимой обстановкой. Часто родители боятся, что их ребенок «нахватается» у детей с нарушениями развития. Опыт показывает, что здоровые дети не только «не нахватываются», но и еще приобретают полезный опыт помощи ребенку, у которого не все получается. Этот истинно педагогический опыт ребята смогут использовать в дальнейшем при воспитании своих детей. Какими путями может идти интеграция? 

-                     поднимать эту тему в средствах  массовой информации;  

-                     проводить занятия в школах, на  которых дети получают представление  о жизни человека-инвалида, как  это делается в большинстве  цивилизованных стран;  

-                     создавать учреждения интегративного  типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями.  

Родители часто  они соглашаются, что совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов  приносит пользу последним, но недоумевают, какие «выгоды» в этом общении  может получить здоровый ребенок. В  первую очередь это деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого, терпимость к менее успешному сверстнику. И способность, помочь, которая включает в себя некоторые специальные навыки. Здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые абсолютно не развивает современная система образования. Но именно эти навыки и способности пригодятся школьникам во взрослой семейной жизни, а для многих и в профессиональной.  

Процесс интеграции людей с ограниченными возможностями  в общество займет долгие годы. И лучшее средство для разрушения мифов, для принятия этих людей - непосредственное и достаточно длительное общение с ребенком, страдающим каким-либо нарушением.  

Таким образом, в образовательной интеграции как  аспекте социальной адаптации наблюдаются тенденция делать помощь детям-инвалидам проблемой не только их несчастных родителей, но всего общества в целом. И детского сообщества, в частности.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Наше теоретическое  исследование позволяет сделать  некоторые важные выводы.  

В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Это касается и умственно отсталых детей и детей, которые не могут самостоятельно передвигаться и большую часть жизни проводят дома. 

Основной закон  о детях - «О гарантиях прав ребенка». Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Утверждается равно внимательное отношение государства ко всем его детям. Но на практике использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему. 

Ребенок-инвалид  как субъект социальной адаптации, может и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться как можно полнее влиться в социальную жизнь. Работа в этом направлении осуществляется в рамках психологоориентированных моделей социальной работы и помощи. При этом милосердие понимается как первая ступенька гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества. Активная позиция в деле адаптации в обществе необходима, так как доказано, что возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий. Это ярко свидетельствует о том, что установки общества по отношению к инвалидам, понимание его как объекта соцзащиты, как не способного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной беспомощностью». 

Основным социализирующим  и адаптирующим звеном признается семья  ребенка-инвалида. В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отмечено, семья является важнейшим институтом социализации ребенка-инвалида. Основное бремя заботы о детях-инвалидах ложится на семьи, поэтому для успешной адаптации им необходима поддержка общества и государства. Члены семей полностью вовлечены в уход за ребенком-инвалидом в связи с несформированностью социальной инфраструктуры обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, неналаженностью практики социального патронажа и педагогического сопровождения, несовершенством системы специального образования для инвалидов. 

Адаптация ребенка-инвалида к условиям рыночной экономики –  это адаптация всей его семьи. В этих условиях родители такого ребенка  вынуждены проявлять чудеса выживаемости на рынке труда. Можно выделить три  основных типа социально-экономической адаптации родителей на рынке труда после появления в семьях проблем, связанных с инвалидностью детей: экономическая активность без смены места работы, экономическая активность со сменой работы и экономическая пассивность, когда взрослый трудоспособный человек выключается из производственных процессов, так как кроме него некому ухаживать за ребенком.  

Сложившаяся ситуация требует введения специальных мер  социальной защиты семей с детьми-инвалидами. В качестве подходов к их разработке могли бы стать предложения, предусматривающие сохранение экономической активности родителей, обеспечивающие их успешную социально-экономическую адаптацию. Еще одна важнейшая проблема семьи – это постоянный стресс из-за того, что ребенок – инвалид.  

Общегосударственной и общественной проблемой остается невозможность получить необходимое образование детьми-инвалидами.  

Самую серьезную  проблему составляет категория детей  с психическими нарушениями. Основная масса лишена возможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развития и сложностей поведения, крайне затрудняющих пребывание ребенка в коллективе. 

Под влиянием рыночной экономики актуализируются ценности инклюзивного образования детей  с инвалидностью, хотя общественное мнение по этому сложному вопросу далеко не однородно. Предлагается развивать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями. Таким образом, социальная адаптация детей-инвалидов – это не только семейное дело, комплекс этих проблем должен затрагивать общество в целом, и не на бумаге, а в реальной жизни. 
 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1.                 Конвенция о правах ребенка.  Официальные отчеты Генеральной  Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49); 

2.                 Федеральный закон № 124 от 24.07.98. Глава 1, статья 1. – режим доступа: www.rg.ru; 

3.                 Федеральный закон № 181 от 24.11.95. Глава 3, статья 9. – режим доступа: www.rg.ru; 

4.                 Федеральный закон № 181 от 24.11.95. Глава 3, статья 18. – режим доступа: www.rg.ru 

5.                 Аксенова Л.И. Правовые основы  специального образования и социальной  защиты детей с отклонениями  в развитии. // Дефектология. – 1997, №1; 

6.                 Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов//Социальное обеспечение, 2005, №18; 

7.                 Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов  Б.П.Социальная педагогика. - М., 2001; 

8.                 Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции//Директор школы. 1999, № 4 

9.                 Грузинова Т.В. Дети с ограниченными  возможностями: мифы, реальность, пути  интеграции//Директор школы. 1999, №  4; 

10.             Кулагина Е.В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям: автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. экономических наук. – М., 2004 

11.             Кулагина Е.В. Занятость родителей  в семьях с детьми-инвалидами// СОЦИС, 2004, № 5; 

12.             Подласый И.П. Педагогика. В 2-х  кн. – М., 1999, Кн.2; 

13.             Роджерс К. Что значит становиться  человеком?. Теории личности в  западно-европейской и американской  психологии/ сост. Д.Я.райгородский. –  Самара, 1996; 

14.            Руководство по врачебно-трудовой экспертизе в 2-х Т., Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. - М.,1981; 

15.             Скок Н.И. Биосоциальный потенциал  лиц с ограниченными возможностями  и социальные механизмы его  регуляции// СОЦИС, 2005, №4; 

16.             Смирнова Р.А. Факторы формирования адаптационных стратегий социально уязвимых слоев населения Беларуси//СОЦИС, 2005, №10; 

17.             Филатова Е.В. Теория социальной  работы. – режим доступа: www.druzya.org 

18.             Ярская-Смирнова Е.Р, И.И. Лошакова. Инклюзивное образование детей-инвалидов//СОЦИС, 2003, №1; 
 

[1] Аксенова Л.И.  Правовые основы специального  образования и социальной защиты  детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997, №1, С. 6 

[2] Руководство  по врачебно-трудовой экспертизе в 2-х Т., Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. - М.,1981, с.282 

[3] Конвенция  о правах ребенка. Официальные  отчеты Генеральной Ассамблеи,  сорок четвертая сессия, Дополнение  №49 (А/44/49), стр. 230-239. 
 

[4] Федеральный  закон № 124 от 24.07.98. Глава 1, статтья 1. – режим доступа: www.rg.ru 

[5] Р.А.Смирнова  Факторы формирования адаптационных  стратегий социально уязвимых  слоев населения Беларуси//СОЦИС, 2005, №10, с26 
 

[6] Федеральный  закон № 181 от  24.11.95. Глава 3, статья 9. – режим доступа: www.rg.ru 

[7] Федеральный  закон № 181 от  24.11.95. Глава 3, статья 18. – режим доступа: www.rg.ru 
 

[8] Т.В.Грузинова.  Дети с ограниченными возможностями:  мифы, реальность, пути интеграции//Директор  школы. 1999, № 4, с.59-64  
 
 
 

[9] Т.А.Добровольская,  Н.Б.Шабалина. Как живется семье с нетрудоспособным?//СОЦИС, 1994, № 8-9, с.135 

[10] К.Роджерс.  Что значит становиться человеком?. Теории личности в западно-европейской  и американской психологии/ сост. Д.Я.райгородский. – Самара, 1996, с.390-408 
 

[11] Галагузова  М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П.Социальная педагогика. - М., 2001, с. 210-212  
 

[12] Е.В.Филатова. Теория социальной работы. – режим  доступа: www.druzya.org 

[13] Н.И. Скок. Биосоциальный потенциал лиц  с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции// СОЦИС, 2005, №4, с.125 
 

[14] Р.А.Смирнова. Факторы формирования адаптационных  стратегий социально уязвимых  слоев населения республики Беларусь// СОЦИС, 2005, № 10, с.30 
 

[15] И.П.Подласый. Педагогика. В 2-х кн. – М., 1999, Кн.2, с.201 

[16] Е.В. Кулагина. Занятость родителей в семьях  с детьми-инвалидами// СОЦИС, 2004, №  5, с.86 
 

[17] Е.В.Кулагина. Адаптация семей с детьми-инвалидами  к современным экономическим  условиям: автореферат дисс. на соиск.  Ученой степени канд. экономических наук. – М., 2004 
 

[18] Е.В.Кулагина. Адаптация семей с детьми-инвалидами  к современным экономическим  условиям: автореферат дисс. на соиск.  Ученой степени канд. экономических  наук. – М., 2004 
 

[19] Е.В. Кулагина. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами// СОЦИС, 2004, № 5, с.88 

Информация о работе Проблемы адаптации детей-инвалидов