Проблемы адаптации детей-инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы исследовать теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов в современном рыночном обществе.


Цель конкретизируется в следующих задачах:


- Изучить научную литературу по теме курсовой работы;


- Изучить правовые источники по теме курсовой работы;


- Выполнить теоретическое исследование проблем инвалидов на основе изученной литературы;


- Сделать обобщения и выводы;


- Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3


Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов..................................... 6


1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов 6


1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации.............................. 12


Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни 16


2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики....................................................................................................... 16


2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами. 23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 28


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................................

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отмечено, семья является важнейшим институтом социализации ребенка-инвалида. Именно в семье создается та необходимая любому ребенку среда, в которой он может овладеть человеческими формами поведения, развить душевные качества, интеллектуальные способности. Основное направление государственной политики в отношении детей-инвалидов – это адаптация ребенка к социуму через семью. Никто лучше родителей не сможет удовлетворить потребности ребенка. 

Т.А.Добровольская  и Н.Б.Шабалина[9] приводят данные о среднедушевом доходе семей, в том числе и с детьми-инвалидами. (таблица 1). 

Таблица 1. Распределение  среднедушевого дохода в различных  типах семей 
 

Тип семьи (распределение  в %) 
 
 
 

Среднедушевой доход 

С ребенком - инвалидом 

Со взрослым инвалидом до 60 лет 

Со взрослым инвалидом и ребенком-инвалидом 

С пенсионером  по возрасту 

С пенсионером  по возрасту и ребенком-инвалидом 

С пенсионером  по возрасту и взрослым инвалидом 

С инвалидом  старше 60 лет 

Всего  

0,5 продовольственного  минимума   

4,5  

7,1  

8,6  

1,7  

12,0  

21,0  

4,8  

16,2 

0,5—1,0 

42,2  

45.4  

38,0 

54,7  

48,0  

45,9  

33,0  

44,1  

1,0—1,5- 

27,3  

16,8  

23,8  

22,9  

36,0  

21,0  

35,7  

25,2  

1,5—2,0 

10,4  

6,7  

4,8  

7,9  

2,7  

8,3  

13,6  

9,0  

Более 2,0 

5,6  

3,9  

4,8  

2,8  

1,3  

3,8  

12,9  

5,5  
 
 

Как следует  из таблицы, имеют от половины до полутора среднедушевого дохода. В семьях, где  кроме ребенка-инвалида есть другие инвалиды или престарелые, живут  и того хуже. Материальное положение  семей с инвалидами очень тяжелое. Поэтому этот федеральный закон предусматривает многочисленную помощь, льготы и льготное обслуживание семей, в которых есть инвалиды и дети-инвалиды. Очевидно, что воспитание ребенка в семье и его материальное содержание будут более полноценными и менее дорогостоящими, чем, если бы ребенок был целиком на попечении государства.  

1.2.Ребенок-инвалид  как субъект социальной адаптации 
 

Если понимать ребенка-инвалида как субъекта социальной адаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего специфическими навыками, стремящегося как можно полнее влиться в социальную жизнь, преодолеть трудную жизненную ситуация, то удобнее всего помогать ему, выстраивая социальную работу в русле психологоориентированных моделей социальной работы. Психологоориентированные модели отражают подход к человеку, какой бы он ни был, в каком бы состоянии ни было его здоровье, как к субъекту своей жизни, как к лицу, которое может само выбирать и строить свою жизнь. Конечно, у этой модели социальной работы есть существенные ограничения, так как инвалидами часто признаются недееспособные лица, не могущие отвечать за свои поступки. В процессе адаптации, ребенок только тогда сможет достичь успехов, когда он сможет принять посильную часть ответственности за свою жизнь на себя. Учиться принимать ответственность – это один из важнейших результатов социализации ребенка-инвалида. Психологоориентированная модель определяется принципами гуманистической психологии[10].  

Гуманное отношение  предполагает уважение права ребенка  на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения. Принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. 

Принцип гуманизма  требует соблюдения следующих правил[11]: 

-                     достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся; 

-                     признания права каждого ребенка  быть самим собой, уважительного  к ним отношения: уважать —  значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией; 

-                     помощи ребенку с проблемами  в формировании уважения к  себе и окружающим людям, формировании  позиции «Я сам», желания самому  решать свои проблемы; 

-                     понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества;  

-                     стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим под готовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослы ми и детьми.  

«Существенная черта этой модели социальной работы - недирективный подход к решению  проблем клиента»[12]. Большая практика психологов-гуманистов доказала, что  человек лучше растет и развивается, если к нему доброжелательное внимательное отношение. Это приводит не только к душевному равновесию, но и к существенным положительным сдвигам в психике человека. Гуманистическое отношение к ребенку-инвалиду противостоит развитию социального иждивенчества и деструктивных жизненных установок, воспитывает у него уверенность в себе и способность противостоять ударам судьбы.  

Главные направления  – это развитие у детей  

-                     собственной активности в отношении  своих жизненных проблем; 

-                     развитие оптимизма, как сосредоточенности на позитивных сторонах жизни. 

Результаты опроса, выполненного Н.И.Скок,[13] показали, что  в самом тяжелом социально-экономическом  положении находится инвалиды с  детства: у них самый низкий уровень  образования и среднедушевого дохода; среди них самый высокий процент лиц, не имеющих профессии, семьи, собственного жилья; большая часть из них проживает в сельской местности, где слабо развита социальная инфраструктура; подавляющее большинство не имеет постоянной и даже временной работы. Полученные ею данные наглядно демонстрируют неадекватную первичную социализацию инвалидов с детства, приведшую в конечном итоге к формированию дефектного биосоциального потенциала. Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни взрослого инвалида. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий. Все это ярко свидетельствует о том, что установки общества по отношению к инвалидам, понимание его как объекта соцзащиты, как не способного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной беспомощностью». Отношение к себе как к объекту, оценка своих жизненных сил как минимальных, порождает неспособность и нежелание трудиться, быть занятым, а, следовательно, включенным в социальную жизнь. 

Как отмечают исследователи, оптимизм и пессимизм - не просто умонастроение  личности, но представляют собой совершенно разнонаправленную практическую ориентацию личности в мире. «Экспериментально доказано, что оптимисты, фокусирующие свое внимание на положительной стороне жизни, видят желаемые цели как достижимые и продолжают прилагать усилия ради их реализации, порой вопреки общим тенденциям функционирования окружающей среды. Пессимисты, акцентирующие внимание на негативной стороне жизни, считают свои желаемые цели недостижимыми и отказываются заранее предпринимать какие-либо усилия»[14]. Социально-психологическое самочувствие ребенка-инвалида определяет динамику, темпы успешной реабилитации и адаптации. 

Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной  трудовой жизни 

  

2.1.Семья как  основной фактор адаптации детей-инвалидов  в условиях рыночной экономики 
 

И.П. Подласый выделяет Следующие воспитательные функции семьи[15]: 

-                     влияние семьи на ребенка сильнее  всех других воспитательных воздействий.. С возрастом оно ослабевает, но  никогда не утрачивается полностью; 

-                     в семье формируются те качества, которые нигде, как в семье сформированы быть не могут; 

-                     семья осуществляет социализацию  личности, является концентрированным  выражением ее усилий по физическому,  моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество; 

-                     семья обеспечивает преемственность  традиций; 

-                     важнейшей социальной функцией  семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного  члена общества; 

-                     существенное влияние оказывает  семья на выбор профессии. 

Дети являются «зеркальным» отражением своих родителей. И, если семьи со здоровыми детьми социально и экономически активны, т.е. родители имеют возможность  работать, то в семье с ребенком-инвалидом все по-иному. 

Основное бремя  заботы о детях-инвалидах ложится  на семьи, поэтому для успешной адаптации  им необходима поддержка общества и  государства. Масштабное вовлечение членов семей в процессы ухода за детьми-инвалидами связано с несформированностью социальной инфраструктуры обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, неналаженностью практики социального патронажа и педагогического сопровождения, несовершенством системы специального образования для инвалидов. Лечение, уход, обучение и реабилитация детей происходят при непосредственном участии родственников и предполагают большие затраты времени. «Данные исследования показывают, что в каждой второй семье неоплачиваемый труд матерей по уходу за детьми-инвалидами эквивалентен по времени средней продолжительности рабочего дня (от 5-ти до 10 часов). Особую роль в вынужденном высвобождении матерей детей-инвалидов из сферы оплачиваемой занятости играет отсутствие механизмов исполнения законодательных норм, регулирующих права работников с детьми-инвалидами»[16]. В такой ситуации речь идет уже не только об адаптации ребенка-инвалида, а об адаптации целой семьи, в которой он живет. 

Реабилитация  и адаптация должна осуществляться с учетом таких факторов, как демографический состав семей, возраст и реабилитационный потенциал детей-инвалидов. Адаптационные возможности семьи с детьми-инвалидами зависят от трех групп факторов[17]. Первая группа – социально-демографические факторы, оказывающие влияние на адаптацию семей. В этой группе факторов учитывается неполнота семьи, наличие в семье других инвалидов. Вторая группа – адаптационный потенциал родителей, который включает возрастные и образовательные характеристики. Третья группа – возраст и реабилитационный потенциал детей-инвалидов.  

Реабилитационный  потенциал характеризует степень  способности инвалида к взаимодействию с социальной средой, а также комплекс его биологических и психологических  характеристик. При установлении реабилитационного  потенциала учитываются также социально-средовые факторы, позволяющие в той или иной степени реализовать потенциальные возможности ребенка. Реабилитационный потенциал разделяется на три уровня: высокий, удовлетворительный и низкий. Медицинская оценка уровня реабилитационного потенциала основывается на показателях ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов и степени их выраженности. Трактовка показателя реабилитационного потенциала и его использование могут быть более широкими, если учитывать его роль в процессах социально-экономической адаптации семей. В ходе исследования, проведенного Е.В.Кулагиной, установлено, что 69,2% детей имеют удовлетворительный реабилитационный потенциал, чуть менее трети (27,9%) – низкий и только 3% детей – высокий. Возраст и реабилитационный потенциал ребенка-инвалида определяют потребность в продолжительном уходе и в помощи при обучении. 

При учете затрат времени по уходу за ребенком-инвалидом, обнаружилось, что матери тратят на это до 10 часов в день, отцы до 4 часов. Следует особо отметить, что в семье, где есть ребенок-инвалид в процесс ухода, реабилитации и адаптации втянуты все члены семьи. Ограниченность возможностей ребенка – это беда всей семьи. В воспитании ребенка принимают участие бабушки и дедушки, братья и сестры, а также все родственники, проживающие вместе с семьей. 

Детям-инвалидам, обучающимся в общеобразовательных  школах, сложнее, чем их ровесникам усвоить программу обучения в  силу ограниченных возможностей здоровья, частых перерывов по болезни. Как  показывают данные исследования, они  часто пропускают занятия и ходят в школу нерегулярно. На массовые школы приходится 55% детей, требующих посторонней помощи и ухода по медицинским показаниям, тем более, это касается детей, обучающихся «надомно». Основная нагрузка по уходу за детьми-инвалидами школьного возраста ложится на плечи родителей, а не специальных учреждений. 

Информация о работе Проблемы адаптации детей-инвалидов