Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследовать теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов в современном рыночном обществе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- Изучить научную литературу по теме курсовой работы;
- Изучить правовые источники по теме курсовой работы;
- Выполнить теоретическое исследование проблем инвалидов на основе изученной литературы;
- Сделать обобщения и выводы;
- Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов..................................... 6
1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов 6
1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации.............................. 12
Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни 16
2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики....................................................................................................... 16
2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................................
В законе «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
отмечено, семья является важнейшим институтом
социализации ребенка-инвалида. Именно
в семье создается та необходимая любому
ребенку среда, в которой он может овладеть
человеческими формами поведения, развить
душевные качества, интеллектуальные
способности. Основное направление государственной
политики в отношении детей-инвалидов
– это адаптация ребенка к социуму через
семью. Никто лучше родителей не сможет
удовлетворить потребности ребенка.
Т.А.Добровольская
и Н.Б.Шабалина[9] приводят данные о среднедушевом
доходе семей, в том числе и с детьми-инвалидами.
(таблица 1).
Таблица 1. Распределение
среднедушевого дохода в различных
типах семей
Тип семьи (распределение
в %)
Среднедушевой доход
С ребенком - инвалидом
Со взрослым инвалидом до 60 лет
Со взрослым
инвалидом и ребенком-
С пенсионером по возрасту
С пенсионером по возрасту и ребенком-инвалидом
С пенсионером по возрасту и взрослым инвалидом
С инвалидом старше 60 лет
Всего
0,5 продовольственного
минимума
4,5
7,1
8,6
1,7
12,0
21,0
4,8
16,2
0,5—1,0
42,2
45.4
38,0
54,7
48,0
45,9
33,0
44,1
1,0—1,5-
27,3
16,8
23,8
22,9
36,0
21,0
35,7
25,2
1,5—2,0
10,4
6,7
4,8
7,9
2,7
8,3
13,6
9,0
Более 2,0
5,6
3,9
4,8
2,8
1,3
3,8
12,9
5,5
Как следует
из таблицы, имеют от половины до полутора
среднедушевого дохода. В семьях, где
кроме ребенка-инвалида есть другие
инвалиды или престарелые, живут
и того хуже. Материальное положение
семей с инвалидами очень тяжелое.
Поэтому этот федеральный закон предусматривает
многочисленную помощь, льготы и льготное
обслуживание семей, в которых есть инвалиды
и дети-инвалиды. Очевидно, что воспитание
ребенка в семье и его материальное содержание
будут более полноценными и менее дорогостоящими,
чем, если бы ребенок был целиком на попечении
государства.
1.2.Ребенок-инвалид
как субъект социальной
Если понимать
ребенка-инвалида как субъекта социальной
адаптации, предпринимающего намеренные
усилия, овладевающего специфическими
навыками, стремящегося как можно полнее
влиться в социальную жизнь, преодолеть
трудную жизненную ситуация, то удобнее
всего помогать ему, выстраивая социальную
работу в русле психологоориентированных
моделей социальной работы. Психологоориентированные
модели отражают подход к человеку, какой
бы он ни был, в каком бы состоянии ни было
его здоровье, как к субъекту своей жизни,
как к лицу, которое может само выбирать
и строить свою жизнь. Конечно, у этой модели
социальной работы есть существенные
ограничения, так как инвалидами часто
признаются недееспособные лица, не могущие
отвечать за свои поступки. В процессе
адаптации, ребенок только тогда сможет
достичь успехов, когда он сможет принять
посильную часть ответственности за свою
жизнь на себя. Учиться принимать ответственность
– это один из важнейших результатов социализации
ребенка-инвалида. Психологоориентированная
модель определяется принципами гуманистической
психологии[10].
Гуманное отношение
предполагает уважение права ребенка
на свободный выбор, ошибку, собственную
точку зрения. Принцип гуманизма в социальной
педагогике полагает признание ценности
ребенка как личности, его прав на свободу,
счастье, защиту и охрану жизни, здоровья,
создание условий для развития ребенка,
его творческого потенциала, склонностей,
способностей, оказание помощи ему в жизненном
самоопределении, интеграции его в общество,
полноценной самореализации в этом обществе.
Принцип гуманизма
требует соблюдения следующих правил[11]:
-
достойного отношения общества ко всем
детям, независимо от того, в каком физическом,
материальном, социальном положении они
находятся;
-
признания права каждого
-
помощи ребенку с проблемами
в формировании уважения к
себе и окружающим людям,
-
понимания милосердия как первой ступеньки
гуманизма, которое должно опираться не
на жалость и сочувствие, а на желание
помочь детям в интеграции их в общество,
основываться на позиции: общество открыто
для детей, и дети открыты для общества;
-
стремления не выделять детей с проблемами
в особые группы и не отторгать их от нормальных
детей; если мы хотим под готовить детей-инвалидов
к жизни среди здоровых людей, должна быть
продумана система общения таких детей
со взрослы ми и детьми.
«Существенная
черта этой модели социальной работы
- недирективный подход к решению
проблем клиента»[12]. Большая практика
психологов-гуманистов доказала, что
человек лучше растет и развивается,
если к нему доброжелательное внимательное
отношение. Это приводит не только к душевному
равновесию, но и к существенным положительным
сдвигам в психике человека. Гуманистическое
отношение к ребенку-инвалиду противостоит
развитию социального иждивенчества и
деструктивных жизненных установок, воспитывает
у него уверенность в себе и способность
противостоять ударам судьбы.
Главные направления
– это развитие у детей
-
собственной активности в
-
развитие оптимизма, как
Результаты опроса,
выполненного Н.И.Скок,[13] показали, что
в самом тяжелом социально-
Как отмечают исследователи,
оптимизм и пессимизм - не просто умонастроение
личности, но представляют собой совершенно
разнонаправленную практическую ориентацию
личности в мире. «Экспериментально доказано,
что оптимисты, фокусирующие свое внимание
на положительной стороне жизни, видят
желаемые цели как достижимые и продолжают
прилагать усилия ради их реализации,
порой вопреки общим тенденциям функционирования
окружающей среды. Пессимисты, акцентирующие
внимание на негативной стороне жизни,
считают свои желаемые цели недостижимыми
и отказываются заранее предпринимать
какие-либо усилия»[14]. Социально-психологическое
самочувствие ребенка-инвалида определяет
динамику, темпы успешной реабилитации
и адаптации.
Глава 2. Подготовка
ребенка-инвалида к самостоятельной
трудовой жизни
2.1.Семья как
основной фактор адаптации
И.П. Подласый выделяет
Следующие воспитательные функции семьи[15]:
-
влияние семьи на ребенка
-
в семье формируются те качества,
которые нигде, как в семье сформированы
быть не могут;
-
семья осуществляет
-
семья обеспечивает
-
важнейшей социальной функцией
семьи является воспитание
-
существенное влияние
Дети являются
«зеркальным» отражением своих родителей.
И, если семьи со здоровыми детьми
социально и экономически активны,
т.е. родители имеют возможность
работать, то в семье с ребенком-инвалидом
все по-иному.
Основное бремя
заботы о детях-инвалидах ложится
на семьи, поэтому для успешной адаптации
им необходима поддержка общества и
государства. Масштабное вовлечение членов
семей в процессы ухода за детьми-инвалидами
связано с несформированностью социальной
инфраструктуры обслуживания людей с
ограниченными возможностями здоровья,
неналаженностью практики социального
патронажа и педагогического сопровождения,
несовершенством системы специального
образования для инвалидов. Лечение, уход,
обучение и реабилитация детей происходят
при непосредственном участии родственников
и предполагают большие затраты времени.
«Данные исследования показывают, что
в каждой второй семье неоплачиваемый
труд матерей по уходу за детьми-инвалидами
эквивалентен по времени средней продолжительности
рабочего дня (от 5-ти до 10 часов). Особую
роль в вынужденном высвобождении матерей
детей-инвалидов из сферы оплачиваемой
занятости играет отсутствие механизмов
исполнения законодательных норм, регулирующих
права работников с детьми-инвалидами»[16].
В такой ситуации речь идет уже не только
об адаптации ребенка-инвалида, а об адаптации
целой семьи, в которой он живет.
Реабилитация
и адаптация должна осуществляться
с учетом таких факторов, как демографический
состав семей, возраст и реабилитационный
потенциал детей-инвалидов. Адаптационные
возможности семьи с детьми-инвалидами
зависят от трех групп факторов[17]. Первая
группа – социально-демографические факторы,
оказывающие влияние на адаптацию семей.
В этой группе факторов учитывается неполнота
семьи, наличие в семье других инвалидов.
Вторая группа – адаптационный потенциал
родителей, который включает возрастные
и образовательные характеристики. Третья
группа – возраст и реабилитационный
потенциал детей-инвалидов.
Реабилитационный
потенциал характеризует
При учете затрат
времени по уходу за ребенком-инвалидом,
обнаружилось, что матери тратят на
это до 10 часов в день, отцы до
4 часов. Следует особо отметить,
что в семье, где есть ребенок-инвалид
в процесс ухода, реабилитации и адаптации
втянуты все члены семьи. Ограниченность
возможностей ребенка – это беда всей
семьи. В воспитании ребенка принимают
участие бабушки и дедушки, братья и сестры,
а также все родственники, проживающие
вместе с семьей.
Детям-инвалидам,
обучающимся в