Проблема формирования мотивации педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом

проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из

наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных

исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора

педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами,

позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

интерес к учебному предмету – 27,2%;

желание обучать данному предмету – 16,2%;

стремление посвятить себя воспитанию детей – 19,2%;

осознание педагогических способностей – 6%;

желание иметь высшее образование – 13%;

Содержание

Введение.......................................................................3

Глава 1. Педагогическая профессия.............................................6

1.1. Из истории профессии.....................................................6

1.2. Педагогическая деятельность..............................................7

Глава 2. Личность учителя....................................................10

Глава 3. Мотивация педагогической деятельности...............................21

3.1. Мотивы выбора...........................................................23

3.2. Развитие мотивов выбора.................................................28

Заключение....................................................................30

Список литературы.............................................................31

Приложение....................................................................32

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 105.35 Кб (Скачать)

педагогической  деятельности, поскольку с ней  связаны воспоминания о

деятельности  учителя как о рутинной, не приносящей морального удовлетворения

и успеха. Бывает и обратное: к педагогической профессии тянутся потому, что

не мыслят себе расставания с детством и  юностью, пытаются навсегда остаться в

кругу дорогих впечатлений, “остановись время”. Такой путь мотивирования

выбора профессии представляется главным образом инфантильным: дело жизни

выбирается  по примеру своих учителей, вслед  за добрыми воспоминаниями о своей

школе, с надеждой на то, что в дальнейшем придется работать в знакомой

обстановке, где всегда все было хорошо, и  т. д.; отвергается профессия

потому, что “повторение пройденного” пугает, пример учителей не вдохновил, а

школа не оставила добрых воспоминаний.

Ретроспекция  опыта иногда убеждает в том, что  разочаровываются в профессии

не только те, кто заведомо отвергал для себя педагогическую деятельность, но

и те, кто  тянулся к ней, стремясь “вернуться назад”. Прошлый опыт играет

большую роль в выборе профессии, но только тогда, когда “уроки опыта”

включаются  в актуальную для молодого человека социальную ситуацию, в которой

от строит планы на будущее.

Для того чтобы выпускник совершил осознанный выбор, необходимо расширение

границ  его социального опыта, в частности и путем организации педагогической

и воспитательной деятельности – в доступных масштабах. Работа вожатыми,

помощь  отстающим, иногда самостоятельное проведение уроков – все эти и

многие  другие формы деятельности в школе и семье носят чисто педагогический

характер. Однако социальный опыт формируется  не только под влиянием “чистой”

деятельности. Необходимо и соответствующее ее осмысление. Самосознание

учащегося, который хоть раз прикоснулся  к педагогической работе, неизбежно

сохраняет впечатление о своем выполнении роли педагога. Систематическое же

участие в педагогической деятельности способствует формированию установки на

такого  рода деятельность. Как бы редко  ни звучали призывы заниматься

педагогической  деятельностью, как бы ни была скромна  ее реклама, тот, кто уже

вышел на это поприще, постарается увидеть  и услышать о ней все, что его

интересует.

    

    

                                Заключение                               

Подводя итог всей этой работе, можно сказать, что проблема мотивации

педагогической  деятельности действительно одна из наиболее сложных и

неразрешенных. Есть много причин выбора той или  ной профессии. И причины эти

зависят в первую очередь от самой личности.

В этой работе была рассмотрена как сама педагогическая деятельность в целом,

так и  личность учителя. Изучение этих двух аспектов показало, что мотивация

оказывает большое влияние на успешность профессии, а также сами мотивы выбора

зависят от отношения молодых специалистов к своей будущей профессии.

Мотив выбора отражает позицию личности, сформировавшуюся на основе

собственного  опыта и осмысления социально  значимых целей деятельности. Есть

все основания  полагать, что педагогические способности  – одни из ранних, они

складываются  и проявляются в годы детства  и юности. Тем не менее, переход  в

профессиональную  категорию связан с перестройкой личности, прежде всего, с

ценностно-ориентационной перестройкой.

В мотивации  личности главную роль играет направленность самой личности,

которая включает в себя ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы.

Направленность  личности определяет то, как человек  относится к окружающему

миру  и самому себе, единство его поведения  и деятельности, создает

устойчивость  личности, позволяя противостоять нежелательным  влияниям извне и

изнутри, является основой саморазвития и  профессионализма, точкой отсчета для

нравственной  оценки целей и средств поведения.

Подводя анализ данной работы, можно сказать, что для учителя недостаточно

обладать  необходимыми знаниями и навыками, чтобы хорошо выполнять свои

обязанности, что эта профессия требует  каких-то специфических качеств

личности. Из опыта известно: хорошее знание учебного предмета, методики его

преподавания, старание ещё совсем не дает гарантии, что данный работник

является  хорошим учителем.

Все исследователи  сходятся на том, что работа учителя  будет успешной только в

том случае, если основные качества его личности соответствуют характеру

профессиональной  деятельности.

Исходя  из вышесказанного, выбор профессии  учителя находится в зависимости  от

целого  ряда факторов. Прежде всего необходимо знать требования, которые

профессия предъявляет к физическими и психологическим особенностям человека,

взвесить  свои личные возможности. Достаточно ли значимы и оправданы факторы,

влияющие  на выбор профессии, так как успешность педагогической деятельности

зависит именно от того, насколько обдуман  и осмыслен был сам мотив выбора

профессии  педагога, то есть изучив психолого-педагогическую литературу по

заявленной  проблеме и проанализировав теоретические  источники, была выявлена

зависимость между личностными характеристиками и мотивами выбора профессии.

Было  выяснено, что мотивация педагогической деятельности, как и любой

деятельности, зависит от самой личности, поэтому  оказывает влияние на

успешность  будущей профессии. Таким образом, цель исследования была

достигнута.

    

    

                            Список литературы                           

1.       Абдулина О. А. Общепедагогическая  подготовка учителя в системе

высшего педагогического образования. –  М., 1989. – с.20.

2.       Ананьев Б. Г. Человек как  предмет познания //Избр. психол. труды. –

М., 1980. – Т.1. – с. 53.

3.       Асмолов А, Г. Личность как предмет психологического исследования. –

М., 1984. – с.28

4.       Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя.

//Советская  педагогика. – 1987. – № 2.

5.       Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. – с. 40.

6.       Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя. //Советская

педагогика. – 1989. – № 8.

7.       Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности. //Вестник МГУ:

Психология. – 1981. – № 2.

8.       Бургин М. С. Инновации и новизна в педагогике. //Советская

педагогика. – 1989. – № 12.

9.       Вершловский С. Г. Учитель о себе и профессии. – Л., 1988. – с. 9.

10.   Вяткина 3. Н. Индивидуальный стиль в педагогическом мастерстве

учителя. – Пермь, 1979. – с. 49.

11.   Горюнова Т.А. Королева И.Ш.  Путь к профессии учителя. –  М., 1981. –

с.7-8, с. 13-14.

12.   Григорян Б.Г. Философия о сущности  человека. – М., 1973. – с. 25.

13.   Маркова А.К. Психология труда  учителей. – М., 1993. – с. 41-56.

14.   Профессиональная деятельность  молодого учителя. /под ред. С.Г.

Вершловского, Л.Н. Лесохиной. – М., 1982. – с. 35-48.

15.   Рубинштейн С.Л. Проблемы общей  психологии. – М., 1990. – с. 382.

16.   Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002. – с.45-47.

                                                                      Приложение

     ПОКАЗАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.     Любовь к детям, умение понимать  их потребности и интересы.

2.     Педагогическая наблюдательность.

3.     Умение правильно понимать к  объяснять особенности поведения  людей в

конкретных: жизненных обстоятельствах, вычислять  типичное в характере

человека.

4.     Способность ориентироваться в  изменяющихся условиях.

5.     Организаторские способности.

6.     Многосторонность общих познавательных  интересов.

7.     Целеустремленность, готовность к  волевым усилиям на пути к  достижению

цели.

     ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.     Равнодушное отношение к детям.

2.     Низкий интеллектуальный уровень  знаний.

3.     Безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы,

находчивости, выдержки.

4.     Наличие некоторых признаков  психического заболевания.

5.     Выраженные дефекты речи и  слуха.

Показания и противопоказания составлены Г.Ф. Павлюк и В.А. Сластениным.

    

Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности