Проблема формирования мотивации педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом

проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из

наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных

исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора

педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами,

позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

интерес к учебному предмету – 27,2%;

желание обучать данному предмету – 16,2%;

стремление посвятить себя воспитанию детей – 19,2%;

осознание педагогических способностей – 6%;

желание иметь высшее образование – 13%;

Содержание

Введение.......................................................................3

Глава 1. Педагогическая профессия.............................................6

1.1. Из истории профессии.....................................................6

1.2. Педагогическая деятельность..............................................7

Глава 2. Личность учителя....................................................10

Глава 3. Мотивация педагогической деятельности...............................21

3.1. Мотивы выбора...........................................................23

3.2. Развитие мотивов выбора.................................................28

Заключение....................................................................30

Список литературы.............................................................31

Приложение....................................................................32

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 105.35 Кб (Скачать)

профессиональной  компетентности. В педагогической деятельности это будет

диагностическое и методическое творчество (поиск  и нахождение новых способов

изучения  учащихся, применение и создание новых  диагностических приемов; новые

сочетания методов обучения). В педагогическом общении – это коммуникативное

творчество (поиск и нахождение новых коммуникативных  задач, новых средств

мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых

форм  общения в групповой работе учащихся и т. д.). В сфере личности – это

самореализация  учителя на основе осознания себя творческой

индивидуальностью, определение индивидуальных путей своего

профессионального развития, построение программы самосовершенствования.

Говоря  об учителе, что он работает творчески, целесообразно определить и

уровень этого творчества. Приведем ряд данных психологов об уровнях

педагогического творчества, мастерства.

Ученые  выделяют следующие уровни педагогического  творчества: первый уровень

творчества  – это уровень элементарного взаимодействия с классом. Учитель уже

использует  обратную связь, корректирует свои воздействия  по ее результатам.

Но он действует “по методичке”, по шаблону, по опыту других учителей. Второй

уровень – это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его

планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном

сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения. Третий

уровень – эвристический. Педагог использует и творческие возможности живого

общения с учениками. Самый высокий уровень  творчества учителя характеризуется

его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но

вкладывать  в них свое личностное начало. Он работает с ними лишь постольку,

поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям

личности  воспитанника, конкретному уровню обученности, воспитанности,

развития  класса. Выделяют уровни воспроизведения  готовых рекомендаций,

оптимизации, эвристический уровень, личностно  самостоятельный.

Таким образом, педагогическое творчество само по себе – это процесс,

начинающийся  от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация,

репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию

существенного опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации

до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.

Живой интерес вызывает в школе обсуждение вопроса о соотношении мастерства и

творчества  в труде учителя.

Массовый  педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждения народного

образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения,

воспитания  и реализации в ней достижений педагогической науки.

Слова “передовой педагогический опыт”  часто употребляются в разных смыслах. В

широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство учителя,

хороший педагогический результат. При этом опыт учителя может и, не

содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но является хорошим

образцом  для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В

этом  смысле достигнутое учителем-мастером представляет собой передовой опыт,

достойный распространения.

К передовому опыту в более узком и строгом  смысле относят только такую

практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны,

оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический

опыт  особенно ценен, потому что он прокладывает новые пути в школьной

практике  и педагогической науке, поэтому  именно новаторский опыт подлежит

анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести

границу, потому что, овладев известными принципами и методами, учитель обычно

не останавливается  на достигнутом. Находя и используя  все новые и новые

оригинальные  приемы или по-новому, эффективно сочетая  старые, учитель-Мастер

постепенно  становится подлинным новатором. Из этого следует, что

распространять  и внедрять в практику школ надо любой положительный опыт, но

особенно  глубоко и всесторонне нужно  анализировать, обобщать и

распространять опыт педагогов-новаторов.

Известно, что педагогическое мастерство и  педагогическое творчество тесно

связаны, но не тождественны.

Здесь возможны разные их отношения, например, и такие: устоявшееся мастерство

без склонности к новым решениям и творчество как следствие дефицита

общеизвестных решений при недостаточном мастерстве <у молодого учителя).

Дополнительные  различия в вопросе об уровнях  творчества проводят и другие

ученые: новаторство в педагогике связано с открытиями, их авторы утверждают

идеи, способные  преобразовать педагогическую действительность. Более

многочисленный отряд творчески работающих учителей – это своего рода

изобретатели, они разрабатывают и внедряют новые элементы педагогических

систем. Еще более массовое движение –  педагогическое рационализаторство,

которое воплощается в усовершенствованиях, связано с модернизацией и

адаптацией  к конкретным условиям уже используемых методов и средств

воспитания  и обучения.

Учитель никогда не творит наедине сам  с собой, а всегда в соавторстве  с

учениками. Описаны следующие варианты сотворчества учителя с учащимися:

учитель не соотносит свой творческий процесс  с деятельностью учащихся, творит

для себя и от себя (педагог-“премьер”); учитель соотносит свой творческий

процесс с деятельностью класса, управляет  общим творческим процессом

(педагог-“дирижер”); учитель учитывает нюансы деятельности отдельных

учащихся (педагог-“зеркало”); учитель создает общую концепцию урока,

учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное

самовыражение и творческое сотрудничество (педагог-“режиссер”).

Однако  возможно и иное “разграничение”  уровней совместной творческой

деятельности  учителя и учащихся. Первый из них  можно условно назвать

“имитационно-творческим”: учащиеся вместе с педагогом ищут ответы на вопросы,

на которые наука и практика уже дали ответы; при этом ученик в своей

деятельности  в какой-то степени воспроизводит  историческую логику развития

научного  познания, открывает ее для себя; творческий характер деятельности

обеспечивается  здесь заданиями проблемного  типа, что предполагает выдвижение

гипотез, составление проектов, прогнозирование  результата. На уровень

подлинного  творческого поиска школьник поднимается, когда ни ученик, ни

учитель не знают ответа на поставленный вопрос.

Изложим точку зрения на соотношение мастерства, творчества и новаторства в

труде учителя.

     Педагогическое мастерство – это выполнение учителем своего труда на

уровне  высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в

методических  разработках и рекомендациях. Мастерство – это хорошее владение

основами  профессии, успешное применение известных  в науке и практике приемов.

Мастерство  означает хорошее знание учителем своего учебного предмета,

достижение  стабильных высоких результатов в обученности, главным образом в

знаниях учащихся. Каждый учитель при желании и настойчивости может стать

мастером  своего дела. Мастерство учителя прямо  не связано со стажем его

работы  в школе.

     Педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение нового.

Возможны  следующие уровни творчества:

1.     Творчество в широком понимании  – открытие нового для себя, т. е.

обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения

педагогических  задач (эти способы решения уже  известны и описаны, но учитель

их открывает  для себя). Здесь учитель осуществляет переход от

алгоритмических, стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого

уровня  творчества: выбор оптимального решения  из веера возможных,

использование старого приема в новых изменившихся условиях в ходе

импровизации  на уроке, объяснение причин неудач школьника в себе самом и др.

Этот  уровень творчества осуществляет каждый учитель в своей работе.

2.     Творчество в более узком понимании  – открытие нового и для себя и для

других, новаторство. Это создание новых  оригинальных отдельных приемов  или

целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих

общественный  педагогический опыт.

Новаторство – это особый тип мышления, включающего прежде всего способы

обнаружения всеобщих проблем с последующим  оригинальным решением и

возвращением  его в педагогическую практику. Новаторство  – это и особый тип

личности, для которого характерна устойчивая профессиональная

направленность, позитивная и конструктивная Я-концепция, умение защитить свои

идеи, доказать их новизну и дееспособность, это индивидуальность и авторская

Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности