Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:33, курсовая работа
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом
проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из
наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных
исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора
педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами,
позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
интерес к учебному предмету – 27,2%;
желание обучать данному предмету – 16,2%;
стремление посвятить себя воспитанию детей – 19,2%;
осознание педагогических способностей – 6%;
желание иметь высшее образование – 13%;
Введение.......................................................................3
Глава 1. Педагогическая профессия.............................................6
1.1. Из истории профессии.....................................................6
1.2. Педагогическая деятельность..............................................7
Глава 2. Личность учителя....................................................10
Глава 3. Мотивация педагогической деятельности...............................21
3.1. Мотивы выбора...........................................................23
3.2. Развитие мотивов выбора.................................................28
Заключение....................................................................30
Список литературы.............................................................31
Приложение....................................................................32
действия предпринимаются как прямое исполнение нормы) принципиально отличны.
За ними стоят разные стили профессионального поведения, и в конечном счете
разные личности воспитателей. Поэтому кажется обоснованным выявить
“личностные, психологические условия... формирования должного отношения и
оценочных критериев”.
3.1. Мотивы выбора
Выбор профессии педагога, решение поступить в педагогический вуз, стать
учителем – начальный этап длительного процесса профессионального
самоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но
даже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой
жизненного пути.
Достаточно
хотя бы бегло упомянуть все
решения, чтобы стало ясно: в нем как в фокусе сходятся все притязания, все
основные ожидания – и не только самого молодого человека, но и его близких,
родителей, друзей. Все ждут, кем же будут выпускники школы. Ждет сама школа.
Ждут родители. Ждет и сам абитуриент. И хотя факторов, влияющих на его
выбор, множество: тут и учет собственных возможностей, и престиж в
коллективе сверстников, и традиции семьи, – в конечном счете это он сам
делает выбор. На первый взгляд решение стать учителем (если поступление в
педагогический вуз связывается именно с этой профессией) ничем не отличается
от любого другого. Завтрашний врач, инженер, архитектор тоже испытывают все
превратности выбора профессии. Они тоже подчас ошибаются, им тоже угрожает
разочарование в избранном пути. Но, как уже говорилось, сердцевиной
учительской профессии является воспитание, передача другим не только знаний
по предмету, но и социальных и нравственных норм, ценностей. Это делает
выбор особенно ответственным, а роль – необычной.
Выбор
учительской профессии –
он осуществляется?
Прежде всего необходимо соотнести собственные склонности, способности,
желания с особенностями профессии, ее спецификой. Только в том случае, как
уже говорилось, если объективное значение и цели профессиональной
деятельности совпадают с ее личностным смыслом, можно говорить о
предрасположенности личности к данной профессии уже на стадии ее выбора.
Определить
эту предрасположенность
Если молодой человек в профессии педагога ценит именно возможность передать
свой опыт, знания, взгляды; мысли, чувства, свои ценностные ориентации другим
людям, если он увлечен самим процессом целенаправленного общения с
молодежью,
можно говорить о мотивационной
предрасположенности к
педагога. Чем раньше выявлены эти потребности, чем полнее приняты цели
деятельности, тем сознательнее и прочнее выбор, тем меньше неожиданностей и
разочарований в будущем.
Уже многие годы престижная оценка профессии учителя у выпускников средней
школы была невысока, устойчиво занимая лишь средние места на шкале престижа.
В последнее
время среди выпускников
оценке профессий, наблюдается “сравнительная гомогенность шкалы престижа”
(М. X. Титма). Это одно из проявлений того факта, что выбор профессии по ее
статусу в нашей стране все больше теряет свой социальный характер и решающим
становится содержание будущей трудовой деятельности. Характерно, что среди
разных групп – абитуриентов, студентов, молодых специалистов – шкала
престижа наиболее однородна у выпускников школы. Для них различия в
социальной позиции представителей разных профессиональных групп
несущественны. Наиболее высок престиж учителя в сельской местности.
Многие молодые люди, которые, зная о теневых сторонах учительской
деятельности, не придают им значения, потому что в их восприятии
действительную ценность имеют самый смысл и социальная значимость труда
воспитателя. Эта позиция, в частности, свидетельствует о готовности
преодолевать трудности, о развитом чувстве гражданской ответственности.
В педагогический институт поступают, как правило, потому, что людей
привлекает своеобразие и исключительное значение профессии. Так, наибольший
вес имеют мотивы, связанные с осознанием высокой социальной миссии педагога.
Опрошенные подчеркивают общественную значимость и важность профессии
учителя. Нередко в интервью и сочинениях абитуриенты и студенты педвузов
противопоставляют гуманность педагогического труда, его важную социальную
роль всем сложностям и трудностям работы в школе. “Профессия учителя очень
сложная, тяжелая, но благородная и нужная людям”, “Профессия учителя и
врача – самые важные. Я с уверенностью могу сказать, что меня не пугают
будущие трудности” (студенты I курса Гродненского университета).
Мотивы,
связанные с осмыслением
социальной ценности, несомненно, оказывают влияние на стабильность выбора и
последующее профессиональное самоопределение. Почти 60% из тех, кто назвал
эти мотивы в качестве ведущих на стадии поступления в вуз, впоследствии не
только не раскаялись, но утверждают, что вновь повторили бы сделанный выбора
Но даже и в этой группе с годами происходит переоценка ценностей, появляются
сомнения. 10% полагают, что, если бы им пришлось вновь выбирать профессию,
учителями бы они не стали. Выбор и последующее самоутверждение в
профессии – процесс не простой. Естественно, что определенная часть
учителей по разным причинам переживает ощущение неудовлетворенности. И
все же тенденция такова: чем выше уровень социально-профессиональных
ожиданий молодых специалистов, тем выше их сопротивляемость естественным
трудностям
в процессе профессионального
закрепляются позитивные взгляды на профессию. В свою очередь, достигнутые
успехи вновь и вновь убеждают в правильности сделанного выбора.
Анализируя ситуацию выбора профессии, важно понять, как объективные
предпосылки выбора трансформируются в личностно значимые и активные
побуждения, направляющие профессиональную деятельность. Человек не просто
реагирует на конкретные условия, объективные обстоятельства, импульсы среды,
общества, но и соотносит их со своим индивидуальным жизненным опытом. Именно
мотив связывает ситуацию выбора и опыт личности, отраженный в сложившейся у
нее системе ценностных ориентации, установок и интересов. Как происходит
“кристаллизация” мотива в процессе дрофессионального выбора?
В последнее время отмечается, что для выпускников средней школы основой
привлекательности конкретных видов труда являются более общие представления о
сфере труда (М. X. Титма). Выбор профессии осуществляется уже в рамках данной
сферы, так что у многих абитуриентов имеется как бы “запасной вариант”.
Особенно ярко это проявляется в позиции абитуриентов университетов. Среди них
немало молодых людей, которые, трезво оценивая ситуацию и свои возможности,
понимают, что в будущем они могут стать учителями, хотя наиболее
привлекательной остается, например, деятельность научного работника. И эта
будущая перспектива их не пугает, не отталкивает и учитывается уже при
выборе высшего учебного заведения. Чтобы не считать выбор педагогического
вуза своего рода “уступкой”, необходимо учесть большие исследовательские
возможности педагогической деятельности. Правда, статус учителя-исследователя
еще не вполне определен, как и не ясны перспективы его научного роста.
Наиболее общей по отношению к педагогической деятельности областью интересов
и активности личности является сфера гуманитарного труда. Замечено, что
гуманитарная направленность потенциально содержит большие возможности для
формирования
предрасположенности к
формированию его личности, желание работать с людьми – непременные условия
успешного развития педагогической деятельности. В то же время и стремление к
саморазвитию, самосовершенствованию, характерное для гуманитариев, также
может служить воспитательным целям. По данным Н. А. Беляевой, наиболее
высокую оценку профессии учителя дают учащиеся, предпочитающие гуманитарные
сферы деятельности и имеющие высокую успеваемость по предметам именно этого
цикла. Как показали интервью с молодыми людьми, избравшими профессию учителя,
85,7% из 112 проинтервьюированных отмечают среди любимых предметов в школе
гуманитарные предметы. Сходное явление наблюдается в том случае, когда
опрошенные отмечают влияние на выбор профессии любимого учителя. При этом
далеко не всегда “наследуется” специализация этого учителя как предметника.
Материалы интервью, бесед с молодежью и преподавателями вузов убеждают в
том, что часть молодых людей, проявивших глубокий интерес к педагогической
профессии, стремятся скорее реализовать в деятельности свои воспитательные
Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности