Проблема формирования мотивации педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом

проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из

наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных

исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора

педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами,

позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

интерес к учебному предмету – 27,2%;

желание обучать данному предмету – 16,2%;

стремление посвятить себя воспитанию детей – 19,2%;

осознание педагогических способностей – 6%;

желание иметь высшее образование – 13%;

Содержание

Введение.......................................................................3

Глава 1. Педагогическая профессия.............................................6

1.1. Из истории профессии.....................................................6

1.2. Педагогическая деятельность..............................................7

Глава 2. Личность учителя....................................................10

Глава 3. Мотивация педагогической деятельности...............................21

3.1. Мотивы выбора...........................................................23

3.2. Развитие мотивов выбора.................................................28

Заключение....................................................................30

Список литературы.............................................................31

Приложение....................................................................32

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 105.35 Кб (Скачать)

действия  предпринимаются как прямое исполнение нормы) принципиально отличны.

За ними стоят разные стили профессионального поведения, и в конечном счете

разные  личности воспитателей. Поэтому кажется обоснованным выявить

“личностные, психологические условия... формирования должного отношения и

оценочных критериев”.

    

    

                        3.1. Мотивы выбора                       

Выбор профессии педагога, решение поступить  в педагогический вуз, стать

учителем  – начальный этап длительного процесса профессионального

самоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но

даже  и при этом условии сделанный  выбор сам по себе становится важной вехой

жизненного  пути.

Достаточно  хотя бы бегло упомянуть все обстоятельства принятия подобного

решения, чтобы стало ясно: в нем как  в фокусе сходятся все притязания, все

основные  ожидания – и не только самого молодого человека, но и его близких,

родителей, друзей. Все ждут, кем же будут  выпускники школы. Ждет сама школа.

Ждут  родители. Ждет и сам абитуриент. И хотя факторов, влияющих на его

выбор, множество: тут и учет собственных  возможностей, и престиж в

коллективе  сверстников, и традиции семьи, –  в конечном счете это он сам

делает  выбор. На первый взгляд решение стать учителем (если поступление в

педагогический  вуз связывается именно с этой профессией) ничем не отличается

от любого другого. Завтрашний врач, инженер, архитектор тоже испытывают все

превратности  выбора профессии. Они тоже подчас ошибаются, им тоже угрожает

разочарование в избранном пути. Но, как уже  говорилось, сердцевиной

учительской профессии является воспитание, передача другим не только знаний

по предмету, но и социальных и нравственных норм, ценностей. Это делает

выбор особенно ответственным, а роль – необычной.

Выбор учительской профессии – сознательный акт социальной саморегуляции. Как

он осуществляется?

Прежде  всего необходимо соотнести собственные склонности, способности,

желания с особенностями профессии, ее спецификой. Только в том случае, как

уже говорилось, если объективное значение и цели профессиональной

деятельности  совпадают с ее личностным смыслом, можно говорить о

предрасположенности личности к данной профессии уже на стадии ее выбора.

Определить  эту предрасположенность позволяют  мотивы выбора профессии.

Если  молодой человек в профессии  педагога ценит именно возможность  передать

свой  опыт, знания, взгляды; мысли, чувства, свои ценностные ориентации другим

людям, если он увлечен самим процессом целенаправленного общения с

молодежью, можно говорить о мотивационной  предрасположенности к профессии

педагога. Чем раньше выявлены эти потребности, чем полнее приняты цели

деятельности, тем сознательнее и прочнее выбор, тем меньше неожиданностей и

разочарований в будущем.

Уже многие годы престижная оценка профессии учителя у выпускников средней

школы была невысока, устойчиво занимая лишь средние места на шкале престижа.

В последнее  время среди выпускников средней  школы почти нет ярких различий в

оценке  профессий, наблюдается “сравнительная гомогенность шкалы престижа”

(М. X. Титма). Это одно из проявлений того факта, что выбор профессии по ее

статусу в нашей стране все больше теряет свой социальный характер и решающим

становится  содержание будущей трудовой деятельности. Характерно, что среди

разных  групп – абитуриентов, студентов, молодых специалистов – шкала

престижа  наиболее однородна у выпускников школы. Для них различия в

социальной  позиции представителей разных профессиональных групп

несущественны. Наиболее высок престиж учителя  в сельской местности.

Многие  молодые люди, которые, зная о теневых  сторонах учительской

деятельности, не придают им значения, потому что  в их восприятии

действительную  ценность имеют самый смысл и  социальная значимость труда

воспитателя. Эта позиция, в частности, свидетельствует о готовности

преодолевать  трудности, о развитом чувстве гражданской  ответственности.

В педагогический институт поступают, как правило, потому, что людей

привлекает  своеобразие и исключительное значение профессии. Так, наибольший

вес имеют  мотивы, связанные с осознанием высокой социальной миссии педагога.

Опрошенные  подчеркивают общественную значимость и важность профессии

учителя. Нередко в интервью и сочинениях абитуриенты и студенты педвузов

противопоставляют гуманность педагогического труда, его важную социальную

роль  всем сложностям и трудностям работы в школе. “Профессия учителя очень

сложная, тяжелая, но благородная и нужная людям”, “Профессия учителя и

врача – самые важные. Я с уверенностью могу сказать, что меня не пугают

будущие трудности” (студенты I курса Гродненского университета).

Мотивы, связанные с осмыслением профессии  как общественного блага и

социальной  ценности, несомненно, оказывают влияние  на стабильность выбора и

последующее профессиональное самоопределение. Почти 60%  из тех, кто назвал

эти мотивы в качестве ведущих на стадии поступления  в вуз, впоследствии не

только  не раскаялись, но утверждают, что вновь  повторили бы сделанный выбора

Но даже и в этой группе с годами происходит переоценка ценностей, появляются

сомнения. 10% полагают, что, если бы им пришлось вновь  выбирать профессию,

учителями бы они не стали. Выбор и последующее самоутверждение  в

профессии – процесс  не  простой.  Естественно, что определенная  часть

учителей  по  разным  причинам переживает  ощущение неудовлетворенности. И

все  же тенденция такова: чем выше уровень  социально-профессиональных

ожиданий  молодых специалистов, тем выше их сопротивляемость естественным

трудностям  в процессе профессионального самоутверждения, тем надежнее

закрепляются позитивные взгляды на профессию.  В свою очередь, достигнутые

успехи  вновь  и вновь  убеждают в правильности сделанного выбора.

Анализируя  ситуацию выбора профессии,  важно  понять, как объективные

предпосылки выбора трансформируются в личностно значимые и активные

побуждения, направляющие профессиональную деятельность. Человек не просто

реагирует на конкретные условия, объективные  обстоятельства, импульсы среды,

общества, но и соотносит их со своим индивидуальным жизненным опытом. Именно

мотив связывает ситуацию выбора и опыт личности, отраженный в сложившейся у

нее системе  ценностных ориентации, установок и интересов. Как происходит

“кристаллизация” мотива в процессе дрофессионального выбора?

В последнее  время отмечается, что для выпускников  средней школы основой

привлекательности конкретных видов труда являются более общие представления о

сфере труда (М. X. Титма). Выбор профессии осуществляется уже в рамках данной

сферы, так что у многих абитуриентов имеется как бы “запасной вариант”.

Особенно  ярко это проявляется в позиции  абитуриентов университетов. Среди  них

немало  молодых людей, которые, трезво оценивая ситуацию и свои возможности,

понимают, что в будущем они могут стать учителями, хотя наиболее

привлекательной остается, например, деятельность научного работника. И эта

будущая перспектива их не пугает, не отталкивает и учитывается уже при

выборе высшего учебного заведения. Чтобы не считать выбор педагогического

вуза  своего рода “уступкой”, необходимо учесть большие исследовательские

возможности педагогической деятельности. Правда, статус учителя-исследователя

еще не вполне определен, как и не ясны перспективы  его научного роста.

Наиболее  общей по отношению к педагогической деятельности областью интересов

и активности личности является сфера гуманитарного  труда. Замечено, что

гуманитарная направленность потенциально содержит большие возможности для

формирования  предрасположенности к профессии  учителя. Интерес к человеку,

формированию  его личности, желание работать с  людьми – непременные условия

успешного развития педагогической деятельности. В то же время и стремление к

саморазвитию, самосовершенствованию, характерное для гуманитариев, также

может служить воспитательным целям. По данным Н. А. Беляевой, наиболее

высокую оценку профессии учителя дают учащиеся, предпочитающие гуманитарные

сферы деятельности и имеющие высокую  успеваемость по предметам именно этого

цикла. Как показали интервью с молодыми людьми, избравшими профессию учителя,

85,7% из 112 проинтервьюированных отмечают  среди любимых предметов в  школе

гуманитарные предметы. Сходное явление наблюдается в том случае, когда

опрошенные  отмечают влияние на выбор профессии  любимого учителя. При этом

далеко  не всегда “наследуется” специализация этого учителя как предметника.

Материалы интервью, бесед с молодежью и  преподавателями вузов убеждают в

том, что  часть молодых людей, проявивших глубокий интерес к педагогической

профессии, стремятся скорее реализовать в деятельности свои воспитательные

Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности