Проблема формирования мотивации педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом

проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из

наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных

исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора

педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами,

позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

интерес к учебному предмету – 27,2%;

желание обучать данному предмету – 16,2%;

стремление посвятить себя воспитанию детей – 19,2%;

осознание педагогических способностей – 6%;

желание иметь высшее образование – 13%;

Содержание

Введение.......................................................................3

Глава 1. Педагогическая профессия.............................................6

1.1. Из истории профессии.....................................................6

1.2. Педагогическая деятельность..............................................7

Глава 2. Личность учителя....................................................10

Глава 3. Мотивация педагогической деятельности...............................21

3.1. Мотивы выбора...........................................................23

3.2. Развитие мотивов выбора.................................................28

Заключение....................................................................30

Список литературы.............................................................31

Приложение....................................................................32

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 105.35 Кб (Скачать)

времена назначались самые знающие” опытные  и способные к этому люди.

Ещё в  первобытном обществе детей готовили к взрослой жизни старейшины и  вожди

племён.

В странах  Древнего Востока учителями назначались  жрецы.

В Древней  Греции самые умные и талантливые  граждане.

В Риме учителей назначал сам Император  из числа самых образованных чиновников.

На земле  несколько тысяч профессий. О  каких-то мы не слышали. О каких-то

слышали, но не представляли. О профессии  учителя этого не окажешь, т.к.

каждый  из нас в своё время встретился о учителем, и чаще всего мы с

благодарностью  вспоминаем имя первого учителя  в нашей жизни. Именно учитель

начальных классов формирует многие ценные качества личности, воспитывает

интерес и ответственное отношение к  школе.

Учёные, психологи и педагоги – приходят к выводам: качества личности в

огромной  мере зависят от того насколько правильно  осуществляется процесс

воспитания.

С помощью  учителя формируется человек, дети приобщаются к тем богатствам,

которые выработало человечество, учатся постигать себя, готовятся к будущему.

Поэтому, когда мы говорили, что в социальном развитии личности школа играет

главную роль, то имеем в виду прежде всего педагогическую деятельность,

направленную на воспитание и обучение подрос тающего поколения. Именно на

учителя в современных условиях возлагается  задача координации деятельности

семьи, школы, внешкольных учреждений по отношению  к каждому учащемуся.

    

    

             1.2.         Педагогическая деятельность            

Многих  людей, чья деятельность не связана  с профессией учителя интересует

вопрос: какие виды деятельности вбирает в себя профессиональные учителя и

какое количество времени входит в рабочий  день учителя.

Профессия учителя находится среди немногих профессий, имеющих ненормированный

рабочий день.

Что такое "рабочее время учителя"?

Никаких сомнений не вызывает то, что время  проведения уроков есть рабочее время

. Однако, прежде чем провести урок, учитель должен подготовиться к нему:

просмотреть специальные книги, подобрать материал, продумать и написать план

урока, подготовить необходимые наглядные  пособия.

В бюджете  времени трудно установить чёткие, как у рабочего завода или

служащего, границы между рабочим и свободным  временем.

Какие же виды деятельности учителя охватывают рамки его рабочего времени. Это:

1)     учебно-педагогическая работа и  подготовка к ней;

2)     организационно-воспитательная работа  и подготовка к ней;

3)     педагогическая работа с родителями;

4)     методическая работа;

5)     общественная работа (работа в  микрорайоне, пропагандистская работа) и

т.д.

Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой

области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на

результатах работы так сильно сказывались личные качества самого работника:

его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта...

В связи  с этим предъявляются серьёзные  требования к личности учителя, т.к.

личность  учителя, его педагогическое мастерство определяют успех обучения и

воспитания:

1.     Учитель школы должен быть  политически грамотным человеком.

2.     Каждый учитель может и должен  овладеть педагогическим мастерством.

Весьма  важным является наличие таланта, но, как и любой, талант

педагогический  встречается не так уж часто, поэтому  только на него

рассчитывать  нельзя. И поэтому надо говорить лишь о мастерстве, т.е. о

воспитательном  умении.

Из чего же складывается педагогическое мастерство, это воспитательное умение?

Складывается  оно из:

А. Знания закономерностей воспитания и обучения;

Б. Педагогических способностей;

В. Педагогического  такта;

Г. Педагогической техники.

Знание  закономерностей обучения и воспитания, т.е. теоретическую основу

мастерства  даёт изучение таких педагогических наук, как педагогика,

психология, возрастная физиология, частные методики и др. А педагогические

способности надо в себе развивать.

1.     Академические – это глубокое всестороннее знание своего предмета на

уровне современной науки, плюс широкие познания в области смежных наук.

С. Макаренко  справедливо отвечал, что ученики  простят своим учителям

строгость, сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.

2.     Дидактические – это не только  много и глубоко знать самому, но и уметь

сделать свои знания достоянием своих учеников, т.е. уметь доходчиво

объяснять, эмоционально преподносить знания, использовать интонацию, жесты.

3.     Речевые – речь учителя должна  быть литературной, грамотной,

эмоциональной, с правильной дикцией, темпом и т.п.

4.     Организаторские – это способность требовать и добиваться своего,

руководить  детским коллективом.

5.     Психо-аналистические – это умение проникнуть во внутренний мир

ученика, понять, помочь, отреагировать на поступок ученика соответствующим

образом.

6.     Личностные – это качества  личности. Л.А. Коменский считал, что дело

воспитания  нельзя доверять человеку, неустойчивому  в нравственном отношении.

“Учителями  должны стать лучшие из людей.”

7.     Специальные способности – (к  пению, рисованию, танцам, спорту.) Дети

тянутся к людям, мастерам на все руки.

8.     Педагогический такт – это  показатель внутренней и внешней  культуры.

Это качество необходимое для учителя. Оно  проявляется в серьёзном, простом,

искреннем тоне обращения с детьми, в уважении их достоинства, в

самообладании, умении без грубости и раздражительности  добиваться желаемых

результатов.

9.     Педагогическая техника – это  умение словом, жестом, мимикой

воздействовать  на учащихся.

10. Любовь  и уважение к детям.

Эти качества необходимы каждому, кто работает с  детьми. Крупская любила детей

заботливо, Гайдар – весело, Макаренко –  требовательно, Сухомлинский – нежно,

Корчак  – грустно.

11. Творческий  подход к воспитательной работе, постоянный поиск нового.

12. Повышение  квалификации.

Только  постоянное обогащение знаниями, неослабимый интерес к трудам классиков

педагогики  и последним достижениям науки  приведут к успехам. “Учитель, если

он честен, учится всю жизнь”, – Горький. “Учитель до тех пор учитель, пока

сам учится”, – М.И. Калинин.

Повышение квалификации – одно из требований к личности учителя. Повышение

квалификации, развитие педагогического мастерства идёт по двум основным

направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

I.         Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:

а) организация  методических объединений в школах,

б) курсы  повышения- квалификации при ИУУ пединститутах.

II.      Развитие, рост мастерства, управляемый  изнутри, со стороны самого

учителя:

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов  и опыта деятельности,

качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических  процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.

Очень важно поощрение труда учителя. Поощряются лучшие учителя, работники

народного просвещения за творческое отношение  к работе, за большие успехи,

активное  участие в общественно-политической жизни.

Формы поощрения могут быть и моральными и материальными.

    

    

                        Глава 2. Личность учителя                       

Именно  личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет

сущность  педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель,

какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения

целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в

труде учителя.

Рассмотрим  этот блок профессиональной компетентности по следующему плану:

профессиональные  знания, педагогические умения, профессиональные позиции,

психологические качества личности учителя.

Изложение профессиональных знаний о личности начнем с ее структуры.

Структура личности учителя, по Марковой А.К., включает:

-              мотивацию личности (направленность  личности и ее виды);

-              свойства личности (педагогические  способности, характер и его

черты, психические процессы и состояния  личности); интегральные

характеристики  личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль,

креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и

Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности