Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:33, курсовая работа
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом
проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из
наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных
исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора
педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами,
позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
интерес к учебному предмету – 27,2%;
желание обучать данному предмету – 16,2%;
стремление посвятить себя воспитанию детей – 19,2%;
осознание педагогических способностей – 6%;
желание иметь высшее образование – 13%;
Введение.......................................................................3
Глава 1. Педагогическая профессия.............................................6
1.1. Из истории профессии.....................................................6
1.2. Педагогическая деятельность..............................................7
Глава 2. Личность учителя....................................................10
Глава 3. Мотивация педагогической деятельности...............................21
3.1. Мотивы выбора...........................................................23
3.2. Развитие мотивов выбора.................................................28
Заключение....................................................................30
Список литературы.............................................................31
Приложение....................................................................32
времена назначались самые знающие” опытные и способные к этому люди.
Ещё в первобытном обществе детей готовили к взрослой жизни старейшины и вожди
племён.
В странах Древнего Востока учителями назначались жрецы.
В Древней Греции самые умные и талантливые граждане.
В Риме учителей назначал сам Император из числа самых образованных чиновников.
На земле несколько тысяч профессий. О каких-то мы не слышали. О каких-то
слышали, но не представляли. О профессии учителя этого не окажешь, т.к.
каждый из нас в своё время встретился о учителем, и чаще всего мы с
благодарностью вспоминаем имя первого учителя в нашей жизни. Именно учитель
начальных классов формирует многие ценные качества личности, воспитывает
интерес и ответственное отношение к школе.
Учёные, психологи и педагоги – приходят к выводам: качества личности в
огромной мере зависят от того насколько правильно осуществляется процесс
воспитания.
С помощью учителя формируется человек, дети приобщаются к тем богатствам,
которые выработало человечество, учатся постигать себя, готовятся к будущему.
Поэтому, когда мы говорили, что в социальном развитии личности школа играет
главную роль, то имеем в виду прежде всего педагогическую деятельность,
направленную на воспитание и обучение подрос тающего поколения. Именно на
учителя в современных условиях возлагается задача координации деятельности
семьи, школы, внешкольных учреждений по отношению к каждому учащемуся.
1.2. Педагогическая деятельность
Многих людей, чья деятельность не связана с профессией учителя интересует
вопрос: какие виды деятельности вбирает в себя профессиональные учителя и
какое количество времени входит в рабочий день учителя.
Профессия
учителя находится среди
рабочий день.
Что такое "рабочее время учителя"?
Никаких сомнений не вызывает то, что время проведения уроков есть рабочее время
. Однако, прежде чем провести урок, учитель должен подготовиться к нему:
просмотреть специальные книги, подобрать материал, продумать и написать план
урока,
подготовить необходимые
В бюджете времени трудно установить чёткие, как у рабочего завода или
служащего,
границы между рабочим и
Какие же виды деятельности учителя охватывают рамки его рабочего времени. Это:
1)
учебно-педагогическая работа
2)
организационно-воспитательная
3)
педагогическая работа с
4) методическая работа;
5)
общественная работа (работа в
микрорайоне, пропагандистская
т.д.
Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой
области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на
результатах работы так сильно сказывались личные качества самого работника:
его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта...
В связи с этим предъявляются серьёзные требования к личности учителя, т.к.
личность учителя, его педагогическое мастерство определяют успех обучения и
воспитания:
1.
Учитель школы должен быть
политически грамотным
2.
Каждый учитель может и должен
овладеть педагогическим
Весьма важным является наличие таланта, но, как и любой, талант
педагогический встречается не так уж часто, поэтому только на него
рассчитывать нельзя. И поэтому надо говорить лишь о мастерстве, т.е. о
воспитательном умении.
Из чего же складывается педагогическое мастерство, это воспитательное умение?
Складывается оно из:
А. Знания закономерностей воспитания и обучения;
Б. Педагогических способностей;
В. Педагогического такта;
Г. Педагогической техники.
Знание закономерностей обучения и воспитания, т.е. теоретическую основу
мастерства даёт изучение таких педагогических наук, как педагогика,
психология, возрастная физиология, частные методики и др. А педагогические
способности надо в себе развивать.
1. Академические – это глубокое всестороннее знание своего предмета на
уровне современной науки, плюс широкие познания в области смежных наук.
С. Макаренко справедливо отвечал, что ученики простят своим учителям
строгость, сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.
2. Дидактические – это не только много и глубоко знать самому, но и уметь
сделать свои знания достоянием своих учеников, т.е. уметь доходчиво
объяснять, эмоционально преподносить знания, использовать интонацию, жесты.
3. Речевые – речь учителя должна быть литературной, грамотной,
эмоциональной, с правильной дикцией, темпом и т.п.
4. Организаторские – это способность требовать и добиваться своего,
руководить детским коллективом.
5. Психо-аналистические – это умение проникнуть во внутренний мир
ученика, понять, помочь, отреагировать на поступок ученика соответствующим
образом.
6. Личностные – это качества личности. Л.А. Коменский считал, что дело
воспитания нельзя доверять человеку, неустойчивому в нравственном отношении.
“Учителями должны стать лучшие из людей.”
7. Специальные способности – (к пению, рисованию, танцам, спорту.) Дети
тянутся к людям, мастерам на все руки.
8.
Педагогический такт – это
показатель внутренней и
Это качество необходимое для учителя. Оно проявляется в серьёзном, простом,
искреннем тоне обращения с детьми, в уважении их достоинства, в
самообладании, умении без грубости и раздражительности добиваться желаемых
результатов.
9. Педагогическая техника – это умение словом, жестом, мимикой
воздействовать на учащихся.
10. Любовь и уважение к детям.
Эти качества необходимы каждому, кто работает с детьми. Крупская любила детей
заботливо, Гайдар – весело, Макаренко – требовательно, Сухомлинский – нежно,
Корчак – грустно.
11. Творческий
подход к воспитательной
12. Повышение квалификации.
Только постоянное обогащение знаниями, неослабимый интерес к трудам классиков
педагогики и последним достижениям науки приведут к успехам. “Учитель, если
он честен, учится всю жизнь”, – Горький. “Учитель до тех пор учитель, пока
сам учится”, – М.И. Калинин.
Повышение квалификации – одно из требований к личности учителя. Повышение
квалификации, развитие педагогического мастерства идёт по двум основным
направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
I.
Развитие педагогического
а) организация методических объединений в школах,
б) курсы повышения- квалификации при ИУУ пединститутах.
II. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого
учителя:
а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности,
качеств личности);
в) саморазвитие
(совершенствование
г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.
Очень важно поощрение труда учителя. Поощряются лучшие учителя, работники
народного просвещения за творческое отношение к работе, за большие успехи,
активное
участие в общественно-
Формы поощрения могут быть и моральными и материальными.
Глава 2. Личность учителя
Именно личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет
сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель,
какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения
целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в
труде учителя.
Рассмотрим этот блок профессиональной компетентности по следующему плану:
профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции,
психологические качества личности учителя.
Изложение профессиональных знаний о личности начнем с ее структуры.
Структура личности учителя, по Марковой А.К., включает:
- мотивацию личности (направленность личности и ее виды);
- свойства личности (педагогические способности, характер и его
черты, психические процессы и состояния личности); интегральные
характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль,
креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и
Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности