Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:33, курсовая работа
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом
проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из
наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных
исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора
педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами,
позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
интерес к учебному предмету – 27,2%;
желание обучать данному предмету – 16,2%;
стремление посвятить себя воспитанию детей – 19,2%;
осознание педагогических способностей – 6%;
желание иметь высшее образование – 13%;
Введение.......................................................................3
Глава 1. Педагогическая профессия.............................................6
1.1. Из истории профессии.....................................................6
1.2. Педагогическая деятельность..............................................7
Глава 2. Личность учителя....................................................10
Глава 3. Мотивация педагогической деятельности...............................21
3.1. Мотивы выбора...........................................................23
3.2. Развитие мотивов выбора.................................................28
Заключение....................................................................30
Список литературы.............................................................31
Приложение....................................................................32
цели и нравственные идеалы, чем обучение предмету. Не случайно некоторые
абитуриенты затрудняются в выборе факультета: “Я всегда мечтала быть
учителем, не представляла себя вне школы. Мы долго с моей учительницей
выбирали факультет. Сначала думала идти на математический, как и она, а потом
решила; лучше на естественный”. “Жалею, что пошла на биологию, надо было
кончать географический, ребятам интереснее”, – говорит молодая учительница.
Это явление вызывает серьезное беспокойство, например, и у преподавателей
Таллинского пединститута. С одной стороны, казалось бы, интерес к
воспитанию, целенаправленному общению с молодежью – важный компонент
педагогического призвания, а с другой – опасна “беспредметность” общения,
потенциально приводящая к снижению общего эффекта преподавательской работы.
Вместе с тем интерес главным образом к предмету столь же характерен для
многих абитуриентов. На изучение определенной научной дисциплины особенно
ориентированы мужчины.
То же самое относится и к мотиву, связанному со стремлением к
самосовершенствованию. Этот мотив свидетельствует о сознательном выборе в том
случае, когда он также “педагогически окрашен”.
Нередко познавательный мотив в ситуации выбора профессии учителя
рассматривают как “мотив-антипод”, “мотив-антагонист” истинно педагогическим
мотивам. На наш взгляд, важно подчеркнуть, на каком фоне выступают эти
мотивы, каково их место в иерархии мотивов, побуждающих человека приобщаться
к педагогической деятельности.
Понятие “благоприятной ситуации выбора” тесно связано с оценкой перспективы
последующей деятельности. И здесь важно было бы измерить побудительную силу
как познавательного, так и воспитательного мотива. Опыт показывает, что люди
с сильным влечением к познанию обладают нередко высоким чувством
ответственности перед образованием вообще, информацией в частности и
стремлением к интеллектуальному общению. Быть может, не сразу, а постепенно
из таких
людей формируются хорошие
формировать в них свойственное им самим отношение к знаниям как к духовной и
культурной ценности. Таким образом, потенциально в мотиве “интересует
предмет” заложены возможности дальнейшего саморазвития при условии, что этот
мотив достаточно силен и в нем представлены действительно значимые для
личности моменты. Вместе с тем человек, первоначально ориентированный на
“чистое” общение, непременно почувствует, что общаться с учащимися
невозможно, если отсутствует предмет (содержание) общения. Интерес к
определенной стороне человеческого опыта, запечатленного в конкретном
знании, а в ряде случаев в интегральных, синтезированных знаниях, может
возникнуть уже в ходе профессионального самоутверждения. Можно привести
множество примеров, когда из тех, кто с трудом выбирал факультет, выросли
творческие люди, создатели интересных “межпредметных” курсов, лекториев,
научно-практических кружков и т. д.
Таким образом, придавая большое значение мотиву выбора как стартовой
характеристике, необходимо видеть как ретроспективу, (историю) данного
выбора, так и его перспективу, т. е. прогнозировать возможное развитие.
Психологическая “самодиагностика” на стадии выбора – проблема весьма
серьезная: лучшие стремления подчас действительно разбиваются об отсутствие
психологической выносливости, хотя первоначальные базовые мотивы и
благоприятное
отношение к профессии
Однако
нередко решение стать
самого
начала мотивационно не оправдано. Оно
вызвано или случайным
обстоятельств, или ситуативными соображениями. Один из лучших студентов-
физиков Владимирского пединститута рассказывал: “Я не мог уехать из города.
У меня очень больная мама. Я знаю, что быть учителем – не для меня. А что же
делать? Пошел учиться в пединститут. Выбора не было”. Подобный выбор явление
нередкое.
В то же
время большое число
позволяют сделать выбор людям с разной направленностью интересов. Большую
роль при этом играет и то, что еще недостаточное распространение получила
профориентационная работа среди молодежи. Желание получить высшее образование
и высокую квалификацию, накладываясь на незнание особенностей и специфики
разных профессий, а в ряде случаев вообще на ограниченное представление о
самом “веере профессий”, приводит к случайному, ситуативному выбору.
Ситуативный выбор не означает, что впоследствии не сформируется социально
ценная и личностно значимая мотивация. Случайные обстоятельства не фатальны,
точно так же, как и наличие высокой мотивации выбора не есть гарантия
бесконфликтного пути профессионального становления.
3.2. Развитие мотивов выбора
Есть периоды, когда, как может показаться, мгновенно меняется отношение к
профессии, работе, самому себе. Это период, когда профессиональный выбор
проходит испытание на прочность.
Вообще
отношение к профессии –
Молодые учителя в первые годы работы уделяют внимание прежде всего
преподаванию. На третий год работы основное внимание переключается на общение
с ребятами. И только на четвертый год работы в школе эти два параметра
мотивации (преподавание и общение) сближаются и наступает, вероятно,
качественно новый этап деятельности. В целом же общенческий аспект
воспитательной деятельности оценивается всеми группами наиболее высоко по
сравнению
с другими параметрами
В период вузовской подготовки у студентов активно формируются адекватные
социальным задачам цели профессиональной деятельности. Развиваются и
удовлетворяются разнообразные личностные потребности, связанные как с
профессиональными запросами, так и с познанием, общением, самоопределением в
целом.
Молодых учителей привлекают особенности образа жизни педагогов, открывающиеся
личностные возможности, связанные со спецификой профессии. Постепенно
молодые люди привыкают к новой среде, начинают видеть ее привлекательные
стороны. Немаловажную роль играет и помощь старших, их дружеская поддержка.
Однако на третий год работы в школе узкопрофессиональный круг общения
перестает удовлетворять. Зато резко возрастает роль общения с учащимися.
Неудовлетворенность в одной сфере общения, таким образом, компенсируется в
другой. При этом на первый план выступают связи, отвечающие существу
профессиональной деятельности.
В мотивах деятельности отражается напряжение поиска, его противоречивость.
Так, с одной стороны, опрошенные высоко оценивают творческие возможности
профессии педагога, а с другой – в этом сомневаются и те, кто уже прошел
стажерскую практику, и те, кто работает в школе 4–5 лет.. Видимо, развитие
творческих подходов к решению педагогических задач, выработка своего
почерка, собственной профессиональной манеры предполагают наличие
достаточно высоких уровней развития позиции воспитателя.
Ситуация выбора профессии, как мы видим, не может быть интерпретирована
однозначно. Если у трети абитуриентов, студентов и школьных учителей все же
проявляется нетвердость выбора, это опаснее, чем где бы то ни было.
Мотивация выбора педагогической деятельности не зависит прямо от каких-то
конкретных факторов, например информированности о предстоящей работе,
профессионального отбора, престижа профессии в общественном мнении и ее
социально-экономического статуса. Более того, если бы удалось перечислить все
обстоятельства выбора, все равно за пределами объяснения остались бы такие,
например, вопросы, как отсутствие педагогической ориентированности у мужчин,
что, несомненно,
делает картину мотивации
возможно, преобладание в мотивации эмоциональных аргументов). Это же можно
сказать и о проблеме соотношения профессиональной ориентированности,
профессиональных способностей и профессиональной пригодности.
Хорошо известно, что диагностика всех этих явлений еще далека от
совершенства, точно так же, как прогнозирование профессиональной судьбы того
или иного абитуриента на основании только мотивов поступления в вуз. За
мотивацией выбора – и это следует подчеркнуть особо – стоит социальный опыт
личности, во всей его полноте, в том числе и профессиональные пробы.
Особую роль в становлении социального опыта личности, на основе которого
совершается выбор сферы деятельности, играет собственный опыт учения,
переживание его успешности или неуспешности, общения с собственными
учителями. В опыте детства, юношества и отрочества и былое, и настоящее, и
будущее “проигрываются” сначала в сознании, а затем уже в практической
деятельности. Бывает так, что прошлый опыт активно противостоит выбору
Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности