Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:33, курсовая работа
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом
проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из
наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных
исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора
педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами,
позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
интерес к учебному предмету – 27,2%;
желание обучать данному предмету – 16,2%;
стремление посвятить себя воспитанию детей – 19,2%;
осознание педагогических способностей – 6%;
желание иметь высшее образование – 13%;
Введение.......................................................................3
Глава 1. Педагогическая профессия.............................................6
1.1. Из истории профессии.....................................................6
1.2. Педагогическая деятельность..............................................7
Глава 2. Личность учителя....................................................10
Глава 3. Мотивация педагогической деятельности...............................21
3.1. Мотивы выбора...........................................................23
3.2. Развитие мотивов выбора.................................................28
Заключение....................................................................30
Список литературы.............................................................31
Приложение....................................................................32
уникальность личности учителя.
Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные
ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет
систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство
его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя
противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой
саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки
целей и средств поведения.
В целом в направленности учителя могут быть выделены: гражданская,
познавательная
и самообразовательная
Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя,
главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика
(она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая
направленность – это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее
ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность
личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и
в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику
поведения, весь облик человека. Правда, у учителя этот облик приобретает порой
утрированные черты, выражающиеся в излишней назидательности, категоричности
суждений, поэтому учителя иногда узнают сразу. Известно, что развитию
педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной
стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся.
К свойствам личности учителя относят ее способности, характер и психические
состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта,
речи и др.).
Способности
обычно рассматривают как
способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические
способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности,
состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям
педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых
качеств и личности воспитуемого.
Можно выделить две большие группы педагогических способностей:
перцептивно-рефлексивные (перцепция – восприятие) способности,
определяющие
возможность проникновения
личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими;
проективные, конструктивные, управленческие способности,
связанные с умением воздействовать на другого человека.
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают: способность к
изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на
его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является
“ядерной”, малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно
для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое
развитие ученика.
В управленческие педагогические способности входят: способность влиять на
отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к
мотивам и целям ученика и через них управлять поведением, не превращать
управление в манипулирование другим человеком.
Выделяют также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные;
компенсируемые и некомпенсируемые.
Другим свойством личности учителя является его характер – система устойчивых
эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и
связанных с этим стереотипов профессионального поведения (один учитель –
покладистый и малоинициативный, другой – импульсивный, взрывчатый,
автономный в своих проявлениях и др.). Психологи отмечают, что характер сам
по себе не определяет поведения, напротив, в зависимости от направленности
личности он может меняться.
Психологи выявили, что способы эмоционального реагирования учителя (судя по
его речевым реакциям) могут быть:
по содержанию – оценочными (объективная или несправедливая оценка ученика),
защитными (проникновение в мотивы ученика, прощение и оправдание ученика),
регулирующими (мобилизующими ученика или запрещение, указание);
по эффективности и по отношению к цели педагогической деятельности –
конструктивными (реально способствующими достижению цели),
псевдоконструктивными (создающими видимость участия педагога в решении
проблемы), деструктивными (являющимися препятствием для выхода из
эмоциогенной ситуации);
по характеру активности – наступательными (оценка ученика и себя, выявление
позиции другого), уступающими (предоставление инициативы другому,
поддерживание другого) , рационализирующими (выявление положительных
качеств и затруднений у себя и другого);
по функции – мобилизующими (рекомендации ученику, себе), успокаивающими
(участие, примирение), провоцирующими (разоблачение другого, упрямство);
а также внешне направленными, самонаправленными, ненаправленными (обращенными
к проблеме, ко всем).
Оптимальные конструктивные реакции учителя чаще содержали мобилизующие и
наступательные признаки, были защитными по содержанию и успокаивающими по
функции, сопровождались анализом ситуации, намечали пути решения проблемы.
Деструктивные реакции учителя включали оценочные суждения, сопровождались
уступающими и провоцирующими реакциями, самоустранением учителя от решения
проблем.
К характеру
примыкают психические
это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок
времени.
В работе
учителя могут возникать
на ситуацию. Впоследствии они могут превращаться в устойчивые функциональные
состояния и в этом плане являются своего рода резервом развития личности.
Функциональные состояния могут быть комфортными (или оптимальными, рабочими),
для которых характерно оптимальное соотношение напряженности и
работоспособности (рабочее состояние начинается со стадии врабатываемости,
достигает затем стадии стабильности и стадии порыва), и дискомфортными,
выражающимися в понижении работоспособности, повышении утомляемости,
тревожности, ошибках.
Анализ личности учителя следует начинать с изучения направленности, т. е.
того, на что устремлен учитель в своем труде. Способности в целом являются
более компенсируемой чертой личности, их можно сформировать, если у человека
есть устойчивое желание быть учителем. Способности чаще проявляются и
развиваются у тех, у кого есть личностная направленность на соответствующий
труд.
Перейдем к рассмотрению интегральных характеристик личности, объединяющих в
себе многообразные ее свойства.
К ним прежде всего относится профессиональное педагогическое самосознание
учителя, т. е. комплекс представлений учителя о себе как профессионале. Оно
включает следующие составляющие.
1. Осознание учителем норм, правил, модели своей профессии (требований к
педагогической деятельности и общению, к личности) как эталонов для
осознания своих качеств. Здесь складываются основы профессионального
мировоззрения. Если учитель не осведомлен о том, каким должен быть учитель,
как ему желательно строить свои отношения с окружающими, то ему трудно
оценить и себя. На основе общей образованности складывается профессиональное
кредо учителя, его личная концепция учительского труда, из которого он,
исходит в следующем профессиональном поведении.
2.
Осознание этих качеств у
профессионалом средней квалификации, как абстрактным, так и в образе своего
коллеги по профессии.
3.
Учет оценки себя как
коллег, руководства, ожиданий со стороны других.
4. Самооценивание учителем своих отдельных сторон. В нем психологи (В. А.
Ядов, И. С. Кон, В. В. Столин и др.) выделяют несколько оснований:
а) понимание и осознавание самого себя, своей педагогической деятельности,
общения и личности (когнитивный аспект);
б) эмоциональное отношение и оценивание учителем особенностей самого себя
(эмоциональный аспект).
Если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная – выше актуальной,
то это
говорит о росте
структурой самооценки учителя является такая, в которой существуют
минимальные различия между актуальной и рефлексивной самооценкой и
максимальные различия между ретроспективной и актуальной, между актуальной и
идеальной самооценками;
в) способность к действиям на основе самосознания (поведенческий аспект),
Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности