Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:33, курсовая работа
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом
проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из
наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных
исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора
педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами,
позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
интерес к учебному предмету – 27,2%;
желание обучать данному предмету – 16,2%;
стремление посвятить себя воспитанию детей – 19,2%;
осознание педагогических способностей – 6%;
желание иметь высшее образование – 13%;
Введение.......................................................................3
Глава 1. Педагогическая профессия.............................................6
1.1. Из истории профессии.....................................................6
1.2. Педагогическая деятельность..............................................7
Глава 2. Личность учителя....................................................10
Глава 3. Мотивация педагогической деятельности...............................21
3.1. Мотивы выбора...........................................................23
3.2. Развитие мотивов выбора.................................................28
Заключение....................................................................30
Список литературы.............................................................31
Приложение....................................................................32
свидетельствующая о конструктивности и действенности профессиональной
самооценки.
5.
Положительное оценивание
своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной Я-концепции. У
учителя,
позитивно воспринимающего
удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом. Такой
учитель стремится к самореализации. Особенно важно то, что положительная Я-
концепция учителя способствует и развитию положительной Я-концепции
учеников. Чувствуя себя спокойно и уверенно, учитель благожелателен и ровен к
ученикам. Понимание слабых сторон своего труда, намерения их исправить не
разрушают
общей положительной
профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно
воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к
авторитарному стилю как к средству психологической самозащиты.
Исследования последних лет показали, что у учителей в ряде случаев
наблюдаются низкие показатели интереса к себе, сосредоточения усилий на
защите своего Я, предъявление повышенных требований к окружающим. Поэтому
стимулирование учителем позитивных мыслей о себе, о возможности роста,
укрепление в себе намерений выразить и воплотить себя в учительской
профессии, стать значимым для своих учеников, способствовать их и своему
развитию, упрочение в связи с этим самоуважения и достоинства – все это
важные черты позитивной Я-концепции учителя как интегральной характеристики
его личности. Позитивная Я-концепция придает учителю устойчивость в условиях
все расширяющейся оценки его извне (присвоение категорий, выбор учителей на
конкурсной основе). Первичная Я-концепция и оценка себя как профессионала
складывается у учителя в первые несколько лет работы, затем шлифуется и даже
может пересматриваться.
Следующей интегральной характеристикой личности учителя является
индивидуальный стиль его деятельности и общения. Индивидуальный стиль –
характерное для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов
педагогической деятельности и общения, а также более частные особенности,
такие, например, как ритм работы, определяемый психофизиологическими
особенностями и прошлым опытом.
Учитель имеет право на реализацию своего индивидуального почерка в работе,
при этом главным аргументом в пользу его индивидуальной манеры будет
умственное и личностное развитие его учеников. Оптимальный индивидуальный
стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и
сил. Работая в своем стиле, учитель меньше напрягается и устает.
Описаны различные стили работы учителя. В проведенном исследовании
А. Я. Никоновой выделено четыре стиля, в том числе два крайних: рассуждающе-
методичный и эмоционально-импровизационный.
Для учителя первого стиля характерно четкое структурирование и организация
учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Учитель тяготеет к
определенности в планировании урока, уделяет много внимания повторению и
закреплению, не упускает средних и слабых учеников, работает в невысоком
темпе и со всеми учениками, обеспечивает хорошее качество знаний, но не
всегда стимулирует активность и инициативу самих школьников. Профессиональная
самооценка чаще невысокая.
Учитель
эмоционально-
планированию уроков, строит учебный процесс на развитии самостоятельности
учеников, не любит заниматься повторением и закреплением, предпочитает
работать с “яркими” учениками и поощряет их, увлекается самим процессом
работы, проводя ее в быстром темпе, использует импровизацию, ориентирует
учащихся на поиск нового, но не всегда обеспечивает прочное усвоение знаний и
навыков школьников. Профессиональная самооценка обычно завышена.
Таким образом, каждый из стилей имеет как свои достоинства, так и недостатки
(приемы
определения и развития
Школе нужны учителя обоих стилей.
Поскольку индивидуальный стиль определяется соотношением задач и способов
деятельности, то он может меняться.
Индивидуальность учителя обеспечивает ему авторитет в глазах учеников –
особую профессиональную позицию, означающую специфическое влияние на учащихся,
право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Сама по себе должность
учителя создает лишь условия для авторитета, но автоматически его не
обеспечивает. Подлинный авторитет опирается на характеристики учителя как
субъекта деятельности и общения и на особенности его личности, которые мы
обсудили
выше: демократический стиль
способность к открытому общению, позитивная Я-концепция учителя, его стремление
к внутреннему росту. В то же время следует избегать ложного авторитета,
который возникает, если учитель использует в общении несвойственные ему роли и
даже маски.
Перейдем к обсуждению еще одной интегральной характеристики личности учителя
– его творческого потенциала.
Если считать вариативность способов решения педагогических задач одним из
проявлений творчества, то его осуществляет каждый учитель, ежедневно входя в
класс. Иными словами, неадекватность типовых приемов педагогической
деятельности бесконечно многообразным педагогическим ситуациям объективно
стимулирует учителя к творчеству.
Обратимся к психологическому пониманию сущности творчества. Творчество – это
деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе
реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний,
умений, продуктов.
Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно
использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на
другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд
на объект или область знаний.
Выделяют разные звенья, стадии, фазы творческого процесса. Назовем некоторые
из них: потребность в новой идее, выделение проблемы, отказ от первого, как
бы напрашивающегося решения ради поиска каких-то других путей; переход от
рассмотрения многих альтернатив к нескольким решениям и их обсуждение, отход
от внутреннего ограничения рамок возможных решений; свободные умозрительные
рассуждения; после постановки проблемы занятие новой, возможно, произвольной
позиции, затем возвращение обратно и воссоздание, критический анализ
логического пути между новой позицией и отправной точкой; поиск,
распознавание и выбор нужной комбинации среди множества других возможных;
многократные усилия по приближению решения, приходящего чаще всего
внезапно; кристаллизация решения.
В литературе широко обсуждается вопрос о том, какие признаки личности
позволяют считать ее творческой. Учителю они могут понадобиться в ходе его
самоанализа. Приведем некоторые из них: способность замечать и
формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное,
избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то
же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; отказ от
ориентации на авторитеты; способность увидеть знакомый объект с
совершенно новой стороны, в новом контексте; отказ от категорических
суждений, деления на белое и черное; готовность отойти от привычного
жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования
(способность к быстрому и свободному переключению мыслей от движения в одном
направлении к движению в обратном, способность вызывать в сознании образы
и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и
критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее
проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение
достаточно
большим объемом
динамичность знаний), а также способность к свертыванию операций, обобщению
и отбрасыванию несущественного. Некоторые ученые (В. В. Давыдов) к признакам
творчества относят способность увидеть целое раньше, чем детали, способность
к переносу функции одного предмета на другой.
Условия творчества учителя раскрыты рядом авторов (Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-
Калик), Они указывают на временную спрессованность творчества, когда между
задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
сопряженность творчества учителя с творчеством учащихся и других учителей;
отсроченность результата и необходимость его прогнозировать; атмосферу
публичного выступления; необходимость постоянного соотнесения стандартных
педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Виды творчества учителя можно связать с указанными выше блоками
Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности