Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:04, курсовая работа
Иногда рекомендации, относящиеся к обучению произношению, основываются только
на данных фонологии. Однако не всегда эти исследования могут быть
непосредственно использованы в методике обучения языку в средней школе, для
которой не так существенно углубление в природу звука, как овладение звуковым
составом в его наиболее упрощенном виде. Поэтому подробное описание
артикуляции звуков, основанное на их физиологической характеристике, и
схематичное изображение положения органов речи в процессе артикулирования
непригодны для обучения произношению в средней школе.
Таким образом, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает
нормальное функционирование всех без исключения видов речевой деятельности.
Этим и объясняется то значение, которое придается работе над произношением в
средней школе и мною, в частности.
Введение..............................2
Теоретическая часть:
Связь слухопроизносительных навыков с различными
видами речевой деятельности.........................4 Методика работы
над фонетическим материалом и выработка слухопроизносительных
навыков..................7
Ознакомление учащихся с новым
фонетическим
материалом............................17
Обучение интонации.........................23
Обучение технике
чтения вслух....................26
Пути преодоления интерференции слухопроизносительных
навыков...............................33
.
Выводы по теоретической части.................38
Практическая
часть. Фонетические упражнения.........40
Выводы по практической части...................46
Заключение..........................47
определить только сам учитель в каждом конкретном случае.
Доступным и достаточно эффективным способом борьбы с интерференцией является
использование стихов, рифмовок, считалок, загадок. Подобранные на ту или иную
фонетическую трудность, они способствуют разработке речевого аппарата учащихся,
формированию прочности и гибкости навыка[4]
.
Однако прежде чем начинать бороться с интерференцией, необходимо попытаться
ее предупреждать на различных ее уровнях. В той или иной мере это можно
сделать за счет следующих факторов.
Ø Методически грамотно организовывать фонетическую отработку
учебно-речевого материала.
Ø Недопустимость нагромождения трудностей, а, следовательно, и
ошибок.
Ø Обращать внимание учеников на возможные трудности и помогать с
ними справляться.
Ø Умело использовать транспозицию в обучении фонетическим навыкам.
Вспомним, что фонемы
английского языка можно
Ø фонемы, имеющие аналоги в родном (русском) языке;
Ø Фонемы, имеющие некоторое сходство с фонемами родного языка;
Ø Фонемы, отсутствующие в родном языке учащихся
В целях предупреждения интерферирующего влияния родного языка на фонетическом
уровне при работе над фонемами первой и второй групп следует воспользоваться
транспозицией - тогда не потребуется продолжительной фонетической отработки.
Работая над фонемами третьей группы, учителю следует учесть, что они
представляют наибольшую трудность для учащихся. Следовательно, требуется
усиленная тренировка. Необходимо помнить - в отрабатываемом речевом образце
должна быть только одна фонетическая трудность.
Иногда целесообразна тренировка в отрыве от явления, которое провоцирует
интерференцию. Это относится и внутриязыковой интерференции.
Таким образом, основной путь преодоления интерференции слухопроизносительных
навыков заключается
в систематической и
специальных упражнений в слушании и воспроизведении.
Выводы
по теоретической
части.
Условно можно выделить два основных этапа в обучении. На первом, начальном
этапе происходит становление фонетических навыков. Ознакомление с новым
материалом происходит при использовании аналитико - имитативного метода. Для
того чтобы урок не был перегружен теорией, учащиеся получают задание просто
копировать учителя, который при необходимости дает краткие и оригинальные
правила- инструкции.
При тренировке фонетического материала, учащиеся постоянно консультируются с
«эталоном». Работа включает в себя два типа упражнений: активное слушание
образца и осознанную имитацию.
Естественной задачей среднего и старшего этапов становится поддержание
приобретенных навыков, воспрепятствование их деавтоматизации, которая
выражается во все более сильном проявлении интерференции. Для ее
предупреждения необходимо наиболее полно использовать все возможные способы
борьбы, одним из которых является, например, поддержание образцовой речи
учителя.
Сюда же можно
отнести и специальные
воспроизведении. Грамотно подобранные и систематически выполняемые, они могут
стать надежными помощниками в борьбе с интерференцией.
Для облегчения восприятия нового материала была специально разработана
методическая типология фонем. К первому типу относятся фонемы, схожие в
русском и английском языках. Ко второму типу относятся фонемы на первый
взгляд схожие с русскими, но на самом деле имеющие существенные отличия. При
их воспроизведении особо сильно действует интерференция. Звуки этой группы
считаются наиболее трудными. Третий тип представляет фонемы, не имеющие
аналогов в родном языке. Звуки каждого типа вводятся на занятиях определенным
образом.
Интонационные навыки также легко подвергаются деавтоматизации. Эффективным
приемом обучения интонации является отрабатывание скороговорок, пословиц,
стихотворений, которые необычной формой и интересным содержанием привлекают
учащихся и повышают их мотивацию в обучении.
Практическая
часть. Фонетические
упражнения
Формирование устойчивых
слухопроизносительных навыков—
поэтому работа над произношением должна иметь место не только на начальной,
но и на всех последующих ступенях обучения.
По-моему мнению, разработка планов по фонетической части уроков не может
иметь принципиальных различий для того или иного класса средней школы, так
как обучение фонетике состоит всего из двух этапов. Первый этап приходится на
первые 1-3 года обучения (в зависимости от типа школы, класса, количества
отведенных часов, способностей учеников и т. д.). Здесь происходит
формирование
обучения начинается этап совершенствования фонетических навыков. Он длится до
конца обучения. В данной практической части хотелось бы обратить внимание
именно на вторую стадию.
Упражнения, применяемые для закрепления навыков произношения, принято делить
на две большие группы: а) упражнения в слушании и б) упражнения в
воспроизведении. Эти две группы тесно связаны друг с другом, и они обе
необходимы для развития как слуховых, так и произносительных навыков.
Упражнения в слушании. Количество видов собственно фонетических
упражнений в слушании сравнительно невелико (совершенствование слуховых навыков
осуществляется при выполнении упражнений в аудировании), и все они направлены
преимущественно на развитие фонетического слуха и установление дифференциальных
признаков повторяемых (на средней и старшей ступенях) фонем и интонем.
Слушание должно быть активным, поэтому оно всегда должно сопровождаться
заданием, концентрирующим произвольное внимание учащегося на определенной
характеристике фонемы или ннтонемы.
Упражнения могут выполняться только на слух или с использованием графической
опоры (печатного текста). В качестве примера первых упражнений можно привести
следующие задания:
1. прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку (сигнальную карточку,
хлопните в ладоши), когда услышите звук [...]; (см.№1 в приложении)
2.
прослушайте предложение и
звук [...]; (см.№2)
3.
прослушайте предложения,
вопросительное (повествовательное, повелительное и т. д.) предложение;
(см.№3)
4.
прослушайте предложения и
(тактов, ударений); (см.№4) и т. п.
Упражнения, выполняемые с графической опорой, могут иметь следующий вид:
1. в ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое
произносит учитель/диктор, из каждого ряда произносится только одно
слово/предложение; (см.№5)
2. подчеркните в предложении/тексте слова, на которые падает ударение
в речи учителя/диктора; (см.№4). Хорошо выполнять это упражнение после того
как предложения будут прослушаны без опоры.
3. обозначьте черточками паузы в предложениях/тексте, которые вы
слышите; (см.№4)
4. подчеркните слова, на которых голос учителя/диктора повышается;
(см.№4) и др.
Как видно из приведенных примеров, многие упражнения могут выполняться с
магнитофоном. Преимущество
использования магнитофона
его помощью можно регулировать темп работы; тем самым воспроизводятся
естественные условия восприятия звучащей речи (по мнению большинства
методистов, все записи с самого начала должны даваться в нормальном темпе
устной речи). Приучая учащихся к одномоментному узнаванию языковых единиц,
магнитофон в то же время дает возможность повторить упражнение столько раз,
сколько необходимо
для его безошибочного
Следует, однако, помнить, что каждый новый вид задания сначала выполняется
на основе восприятия речи учителя, и лишь после того, как учащиеся успешно
справятся с ним, можно переходить к аналогичным упражнениям с использованием
фонограмм.
б) Упражнения в воспроизведении. Эффективность этой группы упражнений,
направленных на формирование собственно произносительных навыков учащихся,
значительно возрастает, если воспроизведению предшествует прослушивание
образца, независимо от того, тренируется ли новый материал или повторяется
ранее изученный.
Материалом этих упражнений служат отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания,
предложения. Он может быть организован по принципу аналогий (все примеры
содержат один и тот же признак), по принципу оппозиции (примеры подобраны так,
что в них противопоставляется какой-либо признак), либо дан в произвольной
последовательности. В первых двух случаях упражнения выполняют
тренировочную функцию, в последнем — преимущественно контрольную (и в этом
случае образец для предварительного прослушивания отсутствует). Примеры
заданий, выполняемых на слух (без опоры на печеный текст).
1.
произнесите звуки (слоги/
внимание на ... (указывается признак) вслед за учителем/диктором; (см.№6)
2. припомните слова, содержащие звук [...] и др.
Эти же упражнения могут выполняться и со зрительной опорой. Кроме того, можно
назвать следующие:
1.
расставьте в предложениях
2.
прочтите вслух предложения,
3. прочтите по подстановочной таблице несколько предложений, сохраняя
в них единый ритмический и интонационный рисунок; и т. п.