Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:04, курсовая работа
Иногда рекомендации, относящиеся к обучению произношению, основываются только
на данных фонологии. Однако не всегда эти исследования могут быть
непосредственно использованы в методике обучения языку в средней школе, для
которой не так существенно углубление в природу звука, как овладение звуковым
составом в его наиболее упрощенном виде. Поэтому подробное описание
артикуляции звуков, основанное на их физиологической характеристике, и
схематичное изображение положения органов речи в процессе артикулирования
непригодны для обучения произношению в средней школе.
Таким образом, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает
нормальное функционирование всех без исключения видов речевой деятельности.
Этим и объясняется то значение, которое придается работе над произношением в
средней школе и мною, в частности.
Введение..............................2
Теоретическая часть:
Связь слухопроизносительных навыков с различными
видами речевой деятельности.........................4 Методика работы
над фонетическим материалом и выработка слухопроизносительных
навыков..................7
Ознакомление учащихся с новым
фонетическим
материалом............................17
Обучение интонации.........................23
Обучение технике
чтения вслух....................26
Пути преодоления интерференции слухопроизносительных
навыков...............................33
.
Выводы по теоретической части.................38
Практическая
часть. Фонетические упражнения.........40
Выводы по практической части...................46
Заключение..........................47
Громкое чтение - типичное для этого этапа – создает дополнительные
возможности для развития слухо - произносительных навыков. Письмо также часто
сопровождается проговариванием вслух, в процессе чего слухопроизносительным
навыкам уделяется необходимое внимание.
Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной, несколько
утрированной демонстрации его особенности в звучащем тексте. Последовательность
предъявления фонетического
материала диктуется его
с первых шагов приходится иногда вводить звуки, которые является наиболее
трудными, не имеющими аналога в родном языке. Например, такой звук, как [ ð
] встречается в первых же уроках, поскольку необходим для произнесения артикля.
В обучении произношению оправдал себя аналитико -
имитативный подход. Учитывая, что единицей обучения является фраза,
учащиеся повторяют пример за учителем или записью. Если учащиеся не допустили
ошибок в произношении, они переходят к работе над следующими примерами. Если же
преподаватель заметил какие-либо недочеты, звуки, подлежащие специальной
отработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе
артикуляционного правила. Это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова
включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова,
словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом. Это
имитативная часть.
Такой подход к обучению фонетическим навыкам на начальном этапе обеспечивает
одновременное усвоение учащимися и фонетических, и грамматических, и
лексических, и интонационных особенностей английского языка в нерасчлененном
виде. При такой постановке обучения оказывается просто ненужной тренировка
изолированного звука, так как звуки практически никогда не функционируют в
изолированном виде.
Артикуляционные
правила носят
правильному) характер. Фактически, это правила-инструкции, которые
подсказывают учащимся, какие органы речи (губы, язык) принимают участие в
произнесении звука. Например, чтобы произнести звук [e], нужно, произнося
русское «е», растянуть губы в улыбку, рот почти закрыть, губы напрячь.
Опыт показывает, чем короче, лаконичнее объяснение, тем оно эффективнее.
Например:
- полугласный звук [w] получится правильным, если вы
представите, что целуете кого-то;
- носовой [ŋ] можно сравнить со звоном колокола (бим-бом,
дин-дон).
Изобретательность учителя подсказывает ему другие оригинальные и легко
запоминающиеся правила-инструкции.
Замечено, что неординарно сформулированные правила-инструкции запоминаются
учащимися на всю жизнь; нередко уже давно утрачены и звуки, и все остальное, а
меткое объяснение учителя остается в памяти и через десять лет после окончания
школы. Однако наиболее
рационально воспользоваться
учащихся младших классов - прекрасными имитационными способностями - и шире
использовать эффективный прием обучения - имитацию.
При ознакомлении
с фонетическими явлениями
чередоваться с демонстрацией «эталонов», которые учащиеся слышат от учителя или
в записи. Затем следует интенсивная тренировка в произношении, которая опять
таки происходит на основе «эталонов». Тренировка включает два типа упражнений:
активное слушание образца и осознанная имитация.
Для того чтобы слушание было действительно активным, оно должно предваряться
задачами, помогающими привлечь внимание учащихся к нужному качеству звука,
интонемы. Оно стимулирует выделение из потока слов конкретного звука,
подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной карты учащийся показывает
учителю, как он узнал звук.
Упражнения в активном слушании являются обязательной составной частью
упражнений в развитии слухопроизносительных навыков; они шлифуют слух и
подводят учащихся
к упражнениям в
Удельный вес упражнений в воспроизведении должен быть значительно выше
предыдущих. Ведь они представляют собой осознанную имитацию «эталона». Они
мобилизуют все усилия учащихся и направляют их в качественное воспроизведение
нового звука. Простая имитация, без осознания особенности иноязычного звука,
недостаточно эффективна, так как учащиеся склонны воспринимать иноязычные
звуки сквозь призму произносительной базы родного языка. В отношении
некоторых звуков это безопасно, однако с другими может быть чревато
нарушением коммуникации. Проводимые регулярно упражнения в осознанной
имитации помогают преодолеть межъязыковую и внутриязыковую интерференцию.
Повышению качества сознательной имитации способствует дирижирование учителя.
При этом следует научить учащихся определенной символике жестов. Долгота
изображается горизонтальным движением руки, краткость звука - быстрым
дугообразным; лабиализованные гласные – движением руки вперед и ее
округлением (имитация положения губ). Особенно важно дирижировать при
обучении интонации: ударение демонстрируется энергичным взмахом руки снизу
вверх, подъему тона соответствует плавное движение руки вверх, его понижению
- вниз. Дирижирование
учителя – это важная
стадии становления
слухопроизносительных и
Предметом тренировочных упражнений могут являться звуки и звукосочетания,
помещаемые во все более крупные единицы: от слога - через слово - к
словосочетанию и тексту. Работа над произношением при этом проходит путь от
слушания текста к тексту, создаваемому учащимся.
При становлении произносительных навыков широко используются следующие
организационные формы: хоровая, индивидуальная и парная. Хоровая работа
позволяет увеличить время тренировки: каждый учащийся многократно произносит
нужные звуки. Помимо этого, произнесение хором подчеркивает произносительные
особенности звуков, делает их более наглядными, благодаря воспроизведению их
всеми учащимися в унисон. Кроме того, такая работа способствует уменьшению и
снятию комплексов, языкового барьера. Однако эффект хоровой работы зависит от
того как она будет сочетаться с индивидуальной. Важно чередовать эти два
вида, так как произнесение в одиночку повышает ответственность каждого
ученика в отдельности.
Для осознанной имитации целесообразно давать учащимся материал, ценный с
точки зрения содержания: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы,
поговорки. На начальном этапе - считалочки и поговорки, на более поздних -
истинные образцы поэтического слова.
Особую привлекательность в этой связи представляют художественные
произведения или их фрагменты, при усвоении которых наблюдаются межпредметные
связи, в частности с литературой, искусством. В результате ценный материал не
только обогатит память учащихся произносительными эталонами, но будет
одновременно способствовать расширению общеобразовательного горизонта, что в
конечном итоге сыграет положительную роль в развитии мотивации учения.
Средний и старший этапы. Можно было бы предположить, что
сформированный
на начальном этапе
этапах сам собой совершенствуется под влиянием расширяющегося и углубляющегося
речевого опыта учащихся. Однако дело обстоит не совсем так.
Задача среднего этапа обучения состоит в поддержании приобретенных навыков
произношения, воспрепятствовать их деавтоматизации. Естественно, что содержание
речи усложняется, и это поглощает основное внимание учащихся, а произношение
упускается из виду. Становится более заметным влияние родного языка. Происходит
интерференция сформировавшихся навыков.
Задача старшего этапа в отношении произношения в принципе не отличается от
среднего этапа.
Она также состоит в
слухопроизносительных навыков. Учитель не снижает требований к произношению
учащихся в процессе всей речевой деятельности.
Однако следует считаться с тем фактом, что в начале этого этапа классы часто
подвергаются перекомплектации. В группы попадают учащиеся с разной степенью
развития
необходимость организовать специальную работу по корректированию произношения
и доведения всех учащихся до одинакового уровня.
Можно выделить следующие точки приложения усилий со стороны учителя и
учащихся для упрочнения слухопроизносительных навыков на продвинутом этапе.
Это выполнение фонетической зарядки; отработка фонетической стороны нового
лексико-грамматического материала; работа над произношением путем чтения
вслух.
Фонетическая зарядка, выполняемая почти на каждом уроке в течение всего курса
обучения иностранному языку, представляет собой специальное тренировочное
упражнение в произношении, которое предупреждает забывание фонетического
материала и препятствует деавтоматизации навыков. При выполнении фонетической
зарядки учащиеся должны мобилизовать как произвольное, так и непроизвольное
внимание к произношению. Определенный звук (из объективно трудных или тех,
что плохо усвоены данной группой учащихся) должен стать предметом
произвольного внимания.
Задания формулируются
за мной/ диктором слова, обращая внимание на звук [ŋ]». Не следует
связывать с фонетической зарядкой несколько целей, как это часто бывает на
практике, когда учитель включает в фонетическую зарядку для повторения
грамматические и лексические явление. Внимание учащихся рассеивается, и это
сказывается на том, насколько тщательно отрабатывается фонетическая сторона.
Несомненно, лексико-грамматический материал, так или иначе, включается в
фонетическую зарядку, но акцент должен делаться на фонетическую сторону.