Преподавание фонетики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Иногда рекомендации, относящиеся к обучению произношению, основываются только
на данных фонологии. Однако не всегда эти исследования могут быть
непосредственно использованы в методике обучения языку в средней школе, для
которой не так существенно углубление в природу звука, как овладение звуковым
составом в его наиболее упрощенном виде. Поэтому подробное описание
артикуляции звуков, основанное на их физиологической характеристике, и
схематичное изображение положения органов речи в процессе артикулирования
непригодны для обучения произношению в средней школе.
Таким образом, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает
нормальное функционирование всех без исключения видов речевой деятельности.
Этим и объясняется то значение, которое придается работе над произношением в
средней школе и мною, в частности.

Содержание

Введение..............................2

Теоретическая часть:
Связь слухопроизносительных навыков с различными
видами речевой деятельности.........................4 Методика работы
над фонетическим материалом и выработка слухопроизносительных
навыков..................7
Ознакомление учащихся с новым
фонетическим

материалом............................17

Обучение интонации.........................23

Обучение технике
чтения вслух....................26
Пути преодоления интерференции слухопроизносительных
навыков...............................33
.

Выводы по теоретической части.................38

Практическая
часть. Фонетические упражнения.........40
Выводы по практической части...................46
Заключение..........................47

Работа содержит 1 файл

Оглавление.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

ошибки и все время сопровождаться произнесением нужного звука.

В процессе освоения нового звука важную роль играет его  «материальная»

фиксация. Вопрос о ее способах является в методике дискуссионным, и его

практическое решение во многом зависит от принятого авторами учебников

построения начальной  ступени обучения. Большинство методистов склоняется к

тому, что на начальной ступени обучения нецелесообразно прибегать к

транскрипции, поскольку транскрипционные знаки интерферируют с буквами и

тем самым задерживают  развитие навыков чтения и письма; кроме того,

овладение ими  требует дополнительного учебного времени, а практической

надобности в них нет, поскольку учащиеся младших классов самостоятельно с

новыми словами  не знакомятся и при чтении не встречают  слов, которые не были

бы предварительно отработаны устно. Поэтому ознакомление с транскрипцией

относится на самый  конец первого-начало второго годов  обучения, когда от

учащихся требуется  обращение к двуязычному словарю.

Ознакомление учащихся с основными ритмико-интона-ционными Моделями

осуществляется  в процессе овладения ими речевыми образцами, которые

одновременно являются и структурными типами предложений. Основные трудности

для учащихся представляют членение предложения на ритмико-мнтонационные

группы (совпадающие с синтагмами) и правильное их звуковое оформление —

слитное произнесение на одном выдохе, без пауз, с одним  ударением и

одновременным повышением/понижением тона, а также произнесение предложения

как единого целого, т. е. объединение всех входящих в него синтагм в единый

интонационный рисунок.

     При работе над ритмико-интонационными моделями особенно ярко проявляется

единство  имитации и объяснения как способов введения нового материала.

Объяснения  преподавателя, которые  должны носить характер практических указаний,

могут строиться и дедуктивно, и индуктивно. В  первом случае он отчетливо

произносит  ряд однотипных примеров, поясняя особенности  ударения, мелодики и т.

д.; во втором — он также  произносит ряд однотипных примеров, но заставляет

учащихся  самих прийти к нужному обобщению (правилу) путем наводящих вопросов.

Индуктивный путь более эффективен (хотя и требует больше времени), особенно в

начале  обучения, так как  он обеспечивает лучшее запечатление услышанных

образцов  и развивает слух учащихся, привлекая их внимание к тем сторонам

звучащей  речи, которые в  противном случае могли бы остаться и незамеченными,

несмотря  на предварительное  упоминание о них. Следует помнить, что управление

голосом (при сохранении правильности отдельных звуков) для многих учащихся

задача  очень трудная, и  качество воспроизводимых образцов в значительной мере

зависит от того, как они  их услышат. С этой целью рекомендуется  также

использовать  доступные средства наглядности —  движением руки показывать

изменение тона, отстукивать ритм и т.д.

Обучение  интонации

Вполне естественно, что безупречная интонация является украшением речи,

звучащей на любом  языке. Однако не стоит спешить драматизировать  ситуацию с

обучением интонационным  навыкам в условиях современной  средней школе.

Для достижения безупречной  интонации требуется достаточно много времени. По-

моему, было бы гораздо  разумнее научить учащихся основным модельным фразам в

аппроксимированном  исполнении, чем одной интонационной  модели без изъянов.

Как уже упоминалось  выше, интонационные навыки крайне неустойчивы, поэтому

чрезмерные временные  затраты на их формирование можно  считать излишними.

Однако не стоит  полагать, что на проблемы интонации  не нужно обращать

внимание вообще. Просто необходимо несколько ограничивать обучение

интонационным навыкам  минимумом моделей. В качестве эффективных  приемов

обучения интонационным  навыкам можно назвать следующие:

Ø     упражнения на развитие темпа речи учащихся. Интонация  английской

фразы хороша лишь при соответствующем темпе, который  у учащихся, как правило,

крайне низок.

Ø     Использование  скороговорок, пословиц, поговорок. При  этом важно

добиваться того, чтоб учащиеся произносили их на одном  дыхании, без пауз и

необоснованных  остановок, которыми нарушается интонационный  рисунок фразы.

Например:

v    Love me. Love my dog.

v    Money spent on the brain is never spent in vain.

Затем от фразового  переходят к сверхфразовому уровню, когда на одном дыхании

произносят коммуникативный  отрезок в 2-4 фразы.

Обучение интонационным  навыкам вне  языковой среды - дело чрезвычайно

сложное. Поэтому, рационально чаще прибегать к  использованию опосредованных

приемов обучения. Так,  например, использование условно- речевых упражнений в

устной речи, с  интонационной направленностью. Существенным резервом улучшения

интонационных навыков  является выполнение упражнений в выразительном  чтении.

Полезно проводить  такую работу на материале текстов  диалогического характера

со следующей  последовательностью обучающих действие:

1.      образцовое чтение

2.      фонетическая отработка

3.      интонационная отработка

4.      инсценирование диалога

Ознакомление учащихся с основными ритмико-интонационными моделями

осуществляется  в процессе овладения ими речевыми образцами, которые

одновременно являются и структурными типами предложений. Основные трудности

представляют членение предложения на ритмико-интонационные  группы

(совпадающие с  синтагмами) и правильное их звуковое оформление — слитное

произнесение на одном выдохе, без пауз, с одним  ударением и одновременным

повышением/понижением тона, а также произнесение предложения  как единого

целого.

При работе над  ритмико-интонационными моделями особенно ярко проявляется

единство имитации и объяснения как способов введения нового материала.

Объяснения преподавателя, которые должны носить характер практических

указаний, могут  строиться и дедуктивно, и индуктивно. В первом случае он

отчетливо произносит ряд однотипных примеров, поясняя особенности ударения,

мелодики и т. д.; во втором — он также произносит ряд однотипных примеров,

но заставляет учащихся самих прийти к нужному  обобщению (правилу) путем

наводящих вопросов. Индуктивный путь более эффективен (хотя и требует больше

времени), особенно в начале обучения, так как он обеспечивает лучшее

запечатление услышанных образцов и развивает слух учащихся, привлекая их

внимание к тем  сторонам звучащей речи, которые в  противном случае могли бы

остаться и незамеченными, несмотря на предварительное упоминание о них.

Следует помнить, что управление голосом (при сохранении правильности

отдельных звуков) для многих учащихся задача очень  трудная, и качество

воспроизводимых образцов в значительной мере зависит  от того, как они их

услышат. С этой целью рекомендуется также использовать и доступные средства

наглядности —  движением руки показывать изменение тона, отстукивать ритм и

т. д.

Задачей поддержания  интонационных навыков на должном  уровне предъявляются

высокие требования к речи учителя. Вообще и к ее интонационному облику в

частности. Речь учителя  в этом смысле должна быть безупречной, образцовой.

    

Обучение  технике чтения вслух 

Постановка произношения обычно сочетается с обучением учащихся так

называемой технике (механизмам) чтения вслух — воспроизведению в звучащей

речи текста, воспринимаемого  зрительно, что требует знания принятых в

изучаемом языке  способов фиксации звукового языка.  Первой задачей обучения,

поэтому является создание у учащихся прочных зрительных, слуховых и

речедвигательных  связей, наличие которых позволяет воссоздавать правильную

звуковую форму  письменного текста.

Однако чтение всегда направлено на понимание текста, поэтому не менее важно

развить у учащихся умение объединять графические знаки  в значимые единицы —

слова, синтагмы, предложения. Наименьшей воспринимаемой единицей при чтении

является слово, которое должно узнаваться сразу, а это возможно только при

наличии его зрительного  образа в долговременной памяти учащегося  Накопление

зрительных образов изучаемой лексики и развитие умения объединять их в

смысловые единицы  более крупного порядка является второй задачей обучения

технике чтения вслух.

Если первая задача решается преимущественно на начальной ступени, то вторая

сохраняет свою актуальность до конца обучения. Зрительные ощущения — на

данный момент всякого чтения — могут превратиться в зрительные образы только

при наличии слуховых и речедвигательных (моторных) ощущений, а их

правильность можно  проверить только в громкой речи; поэтому чтение вслух

остается важным средством обучения чтению в течение всего времени, пока

учащиеся знакомятся с новым языковым материалом.

Роль слухо-моторных образов в формировании  зрительных объясняет тесную

связь обучения технике  громкого чтения и произношению. В то же время

зрительный образ  является материальной опорой слухо-моторного  и способствует

лучшему его запоминанию.

Формирование зрнтельной, слуховой и речемоторной связи облегчается, если у

учащегося уже  имеется слухо-моторный образ соответствующего слова, поэтому в

школе принят принцип  устного опережения, в соответствии с которым

ознакомление со зрительным образом несколько отстает  от ознакомления со

слухо-моторным. Соблюдение этого принципа особенно важно в  самом начале

обучения, когда  произносительные навыки учащихся находятся на стадии

становления. Отставание при этом может быть различным  по длительности — от

одного урока  до нескольких недель в зависимости  от того, как построена

начальная ступень. На средней ступени разрыв во времени  сокращается до

одного урока или даже части урока, а в старших классах ознакомление с новым

Информация о работе Преподавание фонетики