Автор: d******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 05:33, реферат
Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Педагогические заповеди дошли до нас в виде пословиц, поговорок, афоризмов. С появлением письменности стала зарождаться народная педагогика, представленная в устном народном творчестве, обычаях, традициях.
С накоплением фактов предпринимались попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
Современный подход:
личность – это единое целое, в
котором биологическое
Решающую роль играют те мотивы, интересы и цели которые определяют облик личности, придает ей силы и особенности развития характера. Личность-это продукт общественной жизни и живое существо, относящееся к социальному и биологическому формированию. Характеристика личности – это социальный облик человека.
Развитие - процесс количественных накоплений, как простое накопление, повторение, уменьшение или увеличение явления.
Основные движущие силы развития личности
1. противоречие между новыми потребностями
2. противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видов деятельности
3. противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и количественным уровнем развития личности.
(В.А. Крутецкий)
Противоречия
характерны всем возрастам, но они приобретают
специфику в зависимости от возраста,
в котором проявляются. Возрастные противоречия
проходят через формирование более высоких
уровней деятельности. В результате ребенок
переходит на более высокую ступень своего
развития. Потребность удовлетворяется
– противоречие снимается, но удовлетворенная
потребность порождает новую, побуждая
тем самым человека к дальнейшему развитию.
В процессе обучения и воспитания общие
противоречия конкретизируются, приобретая
более яркие и четкие формы.
Влияние среды на личность.Среда – это окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; это окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Первый фактор развития личности, среда, влияющая на этот процесс – семья. В семье, в первые годы жизни ребенка, в эту складывающуюся личность закладываются культура, знания и т.д.
Окружающая среда
и общество всегда влияют на личность.
Общество складывается из личностей.
Возрастные,
индивидуальные особенности
развития.Возрастная периодизация(ВП).
В основу любой ВП положено физическое,
психическое и социальное развитие.Возрастные
особенности сочетают в себе конкретный
возраст, анатомо-физиологические и психические
качества.Для педагогики наибольший интерес
представляет периодизация, охватывающая
жизнь и развитие человека школьного возраста.
23. Типичные ошибки семейного воспитания.
а) воспитание и потребность в эмоциональном контакте;
У человека как общественного существа имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности.
Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается именно в удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь достаточно: например, родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.
б) воспитание и потребность смысла жизни;
Большие
проблемы возникают в общении
с ребёнком, если воспитание стало
единственной деятельностью, реализующей
потребность смысла жизни. Без удовлетворения
этой потребности человек не может нормально
функционировать, не может мобилизовать
все свои способности в максимальной степени.
Удовлетворение такой способности связанно
с обоснованием для себя смысла своего
бытия, с ясным, практически приемлемым
и заслуживающим одобрения самого человека
направлением его действий.
Удовлетворением потребности смысла жизни
может стать забота о ребёнке. Мать, отец
или бабушка могут считать, что смысл их
существования является уход за физическим
состоянием и воспитанием ребёнка. Они
не всегда могут это осознавать, полагая,
что цель их жизни в другом, однако счастливыми
они чувствуют себя только тогда, когда
они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит
от них, они часто начинают понимать, что
«жизнь потеряла всякий смысл». Ярким
примером тому служит мама, не желающая
выпускать отрока из-под своей опёки. В
результате он получает требуемое чувство
своей необходимости, а каждое проявление
самостоятельности сына преследует с
поразительным упорством. Вред такого
самопожертвования для ребёнка очевиден.
в) воспитание и потребность достижения;
У некоторых родителей воспитание ребёнка
побуждается так называемой мотивацией
достижения. Цель воспитания состоит в
том, чтобы добиться того, что не удалось
родителям из-за отсутствия необходимых
условий, или же потому, что сами они не
были достаточно способными и настойчивыми.
Подобное родительское поведение неосознанно
для самих родителей приобретает элементы
эгоизма: Ребёнок лишается необходимой
независимости, искажается восприятие
присущих ему задатков, сформированных
личностных качеств. Обычно не принимаются
во внимание возможности, интересы, способности
ребёнка, которые отличны от тех, что связанны
с запрограммированными целями. Ребёнок
становится перед выбором. Он может втиснуть
себя в рамки чуждых ему родительских
идеалов только ради того, чтобы обеспечить
любовь и чувство удовлетворенности родителей.
В этом случае он пойдет ложным путем,
не соответствующим его личности и способностям,
который часто заканчивается полным фиаско.
Но ребёнок может и восстать против чуждых
ему требований, вызывая тем самым разочарование
родителей из за несбывшихся надежд, и
в результате возникают глубокие конфликты
в отношениях между ребёнком и родителями.
г) воспитание как реализация определенной
системы;
Встречаются семьи, где цели воспитания
как бы отодвигаются от самого ребёнка
и направляются не столько на него самого,
сколько на реализацию признаваемой родителями
системы воспитания. Это обычно очень
компетентные, эрудированные родители,
которые уделяют своим детям немало времени
и хлопот. Познакомившись с какой-либо
воспитательной системой в силу разных
причин доверившись ей, родители педантично
и целеустремленно приступают к ее неустанной
реализации.
Несомненно, у каждой из новомодных воспитательных
систем есть свои ценные находки, немало
полезного и важного. Главное при этом,
чтобы родители не забывали, что не ребёнок
для воспитания, а воспитание для ребёнка.
Кстати, родители, следующие воспитанию
по типу «реализации системы», внутренне
похожи, их объединяет одна общая особенность
– относительная невнимательность к индивидуальности
психического мира своего ребёнка.
д) воспитание как формирование определенных
качеств.
Под влиянием прошлого опыта, истории
развития личности человека в его сознании
могут появляться так называемые сверхценные
идеи. Ими могут быть представления о том
или ином человеческом качестве как наиболее
ценном, необходимом, помогающем в жизни.
В этих случаях родитель строит свое воспитание
так, чтобы ребёнок был обязательно наделен
этим «особо ценным» качеством. Например,
родители уверенны в том, что их сын или
дочь должны обязательно быть добрыми,
эрудированными или смелыми.
Конфликты,
возникающие в
связи с неправильными
стратегиями воспитания
Основные сложности в общении, конфликты
возникают из-за родительского контроля
за поведением, учебой подростка, его выбором
друзей и т.д.
Авторитарные родители требуют от подростка
беспрекословного подчинения и не считают,
что должны ему объяснять причины своих
указаний и запретов. Они жестко контролируют
все сферы жизни, причем могут это делать
и не вполне корректно. Дети в таких семьях
обычно замыкаются, и их общение с родителями
нарушается. Ситуация осложняется, если
высокая требовательность и контроль
сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим
отношению к ребёнку. Здесь неизбежна
полная потеря контакта.
Сочетание безразличного родительского
отношения с отсутствие м контроля – гипоопека
– тоже неблагоприятный вариант семейных
отношений. Подросткам позволяется делать
все, что им вздумается, их делами никто
не интересуется. Поведение становится
неконтролируемым. А подростки, как бы
они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях
как в опоре, они должны видеть образец
взрослого, ответственного поведения,
на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота о ребёнке,
чрезмерный контроль за всей его жизнью,
основанный на тесном эмоциональном контакте,
– приводит к пассивности, несамостоятельности,
трудностям в общении со сверстниками.
Трудности возникают и при высоких ожиданиях
родителей, оправдать которые ребёнок
не в состоянии. С родителями, имеющими
неадекватные ожидания, в подростковом
возрасте обычно утрачивается духовная
близость. Подросток хочет сам решать,
что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые
ему требования. Конфликты возникают при
отношении родителей к подростку как к
маленькому ребёнку и при непоследовательности
требований, когда от него ожидается то
детское послушание, то взрослая самостоятельность.
Родительские директивы как проявление
ошибок семейного воспитания
Если
ребёнку в детстве родители постоянно
внушали, что он: "тюфяк, разгильдяй,
оболтус", то рано или поздно в это начинает
верить. Но сначала внутри ребёнка происходит
конфликт, потому что он знает, что он не
такой плохой, что он старается порадовать
своих родителей, а они этого не замечают,
стараясь подогнать ребёнка под свои мерки.
Из этого конфликта "вытекает" нервное
напряжение, с которым ребёнок под час
не может справиться. Возможно два варианта
решения ребёнком этой проблемы: либо
он приспособиться под непомерные требования
взрослых и спрячет свои личностные качества,
но будет вынужден искать механизм защиты
собственного "Я" доступными для
него способами, либо он будет сопротивляться,
что породит множество конфликтов с родителями.
И то и другое неизбежно приведет к повышенному
нервному напряжению, а если родители
не сменят свою "воспитательную политику",
то у ребёнка возникнет нервное расстройство,
невроз, который подрастающий человек
понесет с собой во взрослую жизнь.
25.Система
специфических закономерностей
обучения. К
этим закономерностям относятся следующие:
1.Научность и мировоззренческая направленность обучения. Эта закономерность обусловлена тем общим дидактическим требованием, согласно которому содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.
2. Проблемность обучения. Это кардинальная закономерность процесса обучения. Она обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. если учащийся сталкивается с проблемами, вопросами и задачами, которые ему нужно разрешить, он включается в познавательный процесс, проявляет мыслительную активность. Вот почему в процессе обучения необходимо ставить перед учащимися познавательные проблемы и задачи, создавать проблемные ситуации, которые побуждали бы их к поисково-познавательной деятельности. Это не исключает необходимости использования сообщающе-объяснительных способов изложения нового материала, но, зная о большой роли проблемного обучения, учитель во всех случаях, где это только возможно и целесообразно, должен придавать ему проблемный характер, учить школьников самостоятельно осмысливать изучаемый материал.
3.Наглядность обучения. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения ос-мысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Однако и на более высоких ступенях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов. В результате сложилась целая система наглядных пособий, которые применяются в обучении. К этим пособиям относятся: а) реальные предметы и явления в их натуральном виде; б) модели машин; в) муляжи (от фр. mouler – формовать, отливать в форму); г) иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии; д) графические пособия: диаграммы, графики, схемы, таблицы; е) различные технические средства: учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры.
4.Активность
и сознательность учащихся в процессе
обучения. Это исключительно важная дидактическая
закономерность, от умелой реализации
которой в решающей мере зависит успех
и качество учебного процесса. Активность
и сознательность обучения обусловливается
прежде всего целевой установкой школы
– необходимостью подготовки активных
и сознательных членов общества. Естественно
поэтому, что эта активность и сознательность
должны формироваться с помощью главного
средства воспитания и развития личности
– обучения. С другой стороны, данная закономерность
вытекает из особенностей самого процесса
овладения знаниями.
Важнейшее значение в этом отношении имеет
умелое использование разнообразных приемов,
способствующих возбуждению потребности
и интереса к овладению знаниями, придание
учебному процессу проблемного характера.
Активность и сознательность обучения
поддерживаются путем организации наблюдения
за изучаемыми предметами и явлениями
и побуждения учащихся к самостоятельному
объяснению явлений природы и общественной
жизни.
5. Доступность обучения. Эта закономерность отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
6. Систематичность и последовательность обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала.
7. Прочность обучения и его цикличность. Эта закономерность отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой – хорошо ус-воены и продолжительное время сохраняются в памяти. В разработке этой закономерности педагогика решительно отметает схоластическую зубрежку и механическое заучивание материала, которые процветали в старой школе.
8.
Единство образовательных, развивающих
и воспитательных функций обучения. Данная
закономерность обусловливается двумя
факторами: во-первых, задачами обучения,
важнейшими из которых являются овладение
учащимися системой научных знаний, практических
умений и навыков (образование), развитие
мыслительных способностей и памяти (умственное
развитие), формирование научного мировоззрения
и нравственно-эстетической культуры
(воспитание); во-вторых, характером учебного
материала, в котором в органическом единстве
выступают его образовательные, развивающие
и воспитательные стороны.
Все это требует реализации образовательных,
развивающих и воспитательных функций
обучения в их единстве.