Педагогика

Автор: d******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 05:33, реферат

Описание работы

Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Педагогические заповеди дошли до нас в виде пословиц, поговорок, афоризмов. С появлением письменности стала зарождаться народная педагогика, представленная в устном народном творчестве, обычаях, традициях.

С накоплением фактов предпринимались попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Работа содержит 1 файл

шпоры по педагогике.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Критерии  технологичности:концептуальность – опора на определённую научную концепцию;систематичность – технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью;управляемость – возможность технологического целеполагания, планирования, проектирования процессов, поэтапной диагностики, варьирование процессов средствами и методами с целью коррекции результатов;эффективность – гарантированность достижения определённого результата с оптимальными затратами;воспроизводимость – возможность применения (повторения) ПТ в других образовательных учреждениях, другими субъектами.

Технологии  обучения классифицируют по:уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие;ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (связанные с практической сферой).

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующая:1) выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и программой;2) выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные, личные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины;3) выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или одну приоритетную цель;4) разработка технологии обучения.

На современном этапе развития педагогической технологии приоритет отдаётся гуманистической парадигме образования (личностно-ориентированному образованию).

Основные  требования к личностно ориентированной  технологии (по В.В. Серикову).Трансформация  содержания, целостный проект деятельности, которой должен овладеть учащийся.Представление проектируемой деятельности в форме ситуаций, системы задач и т. д.3.  Представление способов решения задач (ценностная сфера).4.  Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, связей, ролей.5. Мотивационное обеспечение технологией на основе создания возможностей для самореализации участников учебного процесса.

    6. Использование материально-технических  факторов, способствующих учебно-воспитательной ситуации.

    В 36. Структура педагогической технологии. Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания изучаемого материала, проверку и оценку качества знаний на репродуктивном уровне.

Технология  развивающего обучения. Это наиболее признанная технология из всех существующих отечественных технологий. Ее основателями являются такие выдающиеся педагоги и психологи, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. В основу была положена идея возможности ускорения развития учащихся за счет повышения эффективности процесса обучения. Главный принцип – обучение на высоком уровне трудности. Ведущая роль отводится теоретическим знаниям.

Технология  программированного обучения активно внедрилась в образовательную практику с середины 60-х гг. XX столетия. У ее истоков стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер,          С. Пресси. В отечественной науке данную технологию разрабатывали П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др. Основная цель программированного обучения – улучшение  управления учебным процессом. Данная технология – это технология самостоятельного, индивидуального обучения по заранее разработанной программе с помощью специальных средств (программированного учебника, обучающих машин, ЭВМ и др.). Основное средство технологии – обучающая программа.Технология проблемного обучения предполагает организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся под руководством педагога. Большой вклад в разработку внесли ученые Т.В. Кудрявцев,        А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др.

Технология  модульного обучения появилась в начале 60-х гг. прошлого века как альтернатива традиционному обучению. В отечественной дидактике модульное обучение разрабатывалось П. Юцявичене и Т.И. Шамовой. Ученик самостоятельно (или с помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. На самостоятельную работу отводится  максимальное количество времени.Технология концентрированного обучения основана на «погружении в предмет». Данная технология, начиная от П.П. Блонского, разрабатывалась В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским и др.Технология дистанционного обучения – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем коммуникаций (электронная почта, телевидение, Интернет). Существуют и другие технологии обучения: разноуровнего, адаптивного обучения, полного усвоения, коллективного взаимодействия, проектного обучения, авторские технологии и др.

    В 40: Инновационные  процессы в образовании. Слово «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает обновление, изменение, введение новизны. Под новшеством понимают явление, несущее сущность способа, методики, технологии организации и содержания нового, тогда как инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

В работе А. И. Пригожина дается такое определение: нововведение (инновация) – это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы. В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения педагогического опыта; проблема доведения до практики достижений психологии и педагогики.Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств как теоретических, так и практических. Главный признак инновации – положительные социальные и (или) экономические изменения, которые возникают в работе образовательных учреждений в результате специально организованной инновационной деятельности. Ученые исходят из того, что нововведение есть процесс, протекаемый во времени. В этом процессе вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. К настоящему времени в научной литературе сложилась следующая схема членения инновационного процесса на этапы.

  1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).
  2. Этап изобретения, т. е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.
  3. Этап практического применения полученного новшества, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого положительного эффекта от новшества.

    После этого начинается самостоятельное  существование новшества, процесс  нововведения вступает в следующую стадию, которая наступит лишь при условии восприимчивости к новшеству.

В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы.

  Этап распространения  новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы.

  1. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну.
  2. Этап сокращения масштабов
  3. В педагогической науке выделяются: новизна абсолютная (принципиально неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и прототипов), относительная новизна (местная, частная, условная), псевдоновизна (оригинальничание, стремление сделать не столько лучше, сколько иначе), изобретательские мелочи. 

    В зависимости от специфики и места  использования различают:

  • технологические инновации – новые способы изготовления продуктов, новые технологии их производства. В сфере образования такого рода новшества касаются различных технических средств и оборудования, использованного в обучении;
  • методические инновации – это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации образовательного процесса;
  • организационные инновации касаются освоения новых форм и методов организации труда;
  • управленческие нововведения затрагивают структуру, методы управления производством, организациями;
  • экономические инновации охватывают изменения в финансовой, бухгалтерской областях. Их влияние сказывается на работе всей системы образования, предоставляемых населению платных образовательных услуг.
  • юридические инновации – это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений.

    По  характеру вклада в науку и  практику инновации делятся на:

  • теоретические (новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании);
  • практические (новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, обучающие устройства, приборы и модели, аудиовизуальные средства).

    По  оценке новизны инновации в области  образования выделяют:

  • уровень конкретизации (конкретизируются отдельные теоретические или практические положения, касающиеся обучения и воспитания – это усовер- шенствоавание, модернизация и т.п.);
  • уровень дополнения (инновация расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании);
  • уровень преобразования (характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания).
 

 

     14. Воспитание, сущность, задачи и функции. Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Воспитание в педагогике можно рассматривать как: общественное явление – передача накопленного опыта старших поколений младшим: духовного наследия человечества, которое создано в процессе его исторического развития; педагогическое явление – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание  обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Оно должно соответствовать требованиям общества.Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультурное (выбор и осуществление образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направления в развитии личности. , воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, – развитие индивидуальности воспитанников, самоактуализация их личности. Воспитание – процесс целенаправленный, а это означает, что процесс может быть только тогда назван воспитанием, когда имеет цель. Цель – это идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность человека. Цель конкретизируется в задачах. При определении идеалов воспитания опираются на идеал человека, приспособленного к новым реалиям, новому обществу. Цель – воспитание всесторонне гармонично развитой личности – закреплена в Законе «Об образовании», она: определяет содержание воспитательного процесса; обусловливает воспитательный результат; служит критерием деятельности педагога; полностью определяет систему воспитания.

    Выделяют  общие цели воспитания  и индивидуальные (для отдельного человека). Цель воспитания всегда одна в пределах одной воспитательной системы, а задач, определенных целью, может быть много (общих и конкретных). Цели воспитания определяются потребностями развития общества и зависят от темпов социального и технического прогресса, возможностей общества. Актуальные цели современного воспитания – развитие индивидуальности каждого человека и его социализация, определяются задачами умственного, нравственного, эстетического, гражданского, трудового и физического воспитания. Решение воспитательных задач позволяет сформировать основы культуры личности.Воспитание, в своей сущности, – это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон. Причем по мере развития воспитанника его позиция меняется с позиции объекта воздействия на позицию субъекта взаимодействия, превращая процесс воспитания в процесс самопознания и самовоспитания.Важнейшей особенностью воспитательного процесса является оптимальное определение на основании поставленной цели его содержания. Оно двуедино. Во-первых, это организация освоения воспитанниками социально-культурных ценностей общества, во-вторых – развитие их индивидуальности в процессе формирования отношений к окружающему миру и к самому себе.

Информация о работе Педагогика