Автор: d******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 05:33, реферат
Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Педагогические заповеди дошли до нас в виде пословиц, поговорок, афоризмов. С появлением письменности стала зарождаться народная педагогика, представленная в устном народном творчестве, обычаях, традициях.
С накоплением фактов предпринимались попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
В
последнее время в
Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога (авансированное доверие, великодушное поощрение, опора на положительное, ситуация успеха, тонкий намек, «Я»-сообщение и др.).
Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведёт к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает её собственную активность в работе над собой, оно оказывает на неё эффективное развивающее и формирующее влияние. В процессе воспитания необходимо побудить личность к самовоспитанию.
К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование, самокоррекция, самоубеждение, самоконтроль. Приемами самовоспитания служат самоприказ, самоодобрение, самовнушение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание.
Для перевоспитания используют как традиционные методы воспитания, так и метод взрыва – «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления» (А.С. Макаренко). Этот метод помогает воспитаннику остро пережить нелепость своего поведения, изменить отношение к нему и начать жить по-новому.
20.
Диагностика воспитанности,
ее специфика. Диагностика
воспитанности– это процесс
определения педагогом
уровня сформированности
личностных свойств
и качеств человека,
реализуемых в системе
межличностных отношений. На основе
анализа ее результатов осуществляется
уточнение или коррекция направленности
и содержания основных компонентов воспитательной
технологии.Прежде всего, необходимо уяснить
сущность понятия «воспитанность». К сожалению,
оно не рассматривается в прямой постановке
ни в одном отечественном словаре. В то
же время в ряде педагогических работ
в него включены те личностные характеристики,
которые проявляются во взаимоотношениях
человека с окружающими его людьми. Обобщение
научных позиций авторов без их детализации
позволяет под воспитанностью понимать ур
Другим
условием повышения достоверности
результатов диагностики
29. Урок как основная форма обучения (классиф. уроков).
Урок - это такая организационная форма обучения, при которой Учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы Учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета Посредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников
Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложеннаяБ.П.Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет:
Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление ворганизационных и сугубо дидактических требованиях.
К первой группе требований относятся целевая установка урока и его общая организационная четкость (своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности, максимальное использование возможностей каждого этапа и каждой минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока); разнообразие способов организационного построения и проведения уроков; рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.
Дидактические требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном уроке их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной Работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя.
Урок
как основная организационная форма
обучения органично дополняется
другими формами, иные из которых развивались
параллельно с ним в рамках классно-урочной
системы (экскурсии, консультации, домашняя
работа, учебные конференции, дополнительные
занятия), а другие были заимствованы из
лекционно-семинарской системы и адаптированы
с учетом возраста учащихся (лекции, семинары,
практикумы, зачеты, экзамены).
28.
Общие формы организации
учебной деятельности.
В современной дидактике организационные
формы обучения, включая обязательные
и факультативные, классные и домашние
занятия, подразделяют на фронтальные,
групповые и индивидуальные. При фронтально
При групповых формах
обучения учитель управляет учебно-познавательной
деятельностью групп учащихся класса.
Их можно подразделить на звеньевые, бригадные,
кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. З
В
современной
В 5: Образование как социальный феномен. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на идеальные образы (социальные эталоны), например, спартанского воина, добродетельного христианина, энергичного предпринимателя, гармонично развитую личность. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, изменяется сам и преумножает потенциал мировой цивилизации. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Образование является необходимым и важным фактором развития как экономики, политики, культуры, так и всего общества. В свою очередь образование развивается под влиянием потребностей общества и всегда выполняет важнейшие общественные функции.Так как содержание образования черпается из наследия культуры и науки, из практики жизнедеятельности человека, то образование как социокультурный феномен выполняет следующие функции. Оно является: способом вхождения человека в мир науки и культуры; практикой социализации человека и преемственности поколений; механизмом общественной и духовной жизни человека; процессом трансляции образцов человеческой деятельности; тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются культурные ценности общества; образование способствует развитию и сохранению национальных традиций.
Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколений к самостоятельной жизни, с другой – образование закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. В современном мире проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. В последнее десятилетие мир изменяет своё отношение ко всем видам образования. Причина такого внимания заключается в том, что наивысшей ценностью современного общества представляется человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Приоритетными на сегодняшний день становятся принципы личностно ориентированного, гуманистического образования.
Таким образом, можно выделить следующие культурно-гуманистиче- ские функции образования:
Реализация
культурно-гуманистических
С процессами демократизации и гуманизации в российском обществе сейчас происходит смена педагогических парадигм.
Парадигма
– синтез концептуальных теоретических
положений и способов их реализации, общепризнанных
для данного общества учёных – педагогов
и учителей. На смену господствующей функционально
ориентированной (формирующей) парадигмы
образования приходит «новая» – гуманистическая
(личностно ориентированная, развивающая).
«Школа учёбы» превращается в «школу самореализации
личности». Целью воспитания становится
не формирование личности, а её развитие.
Особенности такого воспитания: личность
ученика в центре образовательного процесса;развитие
личности, исходя из её потребностей в
самореализации, саморазвитии и т. п.;субъект-субъектные
отношения между педагогом и учеником;