Педагогика

Автор: d******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 05:33, реферат

Описание работы

Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Педагогические заповеди дошли до нас в виде пословиц, поговорок, афоризмов. С появлением письменности стала зарождаться народная педагогика, представленная в устном народном творчестве, обычаях, традициях.

С накоплением фактов предпринимались попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Работа содержит 1 файл

шпоры по педагогике.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

    В 33. Сущность содержания образования. Основные теории формирования содержания образования.под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования.В свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно ориентированный подход к определению сущности содержания образования, получивший научное обоснование в трудах И.Я. Лернера,  М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада, В.В. Краевского и др. Содержание образования представляется этими учеными как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящей из четырех элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний (о природе, обществе, технике, способах деятельности); опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки); опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций (отношения к миру, людям, самому себе и т. д.).

    Основные  теории формирования содержания образования  сложились еще в конце XVIII – начале XIX вв. Они получили название теорий материального и формального содержания образования.Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки (Я.А. Коменский, Н.Б. Беседов, Г. Спенсер и др.). Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся, поэтому в содержание образования должны включаться учебные предметы, обладающие развивающей ценностью для ума (языки, математика). Такие взгляды разделяли Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.Обе эти теории в чистом виде критиковал К.Д. Ушинский. Он заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма. Школа, по его мнению, должна развивать человека, обогащать его знаниями и приучать пользоваться ими.На рубеже XIX – XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма). Ее основоположниками являются Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер. Сторонники этой теории считали, что содержание образования должно быть представлено в виде междисциплинарных систем знаний и практических действий по решению поставленных задач.Теория функционального материализма, разработанная В. Оконь, отражала интегральную связь между познанием и деятельностью учащихся. Эта теория объединяет в себе требования, предъявляемые обществом к образованию, и индивидуальные запросы учеников.В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуризации содержания образования. Ее появление связано с внедрением в учебный процесс программированного обучения.В современной России содержание образования определяется целевой установкой, заложенной в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14). Согласно этому закону, содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским: принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества; принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения; принцип структурного единства содержания образования; принцип гуманитаризации; принцип фундаментализации содержания образования. 

    30. Методы обучения. Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает «исследование», «способ», «путь».В педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «метод обучения»: способ организации познавательной деятельности учащихся     (Т.А. Ильина); способ упорядоченной, связанной деятельности преподавателя и обучамых, направленный на решение задач преподавания (Ю.К. Бабанский); способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определённых средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И.Я. Лернер). Таким образом, под методом обучения следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы реализуются  в педагогической деятельности в  различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и    т. п. Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения.  Приемы определяют своеобразие методов работы педагога и учащегося. Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, нормативная модель приема обучения.Как многомерное понятие методы обучения можно сгруппировать в системы. В связи с этим существует множество классификаций.

Классификация методов обученияПо источникам знания (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский): словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия, работа с книгой); наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся, показ); практические (опыты, упражнения, лабораторные и практические работы, учебно-производительный труд); видеометоды (просмотр, обучение, упражнение под контролем ЭВМ).

По  характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж) сочетание словесного и наглядного методов;репродуктивные методы (лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение) – передача знания в готовом виде с помощью словесного и наглядного методов;проблемные методы (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение), обязательным условием которых является наличие проблемной ситуации;частично-поисковые методы (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа) – самостоятельное добывание знаний;исследовательские методы (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование).

По  дидактическим целям (Ю.К. Бабанский и В.И. Андреев):1) методы организации учебно-познавательной деятельности – словесные, наглядные, практические (источники):  индуктивные и дедуктивные (логика);  репродуктивные и проблемно-поисковые (мышление); самостоятельные работы и работы под руководством учителя (управление);

2) методы стимулирования  и мотивации учебно-познавательной  деятельности:  стимулирования и мотивации интереса к учению;  стимулирования и мотивации долга, ответственности;

3) методы контроля  и самоконтроля эффективности  учебно-познавательной деятельности: устный;  письменный;  лабораторный.

По  этапам обучения: подготовка к изучению нового материала; изучение нового материала; конкретизация, углубление, приобретение умений и навыков;  контроль и оценка.

По  развитию познавательной активности обучаемых:активные методы обучения (дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.) – методы, при которых деятельность обучаемых носит продуктивный, творческий, поисковый характер;интенсивные методы обучения – используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»).

В.Ф. Харламов подразделяет методы обучения на следующие группы:1) методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся (рассказ, объяснение, лекция, беседа, иллюстрация и показ);2) методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);3) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала(работа с учебником, лабораторная работа);4) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков(упражнения, лабораторные занятия);5) методы проверки и оценки знаний, умений (наблюдение, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр.).

Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую  сторону деятельности преподавателя. В зависимости от их решения находится сам учебный процесс, деятельность преподавателя и обучаемых, а следовательно, результат обучения в целом.Ю.К. Бабанский для успешного выбора методов обучения рекомендует сравнительный анализ различных методов, руководствуясь при этом такими критериями: соответствие целям обучения и развития; содержанию урока; реальным учебным возможностям обучаемых; имеющимся условиям обучения; возможностям самих педагогов.  

    В-32. Диагностика  и  контроль в обучении. Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль (проверка результатов обучения) трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка». Диагностика включает контроль, проверку, оценку, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Проверка – система действий и операций для контроля за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

Проверка  и оценка знаний выполняют контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную функции, выступают интегральным показателем качества образования, основным средством диагностики проблем обучения.Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков учащихся для определения их готовности к дальнейшему обучению. Обучающая и образовательная функции способствуют развитию познавательных способностей обучаемых.Воспитывающая – повышает ответственность, самостоятельность учащихся, приучает трудиться, правильно оценивать свои возможности.Анализ оценки дает возможность корректировать учебный процесс и информировать родителей о результатах обучения.Методологическая функция проверки проявляется в возможности анализа содержания и организации процесса обучения.езультаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Оценка должна быть: объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого; выполнять стимулирующую роль; быть обоснованной и иметь индивидуальный характер.При оценке знаний нужно учитывать: объём знаний по учебному предмету (вопросу); понимание изученного материала, самостоятельность суждений, убеждённость в излагаемом; действенность знаний, умение применять их в решении практических задач.При оценке навыков и умений учитываются: содержание навыков и умений, их точность, прочность и гибкость в применении; возможность применять знания и умения на практике; наличие ошибок, их количество, характер и их влияние на работу. Оценивание должно представлять собой развёрнутое суждение: о положительных и отрицательных сторонах ответа; наличии или отсутствии продвижения; рекомендации по дальнейшему изучению материала; отметку как вывод.Без контроля и оценки педагог, как и сам обучаемый, не получает обратной связи, не имеет представления об уровне продвижения обучаемого. «Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки» (Б.Г. Ананьев).

Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или в баллах. В отечественной дидактике принята четырехбалльная система отметок:

«5»  – владеет в полной мере (отлично);«4»  – владеет достаточно (хорошо);«3»  – владеет недостаточно (удовлетворительно);

    «2»  – не владеет (неудовлетворительно).

    Результаты  обучения  могут оцениваться не только отметкой, но и другими средствами (словесное одобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и т.д.). Разработаны требования и инструкции, регламентирующие нормы и правила выставления отметок.

    Важнейшими  принципами диагностирования и контролирования  обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

    Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать  знания, умения учащихся нужно в  той логической последовательности, в какой проводится их изучение: 1) предварительное выявление уровня знаний обучаемых; 2) текущая проверка в процессе усвоения темы; 3) повторная проверка (тематическая); 4) периодическая проверка по целому разделу; 5) итоговая проверка.

 

     35. Сущность образовательной  технологии (обзор  технологий). Понятие «педагогическая технология» вошло в педагогическую науку сравнительно недавно. На Западе (30-е гг. XX в., США) с внедрением техники в учебный процесс заговорили о технологии обучения. С появлением программированного обучения и разработкой дидактических машин появился новый термин – «технология образования». И лишь в 60-е гг. прошлого века его расширили до педагогической технологии, обеспечивающей наиболее эффективное достижение поставленной цели обучения (образования).В обобщённом виде данное понятие можно представить как научно обоснованную последовательность процедур, приводящую к гарантированному достижению педагогических целей. Это и будет выражать сущность педагогической (образовательной) технологии. В неё попадают и технологии обучения, и технологии воспитания, и технологии педагогического процесса.Педагогическая технология функционирует в качестве: науки, исследующей наиболее рациональные пути общения; системы способов, принципов, применяемых в обучении; реального процесса обучения.

Технологии  бывают различного уровня: 1. Уровень теоретического представления о педагогическом процессе, принципах его организации и факторах успешности.2. Уровень нормативного представления через правила, рекомендации, алгоритмы действия педагога и учащихся.3. Уровень конкретного проекта (технология конструирования конкретного урока).4. Уровень описаний последовательности и характера действий педагога и учащихся (технология применения конкретного метода, приёма).Технологическая схема – условное изображение технологии процесса, разделения его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.     Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. Структура педагогической технологии (ПТ):а) концептуальная основа: краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов (целевые установки и ориентиры; основные идеи и принципы);б) содержательная часть: цели обучения (общие и конкретные); содержание учебного материала;в) процессуальная часть (технологический процесс): организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности обучающихся; методы и формы учебной работы педагога; деятельность педагога по управлению процессом обучения; диагностика учебного процесса.

Информация о работе Педагогика