Автор: d******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 05:33, реферат
Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Педагогические заповеди дошли до нас в виде пословиц, поговорок, афоризмов. С появлением письменности стала зарождаться народная педагогика, представленная в устном народном творчестве, обычаях, традициях.
С накоплением фактов предпринимались попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. При взаимодействии воспитанник приобретает определенный опыт, передачу которого необходимо организовать. Соответственно главная задача воспитателя – найти способ, чтобы включить воспитуемого в деятельность. Таким образом, воспитание – это процесс организации различных видов деятельности. Данный подход в теории воспитания называется личностно-деятельностным, а его основными содержательными компонентами являются: общение как основа многообразных межличностных отношений; руководство развитием личности в процессе деятельности; развитие и социализация личности. В гуманистической педагогике воспитание – процесс эффективного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, который должен привести к заданной цели.Воспитательный процесс – специально организованная воспитательная система, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов для достижения воспитательных целей и задач. Основные компоненты структуры воспитательного процесса: целевой; содержательный; операционно-деятельностный; аналитико-результативный.В состав динамической системы воспитательного процесса входят субъекты и объекты воспитания, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияние на объекты их внутреннего отражения, а также самостоятельное влияние объектов на себя, которое проявляется в самовоспитании, и уже в качестве субъекта процесса воспитания воспитанник предстаёт как развивающаяся индивидуальность.Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная (изменяющаяся, развивающаяся) структура, так как каждый компонент ее в наивысшей степени динамичен. При этом можно выделить два типа динамики, развития: спонтанный (стихийно происходящий под влиянием факторов среды и внутренних особенностей личности воспитанника) и педагогический, т. е. целенаправленный, осмысленный воспитателем и воспитанником.Одним из основополагающих направлений педагога детского коллектива является создание оптимальных условий воспитания, или воспитывающей среды. С позиций идей гуманистической парадигмы воспитание есть не что иное, как создание условий для саморазвития личности, для самоактуализации воспитанника в условиях специально организованной коллективной творческой деятельности.Воспитание – процесс творческий. Творческого подхода требует специфика каждого педагогического явления: развитие индивидуальности воспитанников; сам процесс овладения культурой и деятельность педагога-воспитателя.Таким образом, воспитательный процесс характеризуется: целенаправленностью; длительностью (по сути, он длится всю жизнь); многофакторностью (личность подвергается огромному количеству различных влияний); непрерывностью; подвижностью (воспитуемый подвергается целенаправленным и стихийным воздействиям); комплексностью (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания); вариативностью (неоднозначностью) и неопределенностью результатов; двусторонностью (сотрудничеством воспитателей и воспитанников); противоречивостью.К числу основных противоречий воспитания относят противоречия между: новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней; неограниченными возможностями развития человека и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни; активной, деятельностной природой человека и недостатком опыта, знаний, умений для активного участия в жизненном процессе.
Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование своей личности. Компонентами самовоспитания являются самопознание, самоанализ, самооценка, самоотчет и самоконтроль.
Уровень самовоспитания характеризует уровень воспитанности личности. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием: подкрепляет и развивает процесс формирования личности.
Перевоспитание – вид воспитания, цель которого устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности. Этот процесс длительный и нелегкий. Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать, потому, что приходится ломать сложившиеся взгляды, привычки, черты характера и формировать новые, непривычные для воспитуемых.
В 15: Закономерности и принципы воспитания. Под общими закономерностями воспитательного процесса понимают те существенные внутренние и внешние связи, от которых зависит направленность процесса и успешное достижение педагогических целей.
К общим закономерностям воспитания можно отнести следующие:1. Характер воспитания определяется объективными потребностями общества.2. Неразрывное единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.3. Единство целей, содержания и методов воспитания. 4. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе деятельности.5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в процессе деятельности.6. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.7. Необходимо выявлять положительные качества учащегося и опираться на них.8. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося.9. Единство воспитания и жизни.
10. Необходимо
добиваться единства и
Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательной работы.
К принципам воспитания относятся: принцип гуманистической ориентации, где воспитанник является главной ценностью в системе человеческих отношений; социальной адекватности воспитания (соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации); индивидуализации воспитания; принцип опоры на положительное; социального закаливания учащихся (выработка волевых способов преодоления негативного воздействия социума); создания воспитывающей среды (наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся).
Теория и практика воспитания постоянно обогащается, что способствует становлению новых научных школ и направлений, возможности разнообразия моделей и видов воспитания.
В зависимости от философских концепций, определяющих принципы и особенности воспитания, выделяют: прагматическую модель воспитания (воспитание не как подготовку к будущей, взрослой жизни, а как жизнь воспитуемых в настоящем);антропоцентрическую модель (опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся); социетарную модель воспитания (ориентирована на выполнение социального заказа);модель свободного воспитания (вариант демократического стиля воспитания);технократическую модель (процесс воспитания должен быть целенаправленным, управляемым и контролируемым);
В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу
В 19: Педагогическая поддержка: сущность и способы организации. Результативность воспитательного процесса во многом определяется правильно организованной педагогической поддержкой.
Под педагогической поддержкой понимают:
Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики с ее отчужденностью, наличием смысловых барьеров и признания взаимодействия, равноправия ребенка в диалоге и решении собственных проблем.
Сущность педагогической поддержки заключается в создании комфортной психологической обстановки, ситуации успеха, условий для самореализации личности, в совместном преодолении препятствий, желании оказать поддержку каждому нуждающемуся в ней, ориентации воспитателя на проблемы воспитанника, профессионализме воспитателя. Это выражается через доброе слово; умение выслушать, а в случае необходимости – дать совет; доверие к воспитанникам; защиту их прав; приветливое отношение воспитателя с воспитуемым; положительную оценку достижений и др.
Выделяют модели индивидуальной и личностной педагогической поддержки (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич).
В индивидуальной модели используют средства поддержки: 1) обеспечивающие общепедагогическую поддержку, создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества; 2) направленные на индивидуально-личностную поддержку, которая предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, определения личных проблем каждого воспитанника.
Содержание педагогической поддержки в личностной модели состоит в преодолении препятствий, которые стоят на пути к достижению желаемого результата.
16. Система методов и средств воспитания. Метод воспитания (от греч. «metodos» – путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания – способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Содержательно методы воспитания проявляются через: непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета); создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств; общественное мнение референтной группы (коллектива), личностно значимого авторитетного для воспитанника человека, средств массовой информации (телевидение, печать, радио); совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение с ним, игру; процессы обучения или самообразования, передачу социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского, профессионального общения; народные традиции, творчество, чтение художественной литературы.
Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами:1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.2. Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий).3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.4. Тренингово-игровые – деловые игры, социально-психологические тренинги и др.5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.
Классификация методовНаиболее распространённой является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности, включающей целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания:методы формирования сознания, направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);методы организации деятельности, ориентированные на формирование положительного опыта поведения, общения и деятельности воспитанников (упражнения, поручения, воспитывающие ситуации);методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Группировка методов воспитания П.И. Пидкасистого:методы, формирующие мировоззрение воспитанников; методы, организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы;методы, осуществляющие оценку поступков воспитанников.
Существуют и другие классификационные подходы. К основным методам воспитания можно отнести следующие:
Убеждение – это один из способов влияния на личность, воздействия на сознание, волю и чувства воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы его поведения и действий. К приемам убеждения можно отнести рассказ, беседу, объяснение, диспут.
Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения. Упражнение – это «приучение», организация регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения (режим жизни и деятельности, нормы и правила культуры поведения).
Поощрение выступает способом выражения положительной оценки успешно производимых действий и поступков человека и их стимулирование (одобрение, похвала, награда, благодарность, ответственное поручение, проявление доверия, восхищения, внимания и заботы, моральная поддержка, прощение за проступок).
Наказание – способ воздействия, направленный на торможение негативных проявлений личности с помощью негативной оценки ее поведения (замечание, выговор, моральное порицание, отстранение от важного дела, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка).
Примеркак метод воспитания – это способ предъявления образца для подражания.