Педагогика

Автор: d******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 05:33, реферат

Описание работы

Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Педагогические заповеди дошли до нас в виде пословиц, поговорок, афоризмов. С появлением письменности стала зарождаться народная педагогика, представленная в устном народном творчестве, обычаях, традициях.

С накоплением фактов предпринимались попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Работа содержит 1 файл

шпоры по педагогике.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

    Изучение  документов также является методом педагогического исследования. По форме фиксации информации документы бывают: письменные (содержат буквенный текст); статистические (цифровая информация); иконографические (кино- и фотодокументы); фонетические (магниитофонные записи); технические (техническое творчество). К методам педагогического исследования относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта: педагогическое мастерство и педагогическое новаторство, а также ряд других методов педагогического исследования: метод обобщения независимых характеристик, метод педагогического консилиума и др.В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, который дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе.Математические и статистические методы в педагогике применяяются для обработки полученных данных. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются методы регистрации, ранжирования, шкалирования.

5. Образование как  социокультурный феномен. Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на идеальные образы (социальные эталоны), например, спартанского воина, добродетельного христианина, энергичного предпринимателя, гармонично развитую личность. В таком понимании образование выступает как важнейшая сторона жизни общества и индивидов.

    В процессе образования человек осваивает  культурные ценности, изменяется сам и преумножает потенциал мировой цивилизации. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Образование является необходимым и важным фактором развития как экономики, политики, культуры, так и всего общества. В свою очередь образование развивается под влиянием потребностей общества и всегда выполняет важнейшие общественные функции.

    Так как содержание образования черпается  из наследия культуры и науки, из практики жизнедеятельности человека, то образование как социокультурный феномен выполняет следующие функции. Оно является:

  • способом вхождения человека в мир науки и культуры;
  • практикой социализации человека и преемственности поколений;
  • механизмом общественной и духовной жизни человека;
  • процессом трансляции образцов человеческой деятельности;
  • тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются культурные ценности общества;
  • образование способствует развитию и сохранению национальных традиций.

    Социальная  функция образования, с одной  стороны, характеризуется как подготовка поколений к самостоятельной жизни, с другой – образование закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе.

    Приоритетными на сегодняшний день становятся принципы личностно ориентированного, гуманистического образования.

    Таким образом, можно выделить следующие  культурно-гуманистиче- ские функции образования:

  • развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
  • формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной среде;
  • обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
  • овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
  • создание условий для самореализации творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

    Реализация  культурно-гуманистических функций  образования позволит переориентировать систему образования на новые ценности и приоритеты.

    Цель  современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально-ценную деятельность

    В связи с этим вполне отчётливо  осознаётся гуманизация и гуманитаризация образования. Гуманизация – ориентация образовательной системы на уважение прав каждого человека. Сущность гуманитаризации – формирование культуры мышления на основе глубокого понимания всего культурного наследия.

    В 9.Педагогический процесс, сущность, закономерности и принципы. Педагогический процессэто специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Педагогический процессэто специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов. Основные компоненты целостности педагогического процесса: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционно-технологический. В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

процесса  освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования  и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

  • процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;
  • процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);
  • процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

    Эти процессы отражают и предметные отношения, и собственно педагогические, и взаимные, а следовательно, охватывают педагогический процесс в его целостности.

    Операционно-технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных процессов. В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, есть педагогическая задача. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени, она должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Среди общих закономерностей педагогического процесса И.П. Подласый выделяет следующие:

– динамику педагогического  процесса. В педагогическом процессе величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами  и воспитуемыми имеет постепенный «ступенчатый» характер. Следствие действия закона: тот ученик обладает более высокими общими достижениями, у которого лучше промежуточные результаты; развитие личности в педагогическом процессе. Педагогический процесс способствует развитию личности; управление образовательным процессом. Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых; – стимулирование. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) образовательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов; – единство чувственного, логического и практического в педагогическом процессе;– единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности; обусловленность педагогического процесса. Течение и результаты образовательного процесса зависят от потребностей, возможностей (материально-технических, экономических и др.) личности и общества и условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).

    Из  этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса – исходные, ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций (Принципы обучения и воспитания будут рассмотрены в соответствующих разделах пособия).

 

     24. Обучение как  дидактический процесс.  сущность, функция  и структура. под процессом обучения понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование». обучение можно характеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающих и обучаемых, в результате которого у обучающихся формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества. Движущей силой процесса обучения является противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием преподавателя потребностями в усвоении недостающих необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Процесс обучения включает в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание – обучающая деятельность педагога по организации усвоения учебного материала и учение – деятельность учащихся по усвоению знаний. . Базовыми компонентами содержания обучения являются знания, умения и навыки, важнейшим элементом учения являются мотивы – побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебную деятельность. Сущность обучения выражается в педагогическом общении того, кто обучает, и того, кто учится. В этом проявляется двусторонность процесса обучения: преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность учеников, предстающих в единстве при передаче последним социального опыта в форме содержания образования. Содержание же обучения как процесса составляют конкретные деятельности. Деятельность педагога (преподавание) предполагает осуществление следующих компонентов: постановку целей; формирование потребностей учащихся; определение содержания материала, подлежащего усвоению; организацию учебно-познавательной деятельности учащихся; создание эмоционально-положительного характера деятельности; регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся; оценку результатов деятельности.

    Учебно-познавательная деятельность учащихся, в свою очередь, состоит из соответствующих компонентов: осознания целей и задач обучения; развития мотивов учебно-познавательной деятельности; осмысления нового материала, подлежащего усвоению; восприятия, осмысления, запоминания учебного материала, применения знаний на практике; проявления волевых усилий; самоконтроля; оценки результатов своей учебно-познавательной деятельности.В структуре обучения можно выделить следующие компоненты: целевой; потребностно-мотивационный; содержательный; операционно-деятельностный; эмоционально-волевой; контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.Основной смысл образовательной функции состоит в том, что она направлена прежде всего на формировании у обучаемых системы знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности. Знание определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Умение – это владение способами применения знаний на практике. Навык понимается как умение, доведенное до автоматизма, до высокой степени совершенства. Умения и навыки бывают общеучебные и специальные.В процессе обучения кроме усвоения знаний происходит развитие личности обучаемого (реализуется развивающая функция). «Обучение ведет за собой развитие», – утверждает известный отечественный психолог Л.С. Выготский. Значительный вклад в создание системы развивающего обучения внесли отечественные ученые П.А. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируется система взглядов на мир, система убеждений, отношений к миру, качества личности.  Функции процесса обучения взаимообусловлены и реализуются во всех его дидактических компонентах. В реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер (каждый дидактический цикл представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех звеньев).

    26. Принципы обучения. Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. К внешним относят зависимость обучения от общественных условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном уровне и типе образования), а именно: социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения (патриотизм, правовые и экономические аспекты); воспитывающий и развивающий характер обучения; зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим его миром (социальное, материальное положение). К внутренним закономерностям – связи между компонентами процесса обучения (целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения). Это предполагает: зависимость процесса обучения от знаний, умений, навыков, умственного развития ученика; зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения; взаимосвязь результатов обучения и способов управления процессом с активностью самого ученика; задачная структура процесса обучения, т. е. переход от более простых к более сложным задачам В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве нормы или правила деятельности преподавателя и обучающихся. Принципы обучения – это основные положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методам обучения.

    В качестве дидактических используют следующие принципы: сознательность, активность и самостоятельность обучения; наглядность; системность, последовательность и комплексность обучения; принцип доступности обучения;соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;обучение на высоком уровне трудности; прочность усвоения знаний и научный подход в обучении; взаимосвязь теории и практики; проблемность обучения; доступность для создания условий при преодолении трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения и ряд других принципов. В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом.

    Принципы  организации учебного процесса – это основные положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними.К принципам, влияющим на процесс обучения, относят: принцип самоорганизации (определяет закономерности формирования учебной деятельности); принцип развития (предполагает постоянную изменчивость учебного процесса и его непрерывное совершенствование); принцип самостоятельности (ориентирует на проявление инициативы и творчества); принцип ответственности (требует от всех участников учебного процесса выполнения возложенных на них обязанностей, контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности); принцип коллективизма (предполагает, что преподаватель и ученик функционируют как хорошо отлаженный, эффективный механизм). Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга и выступают гарантами достижения социально значимых целей учебной деятельности. 
 

Информация о работе Педагогика