Автор: d******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 05:33, реферат
Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Педагогические заповеди дошли до нас в виде пословиц, поговорок, афоризмов. С появлением письменности стала зарождаться народная педагогика, представленная в устном народном творчестве, обычаях, традициях.
С накоплением фактов предпринимались попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
12. Движущие силы и основные закономерности развития личности. Одной из ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада, с другой. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этого понятия. В философии развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. В психологии под развитием понимается изменение в структуре психики. В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.
Биологическое
развитие связано с изменениями:
Социальное
развитие связано с изменениями:
Развитие человека – очень сложный и противоречивый процесс. Столкнувшиеся в конфликте противоположные начала – противоречия, внутренне присущие процессу развития, – являются движущими силами этого процесса. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым он располагает.Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.
Длительные исследования позволили выявить общую закономерность:развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению.
22. Социализация личности в семье. Семейное воспитание – сложная система воспитания и образования в условиях конкретной семьи. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия – это важнейший институт социализации личности, которая осуществляется в результате целенаправленного процесса воспитания по механизму научения. Семья – это социально-экономическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций между всеми её членами, ответственное их исполнение.
Семья – социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным и т. д. Всё это – основная питательная среда, в которой ребёнок живет и которую отражает в себе.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления, но особое место занимает нравственное воспитание.Задачами семьи являются: создание максимальных условий для всестороннего развития ребёнка; обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребёнка; передача опыта создания и сохранения семьи; формирование полезных прикладных навыков; воспитание чувства собственного достоинства и ценности собственного «Я».Семейное воспитание строится на принципах: гуманности и милосердия к «растущему»; участия детей в жизнедеятельности семьи; открытости и доверительности отношений, их оптимистичности; последовательности в требованиях.Семьи классифицируют по различным признакам: по структуре (количеству членов, их возрастному составу); по условиям жизни и развития в семье (благополучные и неблагополучные); по стилю семейного воспитания (авторитарный, демократический, либеральный).
И. Клемантович предлагает классифицировать семьи по воспитательным возможностям:
Любая
деформация семьи приводит к негативным
последствиям в развитии личности ребёнка.
Психологическая деформация, обусловленная
нарушением системы межличностных отношений
в семье, системой отрицательных ценностей,
асоциальных установок и т. д., оказывает
наиболее сильное влияние на развитие
личности ребёнка, подростка и приводит
к разнообразным личностным деформациям
– от социального инфантилизма до асоциального
и делинквентного поведения. Проблемы
неблагополучных семей требуют пристального
внимания школьных педагогов-воспитателей.
33. Сущность содержания образования. Основные теории формирования содержания образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования. В свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно ориентированный подход к определению сущности содержания образования, получивший научное обоснование в трудах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада, В.В. Краевского и др. Содержание образования представляется этими учеными как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящей из четырех элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний (о природе, обществе, технике, способах деятельности); опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки); опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций (отношения к миру, людям, самому себе и т. д.).
Основные теории формирования содержания образования сложились еще в конце XVIII – начале XIX вв. Они получили название теорий материального и формального содержания образования. Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки (Я.А. Коменский, Н.Б. Беседов, Г. Спенсер и др.). Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся, поэтому в содержание образования должны включаться учебные предметы, обладающие развивающей ценностью для ума (языки, математика). Такие взгляды разделяли Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.
На рубеже XIX – XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма). Ее основоположниками являются Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер. Сторонники этой теории считали, что содержание образования должно быть представлено в виде междисциплинарных систем знаний и практических действий по решению поставленных задач.
В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуризации содержания образования. Ее появление связано с внедрением в учебный процесс программированного обучения.
В современной России содержание образования определяется целевой установкой, заложенной в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14). Согласно этому закону, содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.
Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.
В
педагогической теории нашли признание
принципы формирования содержания общего
образования, разработанные В.В. Краевским:
принцип соответствия содержания образования
требованиям развития общества; принцип
единой содержательной и процессуальной
стороны обучения; принцип структурного
единства содержания образования; принцип
гуманитаризации; принцип фундаментализации
содержания образования.
38. Особенности и принципы управления педагогическими системами. Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.Государственный характер системы образования означает, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 году.Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти – Федеральным собранием РФ на – перспективу.Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования.
Государственный
характер управления системой образования
закреплен следующей
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов. Функция организации выполнения принятых решений претворяется в жизнь конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности.Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций.
К основным принципам относятся:
1. Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами.
2. Системность и целостность в управлении.Этот принцип предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Он подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.
3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации. 4. Единство единоначалия и коллегиальности.5. Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.
11. развитие личности как педагогическая проблема. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для формирования личности в процессе воспитания.Направления: 1) Биологическое; 2) Социальное; 3) Биосоциальное.