Лекция по педагогике
Тема: Педагогика: предмет, задачи, функции.
Составила магистрантка II курса
«Педагогика начального образования и методика воспитательной работы»
Гасанова Людмила
План:
- Определение педагогики как науки.
- Функции педагогики, их классификация.
- Система педагогических наук.
- Что входит в понятие педагогики.
- Структура педагогического процесса.
Литература:
- Мавлянова Р.А. Педагогика (Курс лекций в ТГПУ им.Низами)2004.
- Подласый И.П. Педагогика,М., «Владос»,1999.
- Вульфор В.Д. Основы педагогики,М.,2000.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест,1999.
Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:
- человек;
- личность и общество;
- воспитание, образование, обучение;
- идеалы воспитания;
- идеал личности в обществе.
Педагогика
- как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
- наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
- наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
- По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение.
- Объект педагогики - воспитание в широком смысле.
- Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)
Функции педагогики
Теоретические:
- Объяснение процессов и законов воспитания и обучения, образования и просвещения;
- Обоснование процессов обучения и воспитания
Практические:
- Вооружение педагогов-практиков научно-теоретическими обосновани-
ями методов обучения и воспитания
Прикладные:
- По отношению к другим наукам
Система педагогических наук:
- философия образования
- общая педагогика (исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь с другими науками)
- дидактика (теория обучения. Изучение процесса обучения как средства воспитания и развития. Разработка целей, содержания, принципов, методов и средств обучения). Определяет направление частных методик. На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений.
- теория воспитания (связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим, физическим).
- школоведение (управление народным образованием, организация учебно-воспитательного процесса)
- история педагогики
- сравнительная педагогика (тенденции и закономерности обучения и воспитания в различных странах)
- дошкольная педагогика
- дефектология (психическое и физическое развитие детей с отклонениями в развитии. Сурдопедагогика - глухие и слабослышащие; тифлопедагогика – слепые и слабовидящие; олигофренопедагогика – умственно отсталые; логопедия – нарушение речи и их преодоление).
- педагогика высшей школы
- педагогика семьи
- профессиональная (рабочая педагогика)
- военная педагогика
- исправительно-трудовая педагогика
- социальная педагогика.