Предмет, специфика и задачи педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:15, реферат

Описание работы

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Педагогика как наука о воспитании……………………………….4-5
2. Возникновение и развитие педагогики……………………………6-10
3. Основные категории педагогики…………………………………..10-13
4. Система педагогических наук……………………………………...13-16
Заключение……………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………....18

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.58 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Украины

Севастопольский технический  технический университет

Факультет «Экономика и  менеджмент»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

Реферат

На тему: Предмет, специфика и задачи педагогики

По дисциплине: Психология и Педагогика

 

 

 

                                                                                                          Выполнила: ст.гр ФК-22Д

                                                                                                                              Кузина.О.Ю

                                                                                                       Проверила: Ковалёва Н.С

 

 

 

 

 

Севастополь 2011 
Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

1. Педагогика как наука о воспитании……………………………….4-5

2. Возникновение и развитие педагогики……………………………6-10

3. Основные категории педагогики…………………………………..10-13

4. Система педагогических наук……………………………………...13-16

Заключение……………………………………………………………..17

Список использованной литературы………………………………....18

 

Введение

Педагогика –  наука о воспитании – уходит корнями  в глубинные пласты человеческой цивилизации.

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского.

К настоящему времени педагогика является многоотраслевой  наукой, функционирующей и развивающейся  в тесной взаимосвязи с другими  науками.

В контрольной  работе предметом рассмотрения будет  педагогика.

Цели  работы:

- рассмотреть  педагогику как науку о воспитании;

- изучить  возникновения и этапы развития  педагогики;

- проанализировать  основные категории педагогики;

- исследовать  систему и связь педагогических  наук.

Контрольная работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка использованной литературы.

При написании контрольной работы использовалась учебная литература отечественных  авторов в области педагогики: В.А. Сластенина, И.П. Подласого, Ю.К. Бабанского, И.Ф. Харламова.

 

  1. Педагогика как наука о воспитании

 

Педагогика - наука о  специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования  и обучения.1

Основными категориями  педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Под  формированием личности, которое  раньше обозначалось термином «воспитание  в широком смысле», понимается процесс  становления человеческого индивидуума  под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном  смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний  окружающей среды. В современной  зарубежной педагогике первая группа воздействий на человека часто обозначается термином «интенциональное воспитание», вторая – «функциональное воспитание».

Собственно воспитание в марксистской педагогике является центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по формированию всесторонне  развитого человека (преимущественно  в специально созданных обществом  учреждениях и организациях). В  понятии «воспитание» обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое расчленение  имеет в значительной степени  условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным  процессом).

Под образованием понимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает, в  конечном счете, определённый уровень  развития познавательных потребностей и способностей человека и его  подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают  общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему  для всестороннего развития и  являются базовыми для получения  в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. По уровню и объёму содержания как общее, так и специальное образование  может быть начальным, средним или  высшим. Неотъемлемой частью общего образования  является политехническое образование.

Важнейшим средством образования  и воспитания является обучение, под  которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков - учение. Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), и использует их теоретические положения, исследовательские методы (в том числе математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований.

Каждая наука в одном  и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. В общей системе наук, в общей  системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Изучение всякой науки  начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта  наука и какие специфические  проблемы она исследует? В самом  деле, каждая наука имеет свою историю  и достаточно определённый аспект природных  или общественных явлений, изучением  которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических  основ.

Без этого оно не могло  развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются  специальные учебные заведения  по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука, о  воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более  становятся наукой об общих закономерностях  воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

 

 

 

 

 

2. Возникновение и развитие педагогики

 

 «Педагогика»  — слово греческого происхождения,  буквально оно переводится как  «деторождение», «детовождение» или  искусство воспитания.2 В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».

В результате в  Древней Руси слова «воспитатель»  и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог»  и «педагогика». Известно, что в  древнерусской книжности был  свой канонический жанр «учительной  литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая  педагогическое самосознание.

Такая потребность  возникла, когда у людей сформировался  некоторый опыт в данной сфере, позволивший  разработать определенные правила  и наставления.

Педагогика —  совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной  подготовки подрастающего поколения  к жизни и деятельности. 

Педагогика —  наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и  подготовки подрастающего поколения  к жизни и деятельности.

Потребность передавать опыт от поколения к поколению  появилась, наряду с другими потребностями  человека, на самом раннем этапе  возникновения общества. Поэтому  практика воспитания первоначально  определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения  к младшему. Воспитание было таким  же общественным явлением, как и  любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и  вместе с ним, усложнялись процесс  и цели воспитания.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных  суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой  были правила поведения и отношения  между родителями и детьми.

До того как  зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого  этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных  песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они  обрели более «сухую», не иносказательную  форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Так, например, известно множество русских пословиц и  поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила —  где уменье, а где — и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и  сам не делай», «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь», «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Наука не пиво, в рот не вольёшь», «Повторение  — мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи —  век учись», «Учение — красота, а неучение — сухота».

С глубокой древности  была осознана роль материнского общения, с первых месяцев жизни ребенка. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными  средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла  ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти  в мир.

Тон и манеры поведения, вежливость в общении  составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно через народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с  окружающими людьми.

Однако наибольший интерес представляют разные институты  воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси.

Например, «кормильство»  — своеобразная форма домашнего  воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь  подбирал из числа воевод, знатных  бояр. При этом кормилец выполнял несколько  функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени  воспитанника. В обязанности кормильца  как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней  Руси — «дядьки». Дети воспитывались  у брата матери, то есть у родного  дяди. В свою очередь отец ребенка  принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались  оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.

Институт «кумовства»  — трансформация «дядьки» из воспитателя  племянников в своей семье  в духовного и нравственного  наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум»  и «кума» стали крестными отцом  и матерью.

Позже появились  институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера  грамоты были главными лицами народного  просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при  монастырях и церквах. Обучение детей  было тяжелым делом, требовавшим  времени и великой затраты  сил, чтобы научить немногому  — читать и писать.

История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церковный, государственный  и общественный.3

Информация о работе Предмет, специфика и задачи педагогики