Содержание
Под содержанием обычно понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устоявшихся привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. При проведении диагностических процедур полученные показатели формальной успеваемости, например, свидетельствуют именно о освоении содержания.
Формы организации педагогического процесса.
- Педагогическая форма – устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
- Процесс формообразования длителен. К примеру урок как форма обучения складывался более 100 лет, пока не был описан Я.А. Коменским, лишь затем начинает использоваться повсеместно. Первоначально под уроком понималось задание, которое нужно выполнить за определенный срок.
- Форма через принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. Подбором оптимальной формы достигается соотнесение учебного времени и объема информации, т.е. достижение учебных целей.
- В настоящее время более 1000 различных форм организации педагогического процесса.
- Простые – минимальное количество методов и средств, посвящены одной теме либо решают одну задачу. Составляют около 75 % всех существующих, иначе называются первичными, т.к. из них состоят все остальные формы.
- Пример: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные занятия, выставка, выпуск газеты, концерт и т.д.
- Составные – строятся на развитии простых форм или на их разнообразном сочетании.
- Пример: урок, конкурс умений, праздничный вечер, субботник, конференция, КВН, собрание и т.д.
- Комплексные – подборка простых и составных форм с определенной целью.
- Индивидуальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с учеником.
- Фронтальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками.
- Групповая форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу в учеников в таких группах.
- по составу учащихся:
- по месту работы:
- школьные (классы, лаборатории)
- внешкольные (дом, работа, экскурсия, поход и т.д.)
- по времени работы
- классные
- внеклассные (соревнование, кружок, факультатив и т.д.)
- по характеру управления учителем учебной деятельностью учеников
- репродуктивные
- проблемно-поисковые
- исследовательские
- по дидактическим целям: