Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:50, реферат
Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьника. Под ведущей деятельностью в советской детской психологии понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).
— развитие понятий (в 3—5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6—7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия);
—
развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепенный переход к операционному уровню;
— интерес
к половым органам, к рождению
детей: а)-фаллическая стадия психосексуального
развития (в 3—4 года); б) формирование и
преодоление Эдипова комплекса (в
5—6 лет), формирование внутренней совести,
цензора, моральных суждений;
— формирование целеустремленности, активности,
предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного
хода развития — пассивности, чувства
вины, склонности к подражению образцам;
— формирование
готовности к школе.
Критерии готовности ребенка к школе. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.
Л.С.
Выготский характеризует
Исследования
показали, что для школьников первого
класса с низким уровнем произвольности
характерен низкий уровень игровой деятельности.
После проведения с ними специальных игр
уровень их игровой деятельности заметно
повысился. Благодаря этому произошли
положительные изменения и в их произвольном
поведении'.
Данное новообразование является центральным при диагностике готовности ребенка к школе.
Для диагностики уровня сформированности произвольности можно использовать методику Д.Б. Эльконина, которая известна под названием «графический диктант».
Суть
этой методики в следующем. Детям
дается лист бумаги в клеточку. Указывается
точка отсчета. Учитель показывает ее
на доске, где работает с одним из учеников
(на доске имеется увеличенная копия листка).
После этого идет «диктант»: куда должен
двигаться ребенок от указанной точки
отсчета. Например, учитель говорит: «Вверх
на клеточку; на две клеточки вправо, на
одну влево и т.д.» Дети, следуя по маршруту,
указанному учителем, создают какой-то
узор. После этого предлагается работать
самостоятельно. Всего выполняется три-четыре
задания. Также под руководством Д.
Б. Эльконина был проведен интересный
эксперимент. Перед ребенком куча спичек.
Экспериментатор просит брать по одной
и перекладывать их в другое место. Правила
нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми
были дети 5, 6, 7 лет. Экспериментатор наблюдал
за детьми через зеркало Гезелла. Дети,
которые готовятся к школе, скрупулезно
выполняют эту работу и могут сидеть за
этим занятием час - Дети поменьше некоторое
время продолжают перекладывать спички,
а потом начинают что - то строить. Самые
маленькие привносят в эти занятия свою
собственную задачу. Когда происходит
насыщение, входит экспериментатор и просит
поработать еще: "Давай договоримся,
вот эту кучку спичек сделаем и все".
И более старший ребенок продолжал эту
однотонную, бессмысленную работу, потому
что он договорился со взрослым. Детям
среднего дошкольного возраста экспериментатор
говорил: "Я уйду, а Буратино останется".
Поведение ребенка менялось: он посматривал
на Буратино и делал все правильно. Если
несколько раз осуществлять это действие
с замещающим звеном, то и без Буратино
дети подчиняются правилу. Этот эксперимент
показал, что за выполнением правила лежит
система отношений ребенка со взрослым
человеком. Когда ребенок подчиняется
правилу, он встречает взрослого с радостью.
Итак, за
выполнением правила, считал Д. Б. Эльконин,
лежит система социальных отношений
между ребенком и взрослым. Сначала
правила выполняются в
Кроме произвольности, готовность к школе включает еще несколько важных новообразований. Следует отметить, что разные авторы акцентируют внимание на разных из них. Так, Д.Б. Эльконин указывает еще два: уровень владения средствами, прежде всего - знаково-символическими, а также умение учитывать позицию другого человека.
Важность умения использовать в деятельности знаково-символические средства подчеркивается многими специалистами. Так, Н.Г. Салмина считает, что к моменту поступления ребенка в школу у него должен быть сформирован такой вид знаково-символической деятельности, как замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет. Так, в игре ребенок замещает лошадку палочкой и скачет на ней верхом).
Кодирование - второй вид знаково-символической деятельности. Суть его в умении отобразить явление, событие в определенном алфавите, по определенным правилам.
Схематизация и, наконец, моделирование.
Ряд авторов включают в готовность определенный уровень общения ребенка (М.И. Лисина, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова).
Безусловно, это важный показатель готовности ребенка к школе. Именно в общении формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы. М.И. Лисина считает, что показателем готовности является уровень сформированности у ребенка внеситуативно-личностного общения. Этот вид общения характеризуется стремлением ребенка к сопереживанию и взаимопониманию.
Наконец,
Е.Е. Кравцова считает, что воображение
является центральным психологическим
новообразованием, обеспечивающим готовность
к школьному обучению'.
Очевидно,
что все названные
Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться. Выделяется несколько видов учебного моделирования. Л.И. Айдарова разработала несколько видов моделей, которые успешно используются при изучении русского языка: 1) модели конкретных явлений в виде драматизации (представление в роли), используемых в качестве моделей сообщения; 2) схематическое изображение слова, отражающее в нем характерные признаки определенной грамматической категории, и др.
Моделирование широко используется при решении математических задач. Например, Л.М. Фридман пишет, что текстовая задача - это «словесная модель заданной ситуации», а процесс решения задачи - это процесс преобразования модели. Главное состоит в том, чтобы уметь переходить от словесной к тематической модели. При этом ученик должен уметь построить ряд вспомогательных моделей - схемы, таблицы и т.п.
Решение задачи идет как переход от одной модели к другой: от текстовой модели к вспомогательным (таблицы, схемы); от них - к математическим, на которых и происходит решение задачи. Отсюда логично следует вывод о необходимости учета степени готовности детей к использованию моделей. Исследования показали, что приемы моделирования доступны уже дошкольникам. Л.А. Венгер и его сотрудники установили, что дошкольники успешно работают с тремя видами моделей: а) отражающими структуру отдельного объекта; б) отражающими структуру класса объектов; в) условно-символическими, отображающими не наглядные отношения.
Аналогично без определенного уровня развития общения ученик не сможет выделить и принять учебную задачу, включиться в совместную деятельность и осознать в ней свою позицию и позицию партнера, и т.д.
Заканчивая рассмотрение готовности ребенка к школе, мы видим, что однозначного решения о слагающих ее компонентах пока нет. Но все ведущие специалисты считают, что ориентироваться надо на новообразования, на то, что составляет завтрашний день развития, а не на то, что уже сложилось у ребенка, что он может делать самостоятельно.
«Педагогика
- писал Л.С. Выготский, - должна ориентироваться
не на вчерашний, а на завтрашний день
детского развития. Только тогда она сумеет
вызвать в процессе обучения к жизни те
процессы развития, которые сейчас лежат
в зоне ближайшего развития»'.
Так, мы видели, что у детей этого возраста еще не развились ни произвольная память, ни произвольное внимание, но произвольность уже зародилась. И она, при выполнении ребенком с помощью учителя требований учебной деятельности, постепенно приведет к развитию и произвольной памяти, и произвольного внимания, и умения произвольно вести наблюдение.
Деятельность
учения, которая в качестве ведущей
приходит на смену игровой, поведет
развитие детей начальной школы
дальше, позволит им овладеть всеми
основными сторонами своей
Психологические особенности младшего школьного возраста (6-11 лет)
— перестройка познавательных процессов — формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ — развитие саморегуляции поведения, воли;
— усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
— овладение навыками домашнего труда;
— расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;
— игры
развивающие занимают второе место
после учебы — формирование самооценки
на основе оценивания учителями и
достигнутых результатов в
— формируются уверенность в себе, компетентность либо в
случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей
формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности,
фрустрированность, потеря интереса к учению,
«школьные неврозы».
действия по инструкции взрослого; 3) «Образец и правило» и
«Оценка критичности» — умение исправить свою ошибку на материале методики «Образец и правило»; 4) беседа о школе.
При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс. Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся научаются управлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, искать лучшие пути ее достижения.
Информация о работе Педагогические методы формирования учебной деятельности младших школьников