Педагогические методы формирования учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:50, реферат

Описание работы

Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьника. Под ведущей деятельностью в советской детской психологии понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).

Работа содержит 1 файл

Понятие учебной Де.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

приемом нерациональным, трудоемким и отнимающим в силу большого объема

материала очень  много времени. Поэтому старшеклассники, овладевшие

правильными учебными навыками и привыкшие самостоятельно работать над

рационализацией своего умственного труда, контролируют себя, намечая в уме

план ответа. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит,

он хорошо помнит содержание.

      Со всем этим учителю следует  познакомить родителей, чтобы  они были в

состоянии в  нужный момент прийти своим детям  на помощь. Конечно, многие

школьники осваивают  все эти приемы самостоятельно. Но многим требуется

помощь взрослых. Причем разная. Иногда достаточно бывает натолкнуть мысль

школьника на рациональные приемы самоконтроля. Иногда же нужно объяснять

все подробно тратить  время на освоение этих приемов. Наконец, нужно иметь в

виду, что некоторые  из учеников, хорошо овладевшие приемами учебной работы,

контроля и  самооценки, основываясь на своем  большом индивидуальном опыте,

иногда вообще отказываются от контроля как специального действия,

завершающего  работу над материалом. Текущий контроль осуществляемый ими в

ходе приготовления  урока, подчас даже не осознанный, дает им вполне

надежное представление  о том, насколько хорошо выучен сегодняшний урок.

Как правило, такие  ученики без всяких попыток воспроизведения  материала

могут точно  сказать, на какую отметку они  выучили урок. Полное повторение

заданного урока  самому себе, как будто бы это  ответ в классе, становится

резервным приемом, используемым только в случае возникающих трудностей. К

сожалению, это  момент между школьников и его  родителями. Заметив, что сын

или дочь перестали  видимым образом проверять себя, родители решают, что те

просто обленились и начинают халтурить в учебе. А потому со всей силой

родительского авторитета начинают требовать, чтобы  дети вернулись к

развернутому  действию самоконтроля. По существу своему это требование,

чтобы школьник вернулся к способу работы, который  он давно перерос.

Естественно, что требования родителей кажутся ему бессмысленными. Учитель и

здесь должен быть готов прийти на помощь своим грамотным  советом,

убедительно разъяснить родителям, в чес заключается  дело.

      И все таки проблема контроля  и самооценки постоянно остается  на

повестке дня даже в тех случаях, когда старшеклассники полностью овладели

этим умением. Только эта проблема несколько меняет свое содержание. Теперь

важно уже не просто научить школьника контролировать и оценивать себя, а

добиваться того, чтобы эта оценка отражала действительное положение дел и

была насколько  это возможно, устойчивой. Ведь в  подростковом и юношеском

возрасте внутренний мир человека только формируется, он переменчив и

противоречив. В  этом период очень часто глубокая неуверенность в себе

причудливым образом сочетается со своеобразным гонором, с непомерно высокой

оценкой своих  достижений. Естественно, что это  распространяется и на дела

связанные со школой. Поэтому и получается, что из всех компонентов учебной

деятельности  контроль и самооценка являются наиболее уязвимыми для всех

посторонних влияний. 
 
 
 
 
 
 

Литература 

Матис Т.А.: “Контроль  и оценка результатов обучения в  начальной  школе”,

  журнал “Начальная  школа”, № 4, 1999 г. 

 Онищука В.А.: “Дидактика современной школы”, Киев “Радянська школа”  1987

  г. 

   Попуянов  Ю.А.:  “Формирование  оценки  на  начальном   этапе   учебной

  деятельности, журнал “Начальная школа”, №  7, 1999 г. 

  Солдатов  Г.: “Оценки и отметки”, журнал  “Начальная школа”, № 2, 1998 г. 

 Яковлев Н.М.: “Методика и техника урока в школе”, Москва  “Просвещение”,

  1985 г. 

Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с. 

Давыдов В.В., Ломпшер  И., Маркова А.К. Формирование учебной  деятельности школьника. М., 1982. 

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 

Ильясов И.И. Структура  процесса учения. М., 1986. 

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. 

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности  человека. М., 1996. 
 
 
 
 

Глава 3 Особенности формирования учебной деятельности младших   школьников. 

      Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в  психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Она является добровольным занятием ребенка: хочет - играет, не хочет - не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность должна быть теперь ведущей для ребенка. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.

      Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений ребенка как в семье, так и в школе. Дома, с одной стороны, к его жизни, его занятиям более уважительное отношение, чем к дошкольным играм. Одновременно к нему предъявляются более строгие требования. В школе главное лицо - это учитель. От него исходят все основные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с воспитателем детского сада. Первое время учитель для ребенка - чужой человек, и малыш невольно испытывает страх, робость перед ним. Отношения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых детей, нет друзей, с которыми ребенок привык общаться. В садике ученики первого класса были старшими, в школе стали малышами. Не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни. Некоторые первоклассники чувствуют себя скованно; другие - наоборот, бывают перевозбуждены, трудно управляемы.

        Главная задача учителя - завоевать доверие учащихся, создать атмосферу доброжелательности, справедливости. При правильном отношении учителя через полтора-два месяца дети адаптируются к новым требованиям. Учитель становится для учеников главным лицом; его рекомендации, его пожелания не подлежат сомнению; даже отношение к другим ученикам опосредуется отношением к ним учителя.

      Естественно встает вопрос о том, а имеем ли мы право предъявлять эти требования ребенку шести лет, готов ли он к выполнению новых требований, по силам ли они ему. Мы рассмотрим кратко два основных аспекта готовности ребенка к школе: физическую и психическую.

      3.1. Физические возможности шестилеток

 

      По  имеющимся в науке данным, анатомо-физиологическое  развитие шестилетнего ребенка достигает  уровня, требуемого учебной деятельностью. Но организм ребенка в этом возрасте интенсивно развивается, что требует создания для него соответствующих условий. Так, незаконченность окостенения скелета открывает большие возможности для физического воспитания, для занятий различными видами спорта. Но эта особенность скелета требует постоянного внимания к размерам мебели, к тому, как ребенок сидит, не перегружен ли письменными заданиями, имеет ли возможность своевременно свободно подвигаться и т.д. Шестилетний ребенок быстро утомляется и поэтому нуждается в соответствующем режиме работы.

      Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Физическое развитие школьника требует не только постоянного внимания учителя, но и систематического наблюдения врача'. 

      Надо  помнить, что у ребенка возникает  целый ряд серьезных трудностей. Прежде всего у него устанавливается новый распорядок жизни: вставать в определенное время, на уроках сидеть спокойно, выполнять разные задания и в школе, и дома. Поэтому учитель должен не только предъявлять к детям необходимые требования, но и помогать им, поощрять и поддерживать их.

       

      3.2 Психическая готовность к школе

 

      Мотивационно-потребностная  готовность. Говоря о психической готовности ребенка к учебной деятельности, прежде всего необходимо рассмотреть мотивационно-потребностныий аспект. Важно знать, есть ли у ребенка потребность в новой деятельности, хочет ли он заниматься ею, заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель учения.

        Как показали специальные исследования, семилетки и шестилетки существенно различаются в этом отношении.

      Так, И.В. Иметадзе провел сравнение двух групп детей:

      а) дети пяти лет и восьми месяцев - шести лет и двух месяцев, которые  поступали из детсада в подготовительные классы школы; б) дети шести лет восьми месяцев - семи лет двух месяцев , которые  непосредственно из детсада поступали  в первый класс школы

      Выяснилось, что желание пойти в школу  есть у всех детей второй группы и у большинства детей первой группы. Однако половина детей первой группы не проявляла никакой активности для подготовки к школе, дети же второй группы этим жили.

      Когда детей той и другой группы спросили, хотели бы они остаться в садике, то оказалось, что больше половины детей первой группы предпочитают ходить в детсад, а не в школу. Во второй группе таких детей не было.

      Если  обратиться к предметам, которыми предпочитают заниматься шестилетки и семилетки, то обнаружим следующую картину: подавляющее большинство шестилеток указывает в качестве любимых предметов рисование и ручной труд, и лишь 5,3% детей - математику. Среди семилеток 46% детей в качестве любимого предмета называют математику, 24% - родной язык.

      Ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие  его стремиться к школьной жизни.

      Фактически  эти мотивы можно разделить на две группы. Первая - главная - желание  занять новую позицию. Ребенок уже  знает, что позиция школьника  имеет высокую оценку в глазах взрослых. В учении малыш видит деятельность, которая делает его более взрослым и которая оценивается окружающими как важная, общественно значимая. Разумеется, к такому видению учебной деятельности ребенок подготовлен взрослыми. К этому возрасту малыш уже знает о многих профессиях; больше того - в играх он имитирует деятельность, соответствующую некоторым из них. И он хорошо знает, что люди всему учатся, что без этого нельзя стать ни летчиком, ни врачом, ни мореплавателем. В подавляющем большинстве случаев дети приходят в школу любознательными, готовыми к познанию.

      Вторая  группа мотивов, побуждающих ребенка  стремиться к позиции школьника, связана с внешней атрибутикой: новым видом одежды, ранцем, учебниками и т.д. Обычно вся семья участвует в «оснащении» будущего школьника. Первое сентября - праздник всей семьи. И ребенок трепетно ждет этого дня, торопит его приход.

В семье моих друзей девочка Марина должна была впервые пойти в школу. Ранним утром первого сентября мать увидела, как девочка раскачивает маятник больших настенных часов. На вопрос матери, зачем она это делает, девочка ответила: «Он так медленно качается, мы опоздаем в школу».

      При этом особенно важно отметить, что  большинство первоклассников приходят в класс как в новый мир, в котором им откроется множество интересных вещей. Задача учителя - оправдать эти надежды, не угасить потребность в познании. К сожалению, далеко не все учителя справляются с решением этой задачи. Любознательность, брызжущая из первоклассников, у многих из них исчезает к третьему классу начальной школы. Иногда разочарование ребенка в школьной жизни наступает уже через неделю. Один ребенок идет в школу со слезами, другой просит отвести его в детсад, а третьи думают о том, когда закончится школьный этап жизни. Вот пример.

Информация о работе Педагогические методы формирования учебной деятельности младших школьников