Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:50, реферат
Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьника. Под ведущей деятельностью в советской детской психологии понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).
процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи,
фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания, Исходя из этого
оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной
школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок).
Отменяется оценка “очень плохо” (отметка 1). Это связано с тем, что
единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка
“плохо’Отменяется оценка “посредственно” и вводится оценка
“удовлетворительно”.
Формирование контроля и
Дело в том, что обычно ребята,
хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком
держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не
столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют
«скачкой мыслей»).сколько
в непонимании ими задач
Обычная в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в
следующем. Для того чтобы выучить, скажем, правило, ребенок садится и
пытается запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает
пропущенного или измененного им слова, хотя при этом нередко искажается
смысл самого правила. Прочитав материал 5-6 раз ребенок откладывает книгу и
заявляет: «Выучил». При этом ребенок не пользуется активным
воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством
контроля, он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться,
знает он его или нет. Он говорит: «Выучил», когда чувствует близость того,
что он запомнил, к оригиналу. То, что при этом могло выпасть какое-то слово
и измениться смысл правила он самостоятельно обнаружить не в состоянии.
Иногда у школьника возникает убеждение, что он»понял» и «знает» на том
основании, что в классе после объяснения учителя он смог привести верный
пример и заслужил одобрение.
Очень часто – особенно в старших классах – ощущение понятности,
возникающее при первом знакомстве с материалом, смешивается учащимися с
эффектом усвоения.
А дело заключается в том,
что прочитав один раз
закрыл учебник и больше к этому предмету не возвращался, не попытался сам
убедиться, запомнил он заданный урок или нет.
Но ведь само по себе
воспроизведения. Иначе установка на запоминание, о которой шла речь выше,
была бы просто излишней. Школьник, который не понимает этого, естественно и
не пытается убедиться, запомнил ли он то, что учил.
Все эти случаи характерны одним и тем же моментом – отсутствием
контроля за результативностью своего труда. По существу дела учащийся не
знает, выучил он урок или нет. Он может сказать, что он прочитал его
столько – то разно когда пытается оценить, каков же результат этого чтения,
здесь его оценки сплошь да рядом бывают ошибочны.
Несформированность контроля
заключаются встреченные им трудности в учебе. Ученик может только
констатировать факт: «Я не умею решать задач», «Я плохо выучиваю
стихотворения» – и не понимать, что же именно вызывает трудность, что
мешает решить задачу или выучить стихотворение. Если начать их
расспрашивать, дети называют причины, подчас очень далекие от
действительности, ссылаясь на плохую память, на собственную неспособность.
Иногда в этих
случаях они воспроизводят
взрослыми. Например, простого вопроса: «Ты, что, торопишься, что ли?» –
бывает достаточно, чтобы ребенок все свои неудачи начал объяснять излишней
торопливостью, хотя на самом деле он вовсе не склонен к поспешной работе.
Необходимость сформировать у ребят – школьников контроль и самооценку
не вызывает никаких сомнений. Помощь родителей в этом деле может быть
просто неоценимой. С чего здесь следует начинать? Речь идет о начальных
классах и прежде всего необходимо довести до сознания ребенка со всей
ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам,
родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать
контролирующую функцию повторения. Необходимо приучить ребенка все
время (и в процессе работы и по ее окончании) сравнивать свою работу с
каким-то образцом: если это стихи, то с текстом, напечатанным в книге; если
«письмо», то с прописями и т.д. Нередко случается так, что в классе ребенок
действует совершенно правильно, потому что учитель постоянно напоминает об
этом. Но, готовя домашние уроки, словно забывает о необходимости сравнения
выполняемой работы с образцом. В качестве образца для сравнения может
выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы
лучших учеников.
Учителя в школе специально
обучают ребят приемам
Самостоятельная проверка своих действий и сверка результата с ответом при
всем их различии выполняют одну и ту же функцию – функцию контроля. Но тут
важно подчеркнуть, что первый навык самоконтроля может быть использован
только по прямому назначению, а второй иногда используется ребятами для
бессистемных манипуляций данными.
Вообще, чем раньше поймет школьник необходимость постоянно
самоконтроля, тем лучше. Учитель должен предупредить родителей, что очень
большую ошибку делают те из них, которые берут функцию контроля на себя и
стремятся как можно дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребенка
отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями
беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу и собирают ему
портфель ; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что
задано, и т.д.
Слов нет, на первых парах подобная помощи бывает нужна маленькому
школьнику. Но, оказывая ее взрослые должны все время помнить, что главная
цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого
ребенка. В противном случае ребенок, как правило, не чувствует
ответственности за плохо выполненное задание. Ну и что же их того, что
учительница поставила тройку, - рассуждает первоклассница. – Ведь эту
работу вчера просмотрела мама и была довольна». Аналогично ученик не
чувствует вины, если забыл что-то дома: и действительно, при чем тут он,
если портфель ему собирает бабушка. Если родители задержались на работе и
вовремя не посадили ребенка за уроки, он считает их виноватыми в плохой
отметке и заявляет им: «Из-за Вас получил двойку».
Короче говоря, помогать ребенку
с первых дней обучения
контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно
приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача,
которая встает перед взрослыми.
Необходимо, далее, предупредить
родителей о том, что с
времени, когда ребенок овладеет наиболее простыми формами контроля, им
необходимо будет проследить, чтобы первичное впечатление понятности урока
он не начал принимать за свидетельство того, что материал уже усвоен. Вот
обычные признаки кажущейся понятности задания: заявление ребенка, что он
может делать упражнения раньше, чем выучит правила; утверждения, что в
классе было так понятно объяснено, что учить и повторять совершенно не
требуется; уверения, что плохую отметку в классе он получил случайно, так
как забыл в момент, когда вызвали, но вообще-то он все знает хорошо и т.к.
В последнем случае ребенок иногда действительно может после опроса
припомнить дома забытый материал, а родители легко идут на поводу у своих
детей и часто готовы спорить с педагогом, доказывая, что их сын или дочь
знали заданное. Необходимо довести до родителей и самих учащихся ту простую
психологическую истину, что такое непроизвольное припоминание не может
служить показателем того, насколько хорошо был в действительности выучен
урок. Кроме того, нужно, чтобы ребенок понял, что само по себе
первоначальное понимание еще не обеспечивает уверенного ответа, когда его
вызывают на уроке. Если этот момент упустить из виду, то может получиться
парадоксальное явление, которое нередко ставить взрослых в тупик: чем лучше
объясняет учитель в классе новый материал, тем меньше начинают работать
ребята дома. А ведь по существу дела ничего странного нет. Это логически
вытекает из отождествления понимания с усвоением: зачем же учить, если все
понятно?Такую ситуацию учителю вообще трудно выявить без взаимодействия с
родителями. Без контакта с ними он вряд ли сможет узнать, что у некоторых
ребят появилось мнение, что он, учитель, настолько хорошо все объясняет,
что учить что-либо дома уже излишне.
По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем
и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому
меняются и приемы умственной работы школьника. Понятно, что и приемы
контроля должны также измениться. Вначале пересказ материала был
одновременно и способом заучивания, и способом контроля с течением времени
пересказ вслух или про себя становится по преимуществу методом разобраться,
выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее
значение имеют разные виды активной работы над ним.
Затем полный развернутый
ученик все
чаще проверяет прочность
логическую опорную схему материала. Повторять несколько раз заданный урок
во всей его полноте, как это требуется при ответе в классе, становится
Информация о работе Педагогические методы формирования учебной деятельности младших школьников