Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:50, реферат
Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьника. Под ведущей деятельностью в советской детской психологии понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).
повторении, углублении,
какие стороны учебной
какие необходимо сформировать.
Воспитательная функция
положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору
преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх
перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют
правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и
самоконтроль.
Эмоциональная функция
и отметки) создает определенный эмоциональную реакцию ученика.
Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление
трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд
«отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и
сверстниками.
Реализация этой важнейшей
заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна
соответствовать
эмоциональной реакции
огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность
в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение
соотносится с одним из главным законов педагогики начального обучения
младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального
благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя,
проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция
прогнозирования. Главная ее особенность – возможность проанализировать
причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного
процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень
анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать
оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и
недостатки в
организации педагогического
деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») и
осуществить корректировку
учебно-воспитательного
устанавливается
обратная связь между педагогом
и обучающимся
Требования к оцениванию.
Прежде всего необходимо
младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей
деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия
оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и
объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде
всего в том,
что оценивается результат
отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно
важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов,
троечников и невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в
соответствии с этим делением: отличнику – завышает, а троечнику – занижает.
Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени
сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое
значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его
отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю
и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только
сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает
участия в этой деятельности. Более того: его участие часто наказывается
(“не подсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а он у себя
нашел ошибку…). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что
оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему
самому.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной
деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои
результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к
работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного
общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на
“отлично”, правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от
работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы
становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию
оценочной деятельности школьников.
Приведем пример. Учитель проводит
диктант, перед сдачей
проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В
соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем
эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибку, что означает наличие у него навыка
самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а
поощрение. Но найдется учитель, который скажет: “Ученик должен сразу писать
без ошибок”. Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует
педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не
может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И
пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право
на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих
неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у
школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля,
безразличное отношение к оцениванию (“Зачем искать у себя ошибки, если
учитель все равно снизит отметку?” ). Противоречие, образующееся при такой
ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе,
так как вносит дискомфорт в отношении между обучаемым и обучающим, между
одноклассниками, детьми и родителями.
В процессе реализации
формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом
положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и
желания осуществлять самоконтроль, Сюда относятся: умение сравнивать
результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность
(неправильность)
выбора способа учебного
поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей
исправления.
Таким образом, система
отношений школьника и учебной среды. ученик превращается в равноправного
участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке
своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит
преодолеть.
Учитель применяет для
суждение.
Характеристика цифровой
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и
итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем
следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку
оценочных суждений учителя, увлечение “процентоманией”, субъективность
выставляемых отметок.
Следует не допускать
ориентировку на “среднюю” отметку, выведенную путем арифметических
подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим
данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня
подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом
ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие
баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант
по русскому языку “2”, так как допустил грубые ошибки при применении
пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти
правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что
первая “2’ недействительна, исправлена и не учитывается при выведении
итоговой отметки.
Таким образом, следует
единственного “орудия” формирования прилежания и мотивов учения и поощрять
отказ от формализма “процентомании”. Необходимо совершенствовать прежде
всего методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной
функции.
Еще одной важной проблемой
деятельности оценивания
подходы к использованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от
выставления отметок учащимся первого класса в течение всего первого года.
Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда,
когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком
случае ставиться “5”, в каких случаях отметка снижается). До введения
отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания –
звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в
данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и
отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.
Отметкой оценивается
только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты
сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает
Информация о работе Педагогические методы формирования учебной деятельности младших школьников