Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработать и экспериментально проверить эффективность исследований и мероприятий, направленных на повышение патриотической воспитанности детей дошкольного возраста.Задачи исследования:
1) подобрать, проанализировать и обобщить теоретические данные по проблеме
2) провести экспериментальную работу среди дошкольников по выявлению уровня их патриотической воспитанности;
3) внедрить новые формы воспитания патриота в детском саду и проверить их эффективность;
4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания………...……….6
1.2. Направления и принципы программы формирования и развития патриотизма………………………………………………………………………13
1.3. Глоссарий ………..………………………………………...…………22
Выводы по главе…………………………………………………………..25
Глава 2. Практика реализации развития патриотизма и диагностики патриотического воспитания
2.1. Содержание практического опыта……...…………………………...27
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте …………...……...34
2.3. Результаты педагогического опыта…………...…………………….52
2.4. Интернет-поддержка педагогического опыта….………...…...…....60
Выводы по главе…………………………………………………………..61
Заключение
1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта……………………………………………………………………………...63
2. Рефлексивное отношение к описанному опыту……………………...64
Список использованной литературы....................................................65

Работа содержит 1 файл

патриотическое воспитание в дет.саду.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Задание 3, «Моя мечта». Педагог организует беседу с детьми.

- Давайте мы подумаем, что бы мы сделали хорошего, полезного и доброго для своей страны? Я нач­ну, а вы — продолжите: мы могли бы поливать де­ревья, заботиться о птицах, убирать мусор... (ответы детей).

- Еще я предлагаю вам помечтать о том, какой подарок вы подарите своей Родине, когда вырастете. Кем вы будете, когда вырастете?

При этом можно предложить детям нарисовать свои «подарки», а затем объяснить, что они хотели этим сказать. Начало предложения придумывает взрослый: «Я мечтаю подарить своей Родине...», а дети продолжают.

 

Героико-патриотическое направление. По словам философа И.А. Ильина, ничто — ни природа, ни язык и традиции — не со­ставляет Родину, если не сочетается с активным присвоением ее духовного наследия, если не осмыс­ляется с точки зрения ценностей, которые лежат в основе ее культуры, православной культуры. Только так, по его мнению, можно понять душу на­рода, который живет на этой земле, его культуру и историческую миссию, ибо «Россия есть живая ду­ховная система, со своими историческими дарами и заданиями. Мало того, за ней стоит некий бо­жественный замысел, от которого мы не смеем отка­зываться».

В основе направления героико-патриотического воспитания ле­жит духовно-нравственное и культурное развитие, особый взгляд на жизнь, предполагающий «обретение Родины» как «дара Божье­го» каждым человеком и воспитание чувства возвы­шенной любви к ней, единение норм, ценностей и идеалов вокруг идеи служения Отечеству и духовно­го творчества.

Задание 1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом репродукции картины Васнецова "Богатыри". Его цель – сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси. Воспитатель рассказывает и показывает репродукцию картины Васнецова «Богатыри»: «Сегодня мы познакомимся с главным былинным героем - Ильей Муромцем. Вот он (показывает на картину "Богатыри" Васнецова) вместе со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем несет караульную службу на заставе. Они отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец - крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алеша Попович - сын попа. Но их объединяет одно - желание в трудную минуту помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.

Здесь, на картине, Илья Муромец стоит в центре, «богатырь богатырей», мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь русичей - так раньше называли жителей Древней Руси.

Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несёт свою нелёгкую службу, но былина, с которой вы сегодня познакомитесь, не о том, как они стоят в дозоре. Это рассказ о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал настоящим богатырём, узнаете о его первых подвигах».

Задание 2. Чтение и беседа по былине «Илья Муромец». Цель – продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, студёная водица, калики перехожие, чадо милое, жажда мучает. Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины: как назывались город и село, где родился Илья Муромец? Как он провёл свои первые 30 лет жизни? Кто помог ему избавиться от тяжёлого недуга? Благодаря какой волшебной силе Илья Муромец стал настоящим богатырём? Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления? Как называлось место, где он встретил Соловья-разбойника? Как Илья Муромец победил его? Куда направился Илья Муромец после победы над Соловьём-разбойником?

 

Национально-патриотическое воспитание

Задание 1, игровое. Педагог просит детей на­звать страну, в которой они живут, сказать, как од­ним словом называются люди, которые живут в этой стране. Выслушав ответы детей, продолжает: «Гражданин — это очень хорошее, важное слово. Чтобы понять это слово, я приглашаю вас в «круг ра­дости». Сейчас мы с вами по кругу возьмемся все вместе за эту голубую ленту, как будто это границы нашей Родины. Поднимем ее вверх и сделаем так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента — снару­жи. Что сделала ленточка с нами?» Затем детей про­сят рассказать, что они чувствовали, когда оказа­лись все вместе внутри границы, созданной с по­мощью ленточки; чем слово «граница» похоже на слово «гражданин»; что обозначат слово «гражда­нин»?

Задание 2, рисование на тему «Моя семья».

Задание 3, беседа. Детям показывают сюжетные картины с изображением природных и культурных достопримечательностей страны, труда людей. В это время организуется беседа с воспитанниками (уче­никами): «Чем особенна наша страна? Чем богата наша страна? Чем мы гордимся?.. Послушайте сти­хотворение, в котором тоже говорится о чувствах гордости и уважения к Родине:

Горжусь тобой и почитаю,

Тебя, любимая страна,

Что ты взрастила маму с папой,

И вот теперь растишь меня!

Как вы понимаете, что значит «гордиться своей страной»? Что значит «почитать ее»?

Задание 4, беседа. Детям предлагается ответить на вопрос: «Почему люди разных народов и нацио­нальностей живут в нашей стране в мире и согла­сии?» и рассказать о традициях гостеприимства своего народа, народных праздниках и обычаях.

 

III этап. Контрольный эксперимент

 

Методики диагностики патриотического воспита­ния могут быть направлены на исследование усло­вий данного процесса, содержания и методов воспи­тания, на оценку его результатов — изучение уровня сформированности патриотических представлений и чувств, а также их проявления в поведении ребен­ка, сформированности личностных качеств, харак­теризующих его как патриота.

Результаты проведенных мероприятий отражены в опросе детей средней, старшей и подготовительной группы. В опросе приняли участие дети дошкольного воз­раста, посещающие ДОУ города Тольятти «Лесовичок».

Опишем, как отвечали самые маленькие дети — воспитанни­ки средних групп.

Основные представления ребенка об окружающем мире, культуре, языке, о Родине начи­нают формироваться в семье. Поэтому опрос начался с блока вопросов о семье.

Многие из обследуемых детей называли только свои имена и фамилии. Отчество они вспоминали, ориентируясь на наводящие вопросы и подсказки вос­питателя. Не смогли назвать отчества, ориентируясь на имена своих родителей, только 26,4% воспитанни­ков ДОУ. В этих условиях вспом­нить отчество родителей оказалось еще сложнее: не смогли сориентироваться 47% воспитанников. Однако все дети хотят быть похожими на своих родителей, потому что «они добрые, красивые» и «их любят».

При ответе на вопрос, что такое семья, дети отве­чают, чаще всего ориентируясь на пространственно-временное объединение членов семьи в рамках од­ной квартиры: «Это где живет очень много людей в одной квартире»; «Семья — это мама и папа, дедуш­ка и бабушка, братишки и сестрички. Все живут вместе». Воспитанники этнокультурных групп фор­мируют понятие по тому же принципу, однако за­мечают более глубокие семантические оттенки: «Семья — это много человек в доме. И все не чужие. Живут вместе родные люди»; «Это дети, мама и па­па. Вместе дружно живем. Это семья и называется».

Дети любят свои семьи безоговорочно, потому что «там хорошо», «мама и папа хорошие», им, как младшим членам семьи, уделяется много внимания: «мне нравится», «мы гуляем вместе», «в ней дру­жу», «бабушка покупает мне конфеты» и т. д. Если что-то ребят не устраивает, то они это говорят сразу, не пытаясь хитрить, как более старшие дети: «старший брат забрал мою машинку», «я хотел бы еще скейт», или «хочу, чтобы у меня была целая гора ло­шадей».

И все-таки ради семьи дети готовы на многое: «по­могаю маме», «бабушке посуду мою», «убираю иг­рушки». В детском саду такое поведение повторяется («помогаю воспитателю складывать игрушки», «уби­раем игрушки», «хорошо ведем и кушаем», «никого не обижаю» и др.)» поэтому дети считают себя хоро­шими, умными и послушными. Если и называют какие-либо свои недостатки, то они касаются их непо­слушания взрослым: «я не сплю в тихий час, хожу», «непослушный», «много бегаю, кричу часто» и др. Иногда недостатки ассоциируются с тем, что ребенок еще чего-то не умеет: «не умею красиво рисовать».

Идеал поведения, однако, касается совершенно другого: «хочу стать сильным», «хотим быть краси­выми, добрыми», «хорошими человеками». И как следствие, дети хотят быть «любимыми». Воспитан­ники более старших групп почему-то об этом уже не мечтают.

Дети хотят вырасти врачами, воспитателями, пе­вицами, водителями, футболистами, хоккеистами, космонавтами, пилотами, спасателями и т. д. Назы­ваются профессии, с которыми дети чаще всего стал­киваются в своей жизни и которые ассоциируются у них со взрослыми. Разделения на мужские и женские профессии практически не заметно (кроме появления желания быть «певицей и красиво танцевать»). Девочки в ответ на вопрос, кем они будут, когда вырас­тут, говорят о том, что они станут «невестами и мамами», а мальчики – «мальчики вырастают — становятся креп­кими мужчинами», «мужем буду». В этом проявля­ются особенности формирования полоролевой идентификации.

Все дети без затруднений правильно назвали на­шу страну. Однако в перечислении других стран у детей средней группы произошла путаница: «Свет­логорск, Сочи, Польша, Германия». Остальные ре­бята из старшей и подготовительной группы справи­лись более успешно с задачей назвать страны мира.

Свое будущее практически все дети ассоциируют с «нашей страной Россией». При этом они еще недостаточно дифференцируют понятия ма­лой и большой Родины, столицы и страны. Уезжать из нее они тоже не собираются: «ведь здесь остались бы мама и папа, все бабушки», «буду скучать». Иск­лючение составляет отдых за рубежом, естественно, со всей семьей (8% ответов). Среди таких стран дети называют Турцию, Грецию, Египет. Кроме того, де­ти добавляют про Амери­ку и Англию, Германию и Японию, Венгрию и др.

Россию все дети считают своей Родиной потому, что «здесь мы родились», «живем тут (человек ведь живет на Родине, где родился)», «потому что она на­ша». На вопрос «Почему человек не может жить без Родины» дети отвечают следующим образом: «Человеку нужен дом. Он не может жить без дома и без Родины»; «Он хочет к себе домой»; «Он скучает по ней на другой стороне».

По мнению детей, их Родина однозначно является «хорошей»: «мне здесь нравится», «здесь все помо­гают друг другу, улыбаются», «она защищает лю­дей», «солдаты защищают нас от врагов». Такой оп­тимистический, «детский» взгляд характерен для всех воспитанников средней группы.

Они гордятся своей Родиной потому, что «здесь красиво», «она красивая и хорошая, здесь нет чужих», «здесь все сильное». Среди знаменитых людей, просла­вивших свою страну, дети называют сказочных ге­роев-богатырей, Иванушку-дурачка, А. Пушкина и Ю. Гагарина. Детей привлекают личности, которые защищали их Родину или которые что-то сделали впервые «во всем мире», например, «Юрий Гагарин первым полетел в космос».

 

Дети старшей группы называют свою фамилию, имя, отчество, но часто затрудняются назвать отчества родителей. При этом они хорошо ориентируются в именах бабушек и дедушек. Прак­тически не встречаются ответы типа: «Я не знаю. Ба­бушка с нами не живет». Кроме того, в понятие семьи дети включают оттенок, связанный с многочисленностью членов семьи. Например: «Семья — это родители, бабушка, дедушка... Когда много родных»; «Семья — это объединение родных: бабушка, дедушка, ма­ма, папа, брат и я»; «Это наша родня (дедушка, прадедушка, прабабушка, дядя, тетя), мама и папа, дети и крестные». Причем дети при перечислении членов семьи в первую очередь называют старшее по­коление семьи, а затем — более младшее.

Дети любят членов своей семьи, «потому что они все хорошие», «меня любят и дружат со мной» и говорят, что любят свою семью потому, что «меня ласкают, дарят подарки», «родные все де­лают так, как я хочу», хотя признаются, что близ­кие «меня любят за хорошее поведение», «мои ро­дители, родные и любимые», «делают все для меня», «красивые, умные, добрые, я их люблю».

В детском саду их любят, по мнению дошкольни­ков, за то, что «я очень хорошая», и за то, что «хоро­шо себя веду», «потому что я по­слушный».

Дети, которые любят себя и себе нравятся (95% ответов), считают, что их любят в семье и детском са­ду за положительные личностные качества и послу­шание, хорошее поведение: «Не огорчаю родителей и воспитателей», помощь старшим «Делаю подарки, угощаю детей, хорошо занимаюсь». 5% обследуе­мых детей возраста сказали, что не нравятся себе. Причина — «Плохо кушаю, не слуша­юсь, балуюсь».

Некоторые свои недостатки дети хотят исправить: «Иногда не слушаюсь и хочу исправить недостатки»; «Бываю злым. Иногда дерусь, даю сда­чу. Хочу исправиться и быть добрым, привлекатель­ным»; «Часто плачу и не хочу ухо­дить из детского сада. Хочу исправить этот недоста­ток»; «Бываю злая на всех», «много болтаю, дерусь, не мою руки, не расчесыва­юсь, боюсь темноты, животных, не умею что-то де­лать».

В будущем дети мечтают быть «хорошими», «доб­рыми и ласковыми», «сильными и смелыми», «храб­рым и мужественным, не нытиком», «не трусом, не бояться высоты», «научиться держать себя в руках».

Когда дети вырастут, они мечтают, с одной сторо­ны, стать «мамой, потому что люблю маленьких», «хирургом, потому что в семье все хирурги», «так­систом, чтобы всех людей возить», «воспитателем, потому что они уважают детей», «хоккеистом, пото­му что хочу быть сильным и смелым», «пожарным, потому что я люблю тушить дома, заборы, лес», «летчиком, потому что хочу сверху посмотреть на землю»; с другой стороны, «хирургом, потому что они денег много получают», «летчиком, потому что они много зарабатывают».

Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста