Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Цель: разработать и экспериментально проверить эффективность исследований и мероприятий, направленных на повышение патриотической воспитанности детей дошкольного возраста.Задачи исследования:
1) подобрать, проанализировать и обобщить теоретические данные по проблеме
2) провести экспериментальную работу среди дошкольников по выявлению уровня их патриотической воспитанности;
3) внедрить новые формы воспитания патриота в детском саду и проверить их эффективность;
4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания………...……….6
1.2. Направления и принципы программы формирования и развития патриотизма………………………………………………………………………13
1.3. Глоссарий ………..………………………………………...…………22
Выводы по главе…………………………………………………………..25
Глава 2. Практика реализации развития патриотизма и диагностики патриотического воспитания
2.1. Содержание практического опыта……...…………………………...27
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте …………...……...34
2.3. Результаты педагогического опыта…………...…………………….52
2.4. Интернет-поддержка педагогического опыта….………...…...…....60
Выводы по главе…………………………………………………………..61
Заключение
1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта……………………………………………………………………………...63
2. Рефлексивное отношение к описанному опыту……………………...64
Список использованной литературы....................................................65
Задание 3, «Моя мечта». Педагог организует беседу с детьми.
- Давайте мы подумаем, что бы мы сделали хорошего, полезного и доброго для своей страны? Я начну, а вы — продолжите: мы могли бы поливать деревья, заботиться о птицах, убирать мусор... (ответы детей).
- Еще я предлагаю вам помечтать о том, какой подарок вы подарите своей Родине, когда вырастете. Кем вы будете, когда вырастете?
При этом можно предложить детям нарисовать свои «подарки», а затем объяснить, что они хотели этим сказать. Начало предложения придумывает взрослый: «Я мечтаю подарить своей Родине...», а дети продолжают.
Героико-патриотическое направление. По словам философа И.А. Ильина, ничто — ни природа, ни язык и традиции — не составляет Родину, если не сочетается с активным присвоением ее духовного наследия, если не осмысляется с точки зрения ценностей, которые лежат в основе ее культуры, православной культуры. Только так, по его мнению, можно понять душу народа, который живет на этой земле, его культуру и историческую миссию, ибо «Россия есть живая духовная система, со своими историческими дарами и заданиями. Мало того, за ней стоит некий божественный замысел, от которого мы не смеем отказываться».
В основе направления героико-патриотического воспитания лежит духовно-нравственное и культурное развитие, особый взгляд на жизнь, предполагающий «обретение Родины» как «дара Божьего» каждым человеком и воспитание чувства возвышенной любви к ней, единение норм, ценностей и идеалов вокруг идеи служения Отечеству и духовного творчества.
Задание 1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом репродукции картины Васнецова "Богатыри". Его цель – сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси. Воспитатель рассказывает и показывает репродукцию картины Васнецова «Богатыри»: «Сегодня мы познакомимся с главным былинным героем - Ильей Муромцем. Вот он (показывает на картину "Богатыри" Васнецова) вместе со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем несет караульную службу на заставе. Они отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец - крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алеша Попович - сын попа. Но их объединяет одно - желание в трудную минуту помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.
Здесь, на картине, Илья Муромец стоит в центре, «богатырь богатырей», мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь русичей - так раньше называли жителей Древней Руси.
Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несёт свою нелёгкую службу, но былина, с которой вы сегодня познакомитесь, не о том, как они стоят в дозоре. Это рассказ о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал настоящим богатырём, узнаете о его первых подвигах».
Задание 2. Чтение и беседа по былине «Илья Муромец». Цель – продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, студёная водица, калики перехожие, чадо милое, жажда мучает. Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины: как назывались город и село, где родился Илья Муромец? Как он провёл свои первые 30 лет жизни? Кто помог ему избавиться от тяжёлого недуга? Благодаря какой волшебной силе Илья Муромец стал настоящим богатырём? Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления? Как называлось место, где он встретил Соловья-разбойника? Как Илья Муромец победил его? Куда направился Илья Муромец после победы над Соловьём-разбойником?
Национально-патриотическое воспитание
Задание 1, игровое. Педагог просит детей назвать страну, в которой они живут, сказать, как одним словом называются люди, которые живут в этой стране. Выслушав ответы детей, продолжает: «Гражданин — это очень хорошее, важное слово. Чтобы понять это слово, я приглашаю вас в «круг радости». Сейчас мы с вами по кругу возьмемся все вместе за эту голубую ленту, как будто это границы нашей Родины. Поднимем ее вверх и сделаем так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента — снаружи. Что сделала ленточка с нами?» Затем детей просят рассказать, что они чувствовали, когда оказались все вместе внутри границы, созданной с помощью ленточки; чем слово «граница» похоже на слово «гражданин»; что обозначат слово «гражданин»?
Задание 2, рисование на тему «Моя семья».
Задание 3, беседа. Детям показывают сюжетные картины с изображением природных и культурных достопримечательностей страны, труда людей. В это время организуется беседа с воспитанниками (учениками): «Чем особенна наша страна? Чем богата наша страна? Чем мы гордимся?.. Послушайте стихотворение, в котором тоже говорится о чувствах гордости и уважения к Родине:
Горжусь тобой и почитаю,
Тебя, любимая страна,
Что ты взрастила маму с папой,
И вот теперь растишь меня!
Как вы понимаете, что значит «гордиться своей страной»? Что значит «почитать ее»?
Задание 4, беседа. Детям предлагается ответить на вопрос: «Почему люди разных народов и национальностей живут в нашей стране в мире и согласии?» и рассказать о традициях гостеприимства своего народа, народных праздниках и обычаях.
III этап. Контрольный эксперимент
Методики диагностики патриотического воспитания могут быть направлены на исследование условий данного процесса, содержания и методов воспитания, на оценку его результатов — изучение уровня сформированности патриотических представлений и чувств, а также их проявления в поведении ребенка, сформированности личностных качеств, характеризующих его как патриота.
Результаты проведенных мероприятий отражены в опросе детей средней, старшей и подготовительной группы. В опросе приняли участие дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ города Тольятти «Лесовичок».
Опишем, как отвечали самые маленькие дети — воспитанники средних групп.
Основные представления ребенка об окружающем мире, культуре, языке, о Родине начинают формироваться в семье. Поэтому опрос начался с блока вопросов о семье.
Многие из обследуемых детей называли только свои имена и фамилии. Отчество они вспоминали, ориентируясь на наводящие вопросы и подсказки воспитателя. Не смогли назвать отчества, ориентируясь на имена своих родителей, только 26,4% воспитанников ДОУ. В этих условиях вспомнить отчество родителей оказалось еще сложнее: не смогли сориентироваться 47% воспитанников. Однако все дети хотят быть похожими на своих родителей, потому что «они добрые, красивые» и «их любят».
При ответе на вопрос, что такое семья, дети отвечают, чаще всего ориентируясь на пространственно-временное объединение членов семьи в рамках одной квартиры: «Это где живет очень много людей в одной квартире»; «Семья — это мама и папа, дедушка и бабушка, братишки и сестрички. Все живут вместе». Воспитанники этнокультурных групп формируют понятие по тому же принципу, однако замечают более глубокие семантические оттенки: «Семья — это много человек в доме. И все не чужие. Живут вместе родные люди»; «Это дети, мама и папа. Вместе дружно живем. Это семья и называется».
Дети любят свои семьи безоговорочно, потому что «там хорошо», «мама и папа хорошие», им, как младшим членам семьи, уделяется много внимания: «мне нравится», «мы гуляем вместе», «в ней дружу», «бабушка покупает мне конфеты» и т. д. Если что-то ребят не устраивает, то они это говорят сразу, не пытаясь хитрить, как более старшие дети: «старший брат забрал мою машинку», «я хотел бы еще скейт», или «хочу, чтобы у меня была целая гора лошадей».
И все-таки ради семьи дети готовы на многое: «помогаю маме», «бабушке посуду мою», «убираю игрушки». В детском саду такое поведение повторяется («помогаю воспитателю складывать игрушки», «убираем игрушки», «хорошо ведем и кушаем», «никого не обижаю» и др.)» поэтому дети считают себя хорошими, умными и послушными. Если и называют какие-либо свои недостатки, то они касаются их непослушания взрослым: «я не сплю в тихий час, хожу», «непослушный», «много бегаю, кричу часто» и др. Иногда недостатки ассоциируются с тем, что ребенок еще чего-то не умеет: «не умею красиво рисовать».
Идеал поведения, однако, касается совершенно другого: «хочу стать сильным», «хотим быть красивыми, добрыми», «хорошими человеками». И как следствие, дети хотят быть «любимыми». Воспитанники более старших групп почему-то об этом уже не мечтают.
Дети хотят вырасти врачами, воспитателями, певицами, водителями, футболистами, хоккеистами, космонавтами, пилотами, спасателями и т. д. Называются профессии, с которыми дети чаще всего сталкиваются в своей жизни и которые ассоциируются у них со взрослыми. Разделения на мужские и женские профессии практически не заметно (кроме появления желания быть «певицей и красиво танцевать»). Девочки в ответ на вопрос, кем они будут, когда вырастут, говорят о том, что они станут «невестами и мамами», а мальчики – «мальчики вырастают — становятся крепкими мужчинами», «мужем буду». В этом проявляются особенности формирования полоролевой идентификации.
Все дети без затруднений правильно назвали нашу страну. Однако в перечислении других стран у детей средней группы произошла путаница: «Светлогорск, Сочи, Польша, Германия». Остальные ребята из старшей и подготовительной группы справились более успешно с задачей назвать страны мира.
Свое будущее практически все дети ассоциируют с «нашей страной Россией». При этом они еще недостаточно дифференцируют понятия малой и большой Родины, столицы и страны. Уезжать из нее они тоже не собираются: «ведь здесь остались бы мама и папа, все бабушки», «буду скучать». Исключение составляет отдых за рубежом, естественно, со всей семьей (8% ответов). Среди таких стран дети называют Турцию, Грецию, Египет. Кроме того, дети добавляют про Америку и Англию, Германию и Японию, Венгрию и др.
Россию все дети считают своей Родиной потому, что «здесь мы родились», «живем тут (человек ведь живет на Родине, где родился)», «потому что она наша». На вопрос «Почему человек не может жить без Родины» дети отвечают следующим образом: «Человеку нужен дом. Он не может жить без дома и без Родины»; «Он хочет к себе домой»; «Он скучает по ней на другой стороне».
По мнению детей, их Родина однозначно является «хорошей»: «мне здесь нравится», «здесь все помогают друг другу, улыбаются», «она защищает людей», «солдаты защищают нас от врагов». Такой оптимистический, «детский» взгляд характерен для всех воспитанников средней группы.
Они гордятся своей Родиной потому, что «здесь красиво», «она красивая и хорошая, здесь нет чужих», «здесь все сильное». Среди знаменитых людей, прославивших свою страну, дети называют сказочных героев-богатырей, Иванушку-дурачка, А. Пушкина и Ю. Гагарина. Детей привлекают личности, которые защищали их Родину или которые что-то сделали впервые «во всем мире», например, «Юрий Гагарин первым полетел в космос».
Дети старшей группы называют свою фамилию, имя, отчество, но часто затрудняются назвать отчества родителей. При этом они хорошо ориентируются в именах бабушек и дедушек. Практически не встречаются ответы типа: «Я не знаю. Бабушка с нами не живет». Кроме того, в понятие семьи дети включают оттенок, связанный с многочисленностью членов семьи. Например: «Семья — это родители, бабушка, дедушка... Когда много родных»; «Семья — это объединение родных: бабушка, дедушка, мама, папа, брат и я»; «Это наша родня (дедушка, прадедушка, прабабушка, дядя, тетя), мама и папа, дети и крестные». Причем дети при перечислении членов семьи в первую очередь называют старшее поколение семьи, а затем — более младшее.
Дети любят членов своей семьи, «потому что они все хорошие», «меня любят и дружат со мной» и говорят, что любят свою семью потому, что «меня ласкают, дарят подарки», «родные все делают так, как я хочу», хотя признаются, что близкие «меня любят за хорошее поведение», «мои родители, родные и любимые», «делают все для меня», «красивые, умные, добрые, я их люблю».
В детском саду их любят, по мнению дошкольников, за то, что «я очень хорошая», и за то, что «хорошо себя веду», «потому что я послушный».
Дети, которые любят себя и себе нравятся (95% ответов), считают, что их любят в семье и детском саду за положительные личностные качества и послушание, хорошее поведение: «Не огорчаю родителей и воспитателей», помощь старшим «Делаю подарки, угощаю детей, хорошо занимаюсь». 5% обследуемых детей возраста сказали, что не нравятся себе. Причина — «Плохо кушаю, не слушаюсь, балуюсь».
Некоторые свои недостатки дети хотят исправить: «Иногда не слушаюсь и хочу исправить недостатки»; «Бываю злым. Иногда дерусь, даю сдачу. Хочу исправиться и быть добрым, привлекательным»; «Часто плачу и не хочу уходить из детского сада. Хочу исправить этот недостаток»; «Бываю злая на всех», «много болтаю, дерусь, не мою руки, не расчесываюсь, боюсь темноты, животных, не умею что-то делать».
В будущем дети мечтают быть «хорошими», «добрыми и ласковыми», «сильными и смелыми», «храбрым и мужественным, не нытиком», «не трусом, не бояться высоты», «научиться держать себя в руках».
Когда дети вырастут, они мечтают, с одной стороны, стать «мамой, потому что люблю маленьких», «хирургом, потому что в семье все хирурги», «таксистом, чтобы всех людей возить», «воспитателем, потому что они уважают детей», «хоккеистом, потому что хочу быть сильным и смелым», «пожарным, потому что я люблю тушить дома, заборы, лес», «летчиком, потому что хочу сверху посмотреть на землю»; с другой стороны, «хирургом, потому что они денег много получают», «летчиком, потому что они много зарабатывают».
Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста