Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:32, дипломная работа
ЦЕЛЬ: обоснование и исследование эффективности системного подхода к воспитательной деятельности.
Задачи:
проанализировать педагогическую литературу по проблемам становления и развития воспитательной системы оу.
выявить типы вс оу.
провести сравнительный анализ методик по изучению воспитанности учащихся у разных авторов
апробировать на практике мониторинг воспитанности учащихся
использовать индивидуально- личностный подход в изучение уровня воспитанности отдельных учащихся
сделать сообщении для родителей о состояние воспитательной системы на данном этапе развития
Введение………………………………………………………………………. ………3
Глава№1::Анализ проблем развития становления и продуктивности вс оу ………6
1.1 исторический обзор гуманистических воспитательных систем и их основные характеристики…………………………………………………………………………6
1.2 типы воспитательных систем в петербургских школах и особенности работы в них педагога организаторов…………………………………………………………..20
1.3 критерии эффективности воспитательных систем…………………………….26
1.4 сравнительная характеристика диагностик воспитанности у различных
авторов………………………………………………………………………………….30
Вывод…………………………………………………………………………………...40
Глава №2: Апробирование эффективности мониторинга воспитанности учащихся с последующей выработкой рекомендаций по повышению уровня воспитанности учащихся………………………………………………………………………………..41
2.1 условия проведения опытно- экспериментальной работы……………………...41
2.2 констатирующий эксперимент……………………………………………………41
2.3 формирующий эксперимент………………………………………………………47
2.4 контрольный эксперимент………………………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………………..57
Список литературы ……………………………………………………………………58
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно- профессиональная позиция педагога как воспитателя- это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во- первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовым для педагога, а во- вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Это и позволяет выяснит приводимая ниже диагностическая методика.
В ее основу положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная модель личностно- профессиональной позиции педагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока:
1) действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;
2) действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;
3) действия педагога
как субъекта формирования и
развития педагогического
4) действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявления их воспитательного потенциала.
Как осуществляется диагностика.
Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа - №1 и №2. главное при этом- соблюсти интервал между предъявлениями этих листов. Он должен составлять не менее одного дня! Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов, нейтрализовать возможные попытки «угадать» «правильный» ответ.
С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить. Какя из субъектностей педагога- воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста.
Данная диагностическая методика направлена на выявление ориентиров педагогического коллектива школы в сфере воспитания. Суть диагностики в следующем. По возможности всех педагогов школы просят заполнить опросный лист, состоящий из трех колонок. В первой колонки описываются саамы различные ситуации из школьной жизни- всего их 29. при этом педагогам предлагается определить, характерна ли та или иная описанная ситуация для его собственной школы и должна ли эта ситуация быть характерной для его школы. Таким образом, данная методика позволяет выявить как реальные ориентиры педагогического коллектива в сфере воспитания , так и идеальные представления педагогов школы о воспитании детей. Чтобы сделать результаты диагностики более объективными, опрос проводиться анонимно и без предварительного разъяснения его целей.
На наш взгляд данная диагностика является самой современной и технологичной в современной и педагогической литературе. Данное методическое пособие написано с позиции гуманистической педагогики, ставящей человека превыше всевозможных концепций, прграмм, технологий воспитания и строящейся на базовом принципе «не навреди». Поэтому мы решили использовать ее в наших практических исследованиях.
Вывод: проанализировав педагогическую литературу по проблемам становления и развития воспитательной системы образовательного учреждения, мы выявили, что в современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга типом, целями, задачами и другим.
Е.Н. Барышников говорил, что воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом образовательного учреждения, ведущей идеей, ради которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.
На одном из этапов становления воспитательной системы
моделируется образ выпускника образовательного
учреждения, в каждой воспитательной системе
он разный, как подчеркивает
Глава №2: Апробирование эффективности мониторинга воспитанности учащихся с последующей выработкой рекомендаций по повышению уровня воспитанности учащихся
2.1 условия проведения опытно- экспериментальной работы
Образовательное учреждение школа № 634 Приморского района. Эта школа относительно молодая, существует с !997 года, она носила статус « Школа Самосовершенствования и самореализации», в 2002 году получила звание « Школа года», в 2005 году прибавился еще и статус « Школы с углубленным изучением английского языка». В школе учиться 789 учащихся и работают 58 учителей. Основные исследования я проводила на 11 Б классе, в составе 14 человек. В моих исследованиях мне помогали ЗАМ директора по воспитательной работе Урывкова Н.Б., педагог- организатор Огурцова Т.Л. и классный руководитель.
2.2 Констатирующий эксперимент:
Цель: изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания.
Содержание исследования: (смотрите приложение №1).
Основные исследования проводились на 11Б классе, в составе 14 человек.
Интерпретация результатов: (смотрите рисунок № 1).
Таким образом из тринадцати показателей уровня воспитанности на самом высоком уровне:
- отношение к знаниям;
- отношение к отечеству;
-отношение к своему телесному Я;
- отношение к культуре;
- отношение к своему душевному Я;
На среднем уровне:
-отношение к земле;
- отношение к отношение к труду;
- отношение к миру;
- отношение к семье;
- отношение к человеку как к таковому;
На низком уровне:
- отношение к человеку как к иному;
-отношение к человеку как к другому;
- отношение к своему духовному Я,
Довольно часто при проведение фронтальных диагностических процедур возникает ситуация когда ответы того или иного респондента «выпадают» из общей массы. Исходя из вышеприведенных результатов, на основании ответов одного респондента, мы решили провести индивидуальное диагностическое собеседование. Мы выбрали данного респондента, так как, его ответы выражали антиценностное отношение к таким ценностям объектам, как отношение к другим людям (человек как другой, как Альтер- Эго (не Я); человек как иной (не такой как Я). Мы выбрали 3 ситуации.
Содержание исследования (смотрите приложение №7)
Вывод: в ситуации №1 подросток выбрал вариант «б» - это говорит о том, что у подростка существует готовность ко временному, но не решающему компромиссу; в ситуации №2 подросток выбрал вариант «в» - это означает, что для подростка сила неразрывно связана с великодушием; в ситуации №9 подросток выбрал вариант «а» - это говорит о том, что подросток предпочитает вести себя «как все», в том числе , «как все» проявлять нетерпимость.
- Методика изучения
уровня развития детского
Цель: выявление степени сплоченности детского коллектива.
Содержание исследования (смотрите приложение №2)
Вывод: уровень развития коллективических отношений находиться на довольно высоком уровне «Алый парус». В коллективе класса важно дружеское участие и заинтересованность делами друг друга, все это сочетается с принципиальностью и взаимной требовательностью.
- Анализ воспитательной системы школы:
Цель: определить тип воспитательной системы школы и соответствие ему содержания воспитательной работы.
Воспитательная система школы№
(личностно- ориентированная)
«Школа как единое социокультурное пространство развития личности и ее самоопределения и самореализации»
Цель: воспитание всестороннеразвитой личности.
Задачи:
Служба сопровождения:
Социальный педагог;
Педагог- организатор;
ЗАМ директора по воспитательной работе;
Психолог.
Вывод: тип воспитательной системы школы индивидуально- личностной ориентации, она находиться на этапе стабилизации: цели и задачи очевидны и общеприняты. Образовательное учреждение имеет четкую направленность с с углубленным изучением (английский язык). Учащиеся активно включены в процесс управления (клуб «Лидер», президентский совет). Взаимопроникновение учебной и внеурочной деятельности ( День Матери, Вахта памяти).
- Диагностика профессиональной
позиции педагога как
Цель: выявить позицию педагога как воспитателя.
В диагностики принимали участие педагог- организатор Огурцова Т.В. и ЗАМ директора по воспитательной работе Урывкова Н.Б.
Содержание исследования: (смотрите приложение №4)
Вывод: у обоих педагогов относительно сильная профессиональная позиция воспитателей.
- Беседа с ЗАМ директора по воспитательной работе.
Цель: выявить мнение ЗАМ директора по воспитательной работе об уровне воспитанности учащихся.
Педагогу были заданы 10 вопросов, следующего содержания:
Вывод: администрация
считает уровень воспитанности
учащихся удовлетворительным. Для его
выявления регулярно
2.3 Формирующий эксперимент
- ток шоу « Нужна ли семья?»
Цель: повышение ценностного отношения к семье, воспитание чувства ответственности за свою семью и своих близких.
Ток-шоу- одна из наиболее интересных форм организации воспитательного процесса. Класс делится на две группы, отстаивающие значение семьи или придерживающие различных точек зрения. Выбирается ведущий и направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга. При проведение ток- шоу были учтены следующие правила ведения дискуссии:
Ребята поднимали руку, чтобы высказаться, любое мнение или позиция аргументировалась фактами, примерами из жизни, признавалось право каждого иметь свою точку зрения, свое особое мнение, обсуждались точки зрения и взгляды, а не люди и личности, порядок выступлений определял ведущий.
Вывод: на наш взгляд, повысилось ценностное отношение к семье, определилась ее значимость, к тому же эта дискуссионная форма привлекательна для подростков тем, что можно поспорить с одноклассниками и учителем, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения.
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Содержание исследования (смотрите приложение №6)
Вывод : на наш взгляд, участники тренинга получили эмоциональное и физическое удовольствие от результатов тренинга.
- Доклад на родительское собрание
Цель: познакомить родителей с основными аспектами воспитательной работы школы.
Содержание исследования (смотрите приложение №5)
Вывод: удалось ознакомить и привлечь внимание родителей к оснавным аспектам воспитательной работы школы.
-Составление справки- отчета о воспитательной работе за 2009-2010 года.
Цель: приобрести навыки составления справки данного уровня.
Содержание исследования: (смотрите приложение №8)
Вывод: для начала мы выделили общую структуру составления справки, затем по аналогии вместе с ЗАМ директора по воспитательной работе мы составили справку за 2009-2010 учебный год. В справку вошли результаты качественного анализа (уровень воспитанности) и результаты количественного анализа ( перечень количественных показаний воспитательной системы).
Информация о работе Особенности воспитательных систем в современной школе