Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:32, дипломная работа
ЦЕЛЬ: обоснование и исследование эффективности системного подхода к воспитательной деятельности.
Задачи:
проанализировать педагогическую литературу по проблемам становления и развития воспитательной системы оу.
выявить типы вс оу.
провести сравнительный анализ методик по изучению воспитанности учащихся у разных авторов
апробировать на практике мониторинг воспитанности учащихся
использовать индивидуально- личностный подход в изучение уровня воспитанности отдельных учащихся
сделать сообщении для родителей о состояние воспитательной системы на данном этапе развития
Введение………………………………………………………………………. ………3
Глава№1::Анализ проблем развития становления и продуктивности вс оу ………6
1.1 исторический обзор гуманистических воспитательных систем и их основные характеристики…………………………………………………………………………6
1.2 типы воспитательных систем в петербургских школах и особенности работы в них педагога организаторов…………………………………………………………..20
1.3 критерии эффективности воспитательных систем…………………………….26
1.4 сравнительная характеристика диагностик воспитанности у различных
авторов………………………………………………………………………………….30
Вывод…………………………………………………………………………………...40
Глава №2: Апробирование эффективности мониторинга воспитанности учащихся с последующей выработкой рекомендаций по повышению уровня воспитанности учащихся………………………………………………………………………………..41
2.1 условия проведения опытно- экспериментальной работы……………………...41
2.2 констатирующий эксперимент……………………………………………………41
2.3 формирующий эксперимент………………………………………………………47
2.4 контрольный эксперимент………………………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………………..57
Список литературы ……………………………………………………………………58
1.2 Типы воспитательных систем в петербургских школах и особенности работы в них педагога организаторов.
Воспитательная
система рационально –
Всегда четко и логично
выстроена. Понятны аргументы, лежащие
в ее основании. Учащиеся и их родители
легко проговаривают
Цель воспитания в таких учреждениях чаще всего определяется перечнем следующих характеристик выпускника. Это человек:
- владеющий определенным
(жизненно необходимым)
- обладающий развитым
интеллектом, рационально мысля
- желающий и умеющий
получать знания и
Ведущими технологиями в этих воспитательных системах становятся технологии развивающего обучения, формирования познавательного интереса, информационного взаимодействия, ТРИЗ, эвристического и проблемного обучения, интеллектуального развития, совместного научного исследования, дифференцированного и индивидуального обучения.
В качестве структурных компонентов воспитательной системы рационально- образовательной ориентации ОУ Санкт- Петербурга были выявлены:
1. Деятельность Научного
общества учащихся, порой объединяющего
десятки разнообразных кружков,
2. логически придуманный подбор научно познавательных конкурсов,. Фестивалей, праздников, позволяющих сформировать внутреннюю познавательную мотивацию, определить возможности учащихся;
3. проведение предметных
недель , каждая из которых раскрывает
особое познавательное
4. школьные Олимпиады,
Дни знаний, позволяющие зафиксировать
достижения учащихся в
5. свод правил и
норм поведения в ОУ, контроль
за их соблюдением и коррекция
этих правил по мере необходимо
6. специализированные
классы и классы
7. система индивидуального обучения и самообучения;
8. психолого-диагностический центр, фиксирующий динамику интеллектуального развития детей;
9. прием учащихся в ОУ на основе разработанных требований к поступающему;
10. оздоровительно- воспитательная деятельность ОУ, позволяющая выдержать высокие учебные нагрузки и сохранить свое здоровье.
Воспитательная система культурно-нравственной ориентации
Представляет собой определенное культурное пространство, со своими традициями, символами, ритуалами, способами «проживания». Структура ВС сложна и может определятся различными моделями. Ее основные компоненты задаются не рациональной собранностью, а культурной принадлежностью.
Цель воспитания чаще всего определяется перечнем следующих характеристик выпускника. Это человек:
- носитель определенного типа человеческой культуры (или в крайнем случае, владеющей основными навыками данного типа культуры или обобщенного «культурного человека»);
- обладающий высоким
уровнем гуманитарного (
- имеющий осознанную нравственную позицию;
- творчески осваивающий и преобразующий мир человеческой культуры;
- способный к самореализации
своего потенциала в
Ведущими технологиями в этих ВС становятся: построение культурного пространства; культурные коммуникации; освоение различных видов искусства; развитие гуманитарного мышления; становление субъекта культуры, развитие речи, формирование эстетического вкуса, освоение иностранных языков, формирование нравственной позиции, развитие творческих способностей.
В качестве структурных компонентов ВС культурно-нравственной ориентации ОУ Санкт- Петербурга были выявлены:
- дополнительное образование
(музыкальное,
- школьные газеты, театры,
музеи, хореографическая
- экскурсии и посещения
культурных учреждений Санкт-
Петербурга, обеспечивающие встречу
учащихся с ценностями
- особый образ жизни
ОУ (собственный свод правил
- фестивали, выставки,
концерты, демонстрирующие лучшие
образцы освоения и
- этико-эстетический блок учебных предметов, на которых с учащимися ведется размышления о ценностях культуры, развивается гуманитарное мышление, осваивается необходимые философско-культурные понятия, происходит знакомство с произведениями искусства и культуры;
- оформление ОУ, задающее стиль и создающее необходимую атмосферу;
- форма учащихся и учителей;
- взаимодействие с
выпускниками школы,
- взаимодействие с
учереждениями-носителями
- специализированные (гуманитарные) классы, обеспечивающие необходимую глубину освоения культуры, формирование «носителей» культуры в среде учащихся;
Воспитательная система социальной ориентации
Представляет собой особую социальную среду, в которой происходит формирование и развитие человека с собой, людьми, миром, обеспечивающих ему возможность социальной адаптации и социального творчества в любой сфере человеческого бытия.
ОУ пытается выбрать и передать тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализоваться в условиях постоянно меняющегося социального пространства.
Цель воспитания определяется перечнем следующих характеристик выпускника. Это человек:
- осознающий и принимающий ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии;
- строящий свои отношения с
людьми на принципах
- социально-активный и
- знающий и уважающий права и законы человека, умеющий защитить свои права;
- реализующий свой
- способный участвовать в
В качестве структурных компонентов ВС социальной ориентации были выявлены:
- оказание социальной помощи, поддержки учащихся (материальная и медицинская помощь, защита прав);
- обучение социальным навыкам
(обучение безопасности жизни,
общение и коммуникация, самореабилитация,
социальная адаптация и
- деятельность органов
- организация школьной жизни по тематическим периодам, КТД, коллективные способы обучения;
- выездные лагерные сборы
- социально-психологические
- деятельность детских
- гуманно- демократический характер отношений в ОУ;
- работа с «трудными» учащимися,
- ролевые и деловые игры
- система взаимодействия семьи и школы;
- профориентационная
- социологические исследования
социального окружения ОУ (опросы,
тестирования, диагностика);
- валеологическая, спортивно- оздоровительная
деятельность;
Воспитательные системы индивидуально-личностной ориентации
Строятся на приоритете творческой индивидуальности человека, его способности к самоосуществлению, раскрытию и реализации индивидуально-личностного потенциала. Самоопределение человека в различных сферах становится основой учебно-воспитательного процесса.
Цель воспитания чаще всего определяется перечнем следующих характеристик. Это человек:
- ориентирующийся на гуманистические ценности: свобода и творчество, человеческая уникальность и индивидуальность;
- постигающий собственный
внутренний мир, имеющий
- взявший на себя
ответственность на выбор жизне
- способный к самоопределению и самореализации в различных сферах человеческого бытия;
- подвергающий рефлексии свою жизнедеятельность.
В качестве структурных компонентов ВС индивидуально-личностной ориентации ОУ Санкт-Петербурга были выявлены:
- учебные или факультативные
программы о человеке и его
проблемах (человековедение,
- учебные предметы
и факультативы по выбору, на
основе пожеланий учащихся и
родителей, платные образовател
- самообразование учащихся;
- социально-психологические
тренинги саморазвития, мотивации
достижения, причинных схем, личностной
причинности, гуманных
- психолого-педагогические
исследования особенностей
- система развития
творческих способностей (ТРИЗ, уроки
творчества, актерского мастерства,
праздники, фестивали,
- система дел, направленных на формирования мотивации успеха;
- самостоятельная деятельность
учащихся по организации
- деятельность детских
молодежных объединений и
- деятельность органов ученического самоуправления;
- индивидуальное
Особенности работы педагога-организатора в резных типах ВС ОУ
На примере типов ВС в Санкт- Петербурге.
Воспитательная система рационально-образовательной ориентации.
Педагог-организатор чаще всего встречается в данных образовательных учреждениях. Организует предметные недели, школьные олимпиады, деятельность научного общества учащихся, научно-познавательные конкурсы, фестивали, праздники;
Воспитательная система культурно-нравственной ориентации.
Педагог-организатор обеспечивает проведение праздников, конкурсов, фестивалей, деятельность творческих объединений детей, оказывающих помощь в организации внеурочной деятельности. Отвечает за соблюдение традиций, ритуалов, развитие символики;
Воспитательная система социальной ориентации.
Педагог-организатор обеспечивает условия для развития социальной активности учащихся, проводя праздники, конкурсы, КТД, лагерные сборы, ролевые игры. Помогает в создании школьного коллектива, оказывает помощь в деятельности ученического самоуправления. Работает по созданию школьного актива, способного повести за собой;
Воспитательные системы индивидуально-личностной ориентации.
Педагог-организатор обеспечивает условия учащимся для испытания своих возможностей, развития творческих способностей, самоопределения, самореализации, проводя конкурсы, турниры, творческие дела, лагерные сборы, ролевые игры. Помогает учащимся в организации досуга. Привлекает желающих к организации воспитательных мероприятий. Обеспечивает широкий выбор досуговой деятельности.
1.3 Критерии
эффективности воспитательных
Для оценки эффективности воспитательной системы, ее жизнеспособности необходимо учитывать качественные изменения, происходящие как в характеристиках отдельных субъектов воспитательной системы, так и в образе просветительного учреждения в целом. А.М. Рябченко и В.П. Добышева предлагают сопоставить следующий перечень количественных показателей воспитательной системы:
- число детей , участвующих
в работе различных кружков,
студий , секций, клубов,как в школе
так и внешкольных
- социальная активность,
проявляющаяся в количестве
- степень участия родителей
учащихся в общешкольных
- количество преступлений и правонарушений, совершаемых учащимися;
- число детей, поставленных на административный учет за факты асоциального поведения;
Однако несовершенство этого перечня видно уже из того, что в нем отсутствует характеристики педагогического коллектива – равноправного и не менее активного субъекта воспитательной системы.
Информация о работе Особенности воспитательных систем в современной школе