Особенности воспитательных систем в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:32, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: обоснование и исследование эффективности системного подхода к воспитательной деятельности.
Задачи:
проанализировать педагогическую литературу по проблемам становления и развития воспитательной системы оу.
выявить типы вс оу.
провести сравнительный анализ методик по изучению воспитанности учащихся у разных авторов
апробировать на практике мониторинг воспитанности учащихся
использовать индивидуально- личностный подход в изучение уровня воспитанности отдельных учащихся
сделать сообщении для родителей о состояние воспитательной системы на данном этапе развития

Содержание

Введение………………………………………………………………………. ………3
Глава№1::Анализ проблем развития становления и продуктивности вс оу ………6
1.1 исторический обзор гуманистических воспитательных систем и их основные характеристики…………………………………………………………………………6
1.2 типы воспитательных систем в петербургских школах и особенности работы в них педагога организаторов…………………………………………………………..20
1.3 критерии эффективности воспитательных систем…………………………….26
1.4 сравнительная характеристика диагностик воспитанности у различных
авторов………………………………………………………………………………….30
Вывод…………………………………………………………………………………...40


Глава №2: Апробирование эффективности мониторинга воспитанности учащихся с последующей выработкой рекомендаций по повышению уровня воспитанности учащихся………………………………………………………………………………..41
2.1 условия проведения опытно- экспериментальной работы……………………...41
2.2 констатирующий эксперимент……………………………………………………41
2.3 формирующий эксперимент………………………………………………………47
2.4 контрольный эксперимент………………………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………………..57

Список литературы ……………………………………………………………………58

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

 

1.2 Типы воспитательных  систем в петербургских школах  и особенности работы в них  педагога организаторов.      

Воспитательная  система рационально – образовательной ориентации

Всегда четко и логично  выстроена. Понятны аргументы, лежащие  в ее основании. Учащиеся и их родители легко проговаривают особенности  данного образовательного учреждения, его полезность для них, правила  и требования, к ним предъявляемые.

Цель воспитания в таких учреждениях чаще всего определяется перечнем следующих характеристик выпускника. Это человек:

- владеющий определенным (жизненно необходимым) запасом  знаний (способов их получения);

- обладающий развитым  интеллектом, рационально мыслящий;

- желающий и умеющий  получать знания и использовать  их на практике.

Ведущими технологиями в этих воспитательных системах становятся технологии развивающего обучения, формирования познавательного интереса, информационного  взаимодействия, ТРИЗ, эвристического и проблемного обучения, интеллектуального развития, совместного научного исследования, дифференцированного и индивидуального обучения.

В качестве структурных  компонентов воспитательной системы  рационально- образовательной ориентации ОУ Санкт- Петербурга были выявлены:

1. Деятельность Научного  общества учащихся, порой объединяющего  десятки разнообразных кружков,  факультативов, объединений по  предметам, в которых занимаются  учащиеся 1-11 классов ;

2. логически придуманный  подбор научно познавательных  конкурсов,. Фестивалей, праздников, позволяющих сформировать внутреннюю познавательную мотивацию, определить возможности учащихся;

3. проведение предметных  недель , каждая из которых раскрывает  особое познавательное пространство  и позволяет выявить и развить интересы и возможности учащихся в нем;

4. школьные Олимпиады,  Дни знаний, позволяющие зафиксировать  достижения учащихся в познавательном  процессе;

5. свод правил и  норм поведения в ОУ, контроль  за их соблюдением и коррекция  этих правил по мере необходимости (устарели, перестали работать и т. д.);

6. специализированные  классы и классы дифференцированного  обучения, создающие условия для  индивидуализации учебно- воспитательного  процесса;

7. система индивидуального  обучения и самообучения;

8. психолого-диагностический центр, фиксирующий динамику интеллектуального развития детей;

9. прием учащихся в  ОУ на основе разработанных  требований к поступающему; 

10. оздоровительно- воспитательная  деятельность ОУ, позволяющая выдержать  высокие учебные нагрузки и  сохранить свое здоровье.

Воспитательная  система культурно-нравственной ориентации

Представляет собой  определенное культурное пространство, со своими традициями, символами, ритуалами, способами «проживания». Структура  ВС сложна и может определятся  различными моделями. Ее основные компоненты задаются не рациональной собранностью, а культурной принадлежностью.

Цель воспитания чаще всего определяется перечнем следующих  характеристик выпускника. Это человек:

- носитель определенного  типа человеческой культуры (или  в крайнем случае, владеющей основными навыками данного типа культуры или обобщенного «культурного человека»);

- обладающий высоким  уровнем гуманитарного (диалогического- М.М. Бахтин) типа мышления;

- имеющий осознанную  нравственную позицию;

- творчески осваивающий и преобразующий мир человеческой культуры;

- способный к самореализации  своего потенциала в пространстве  петербургской культуры.

Ведущими технологиями в этих ВС становятся: построение культурного  пространства; культурные коммуникации;  освоение различных видов искусства; развитие гуманитарного мышления; становление субъекта культуры, развитие речи, формирование эстетического вкуса, освоение иностранных языков, формирование нравственной позиции, развитие творческих способностей.

В качестве структурных  компонентов ВС культурно-нравственной ориентации ОУ Санкт- Петербурга были выявлены: 

- дополнительное образование  (музыкальное, хореографическое, художественное, театральное);

- школьные газеты, театры, музеи, хореографическая студия, объединяющие своей деятельностью весь коллектив ОУ;

- экскурсии и посещения  культурных учреждений Санкт-  Петербурга, обеспечивающие встречу  учащихся с ценностями петербургской  культуры;

- особый образ жизни  ОУ (собственный свод правил поведения,  ритуалов, традиций, праздников), несущий в себе основные ценности выбранного типа культуры и «пропитывающий» ими каждого учащигося;

- фестивали, выставки, концерты, демонстрирующие лучшие  образцы освоения и преобразования  данного типа культуры; 

- этико-эстетический  блок учебных предметов, на которых с учащимися ведется размышления о ценностях культуры, развивается гуманитарное мышление, осваивается необходимые философско-культурные понятия, происходит знакомство с произведениями искусства и культуры;

- оформление ОУ, задающее  стиль и создающее необходимую атмосферу;

- форма учащихся и  учителей;

- взаимодействие с  выпускниками школы, демонстрация  их в качестве культурного  образца;

-  взаимодействие с  учереждениями-носителями подобного  типа культуры, позаоляющее найти  единомышленников, посмотреть на себя со стороны;

- специализированные (гуманитарные) классы, обеспечивающие необходимую  глубину освоения культуры, формирование  «носителей» культуры в среде  учащихся;

Воспитательная  система социальной ориентации

Представляет собой  особую социальную среду, в которой происходит формирование и развитие человека с собой, людьми, миром, обеспечивающих ему возможность социальной адаптации и социального творчества в любой сфере человеческого бытия.

ОУ пытается выбрать  и передать тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализоваться в условиях  постоянно меняющегося социального пространства.

Цель воспитания определяется перечнем следующих характеристик  выпускника. Это человек:

- осознающий и принимающий ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии;

- строящий свои отношения с  людьми на принципах равноправия  и ненасилия;

- социально-активный и законопослушный;

- знающий и уважающий права  и законы человека, умеющий защитить свои права;

- реализующий свой индивидуально-личностный  потенциал при выполнение различных  социальных ролей;

- способный участвовать в творческом  преобразовании социальной действительности.

В качестве структурных компонентов  ВС социальной ориентации были выявлены:

- оказание социальной помощи, поддержки  учащихся (материальная и медицинская  помощь, защита прав); 

- обучение социальным навыкам  (обучение безопасности жизни,  общение и коммуникация, самореабилитация,  социальная адаптация и ориентация, социально-правовое образование);

- деятельность органов родительского  и ученического самоуправления, создание условий для успешной  работы;

- организация школьной жизни  по тематическим периодам, КТД,  коллективные способы обучения;

- выездные лагерные сборы различной тематики и способов проведения, которые позволяют методом погружения решать педагогические задачи;

- социально-психологические тренинги  как для отдельных классов,  так и для отдельных групп  учащихся, по выявлению социальных  проблем, коммуникативной культуры и т.п.;

- деятельность детских объединений  и организаций;

- гуманно- демократический характер отношений в ОУ;

- работа с «трудными» учащимися,  профилактика правонарушений, индивидуальные  беседы и консультации, взаимодействия  с правоохранительными органами;

- ролевые и деловые игры социальной  направленности (коммуникативные, экономические,  правовые, освоение различных социальных  ролей);

- система взаимодействия семьи  и школы;

- профориентационная деятельность (договоры с ВУЗами, беседы, встречи,  экскурсии);

- социологические исследования  социального окружения ОУ (опросы, тестирования, диагностика); 
- валеологическая, спортивно- оздоровительная деятельность;

             Воспитательные системы индивидуально-личностной ориентации

Строятся на приоритете творческой индивидуальности человека, его способности к самоосуществлению, раскрытию и реализации индивидуально-личностного потенциала. Самоопределение человека в различных сферах становится основой учебно-воспитательного процесса.

Цель воспитания чаще всего определяется перечнем следующих характеристик. Это человек:

-  ориентирующийся  на гуманистические ценности: свобода  и творчество, человеческая уникальность  и индивидуальность;

- постигающий собственный  внутренний мир, имеющий потребность  в самопознании  и самореализации;

- взявший на себя  ответственность на выбор жизненного пути;

- способный к самоопределению   и самореализации в различных  сферах человеческого бытия;

- подвергающий рефлексии  свою жизнедеятельность.

В качестве структурных  компонентов ВС  индивидуально-личностной ориентации ОУ Санкт-Петербурга были выявлены:

- учебные или факультативные  программы о человеке и его  проблемах (человековедение, культура  жизненного самоопределения, философия  творчества и т.д.);

- учебные предметы  и факультативы по выбору, на  основе пожеланий учащихся и  родителей, платные образовательные услуги;

- самообразование учащихся;

- социально-психологические  тренинги саморазвития, мотивации  достижения, причинных схем, личностной  причинности, гуманных взаимоотношений  и т.д.;

- психолого-педагогические  исследования особенностей развития, способностей и возможностей учащихся, поиск индивидуального пути освоения мира, самоопределения;

- система развития  творческих способностей (ТРИЗ, уроки  творчества, актерского мастерства, праздники, фестивали, творческие  дела);

- система дел, направленных на формирования мотивации успеха;

- самостоятельная деятельность  учащихся по организации досуга, самореализации;

- деятельность детских  молодежных объединений и организаций,  которыми руководят учащиеся  или выпускники школ;

- деятельность органов  ученического самоуправления;

- индивидуальное консультирование  и помощь учащимся по их  просьбам.

             Особенности работы педагога-организатора  в резных типах ВС ОУ 

На примере типов  ВС в Санкт- Петербурге.

Воспитательная система  рационально-образовательной ориентации.

Педагог-организатор  чаще всего встречается в данных образовательных учреждениях. Организует предметные недели, школьные олимпиады, деятельность научного общества учащихся, научно-познавательные конкурсы, фестивали, праздники;

 

Воспитательная система культурно-нравственной ориентации.

Педагог-организатор  обеспечивает проведение праздников, конкурсов, фестивалей, деятельность творческих объединений детей, оказывающих  помощь в организации внеурочной деятельности. Отвечает за соблюдение традиций, ритуалов, развитие символики;

Воспитательная система  социальной ориентации.

Педагог-организатор  обеспечивает условия для развития социальной активности учащихся, проводя  праздники, конкурсы, КТД, лагерные сборы, ролевые игры. Помогает в создании школьного коллектива, оказывает помощь в деятельности ученического самоуправления. Работает по созданию школьного актива, способного повести за собой;

Воспитательные системы  индивидуально-личностной ориентации.

Педагог-организатор  обеспечивает условия учащимся для испытания своих возможностей, развития творческих способностей, самоопределения, самореализации, проводя конкурсы, турниры, творческие дела, лагерные сборы, ролевые игры. Помогает учащимся в организации досуга. Привлекает желающих к организации воспитательных мероприятий. Обеспечивает широкий выбор досуговой деятельности.    

 

1.3 Критерии  эффективности воспитательных систем.

                                        Количественная оценка.

Для оценки эффективности  воспитательной системы, ее жизнеспособности необходимо учитывать качественные изменения, происходящие как в характеристиках отдельных субъектов воспитательной системы, так и в образе просветительного учреждения в целом.  А.М. Рябченко и В.П. Добышева предлагают сопоставить следующий перечень количественных показателей  воспитательной системы:

- число детей , участвующих  в работе различных кружков,  студий , секций, клубов,как в школе  так и внешкольных учереждениях  дополнительного образования;

- социальная активность, проявляющаяся в количестве участников и чесле акций общественно- полезных дел, милосердия, экологического движения;

- степень участия родителей  учащихся в общешкольных воспитательных  и общественно- полезных акциях  и делах;

- количество преступлений  и правонарушений, совершаемых учащимися;

- число детей, поставленных  на административный учет за  факты асоциального поведения;

Однако несовершенство этого перечня видно уже из того, что в нем отсутствует  характеристики педагогического коллектива – равноправного и не менее  активного субъекта воспитательной системы.

Информация о работе Особенности воспитательных систем в современной школе