Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:32, дипломная работа
ЦЕЛЬ: обоснование и исследование эффективности системного подхода к воспитательной деятельности.
Задачи:
проанализировать педагогическую литературу по проблемам становления и развития воспитательной системы оу.
выявить типы вс оу.
провести сравнительный анализ методик по изучению воспитанности учащихся у разных авторов
апробировать на практике мониторинг воспитанности учащихся
использовать индивидуально- личностный подход в изучение уровня воспитанности отдельных учащихся
сделать сообщении для родителей о состояние воспитательной системы на данном этапе развития
Введение………………………………………………………………………. ………3
Глава№1::Анализ проблем развития становления и продуктивности вс оу ………6
1.1 исторический обзор гуманистических воспитательных систем и их основные характеристики…………………………………………………………………………6
1.2 типы воспитательных систем в петербургских школах и особенности работы в них педагога организаторов…………………………………………………………..20
1.3 критерии эффективности воспитательных систем…………………………….26
1.4 сравнительная характеристика диагностик воспитанности у различных
авторов………………………………………………………………………………….30
Вывод…………………………………………………………………………………...40
Глава №2: Апробирование эффективности мониторинга воспитанности учащихся с последующей выработкой рекомендаций по повышению уровня воспитанности учащихся………………………………………………………………………………..41
2.1 условия проведения опытно- экспериментальной работы……………………...41
2.2 констатирующий эксперимент……………………………………………………41
2.3 формирующий эксперимент………………………………………………………47
2.4 контрольный эксперимент………………………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………………..57
Список литературы ……………………………………………………………………58
Центральным понятием педагогической диагностики, включающей в свое содержание определенную совокупность личностных качеств, является характерологическое свойство, которое приобретает свое симптоматическое значение при наделение его оценочными признаками, по которым и составляется типический образ отклоняющегося от нормы поведения. В основе первой части «характерологические свойства» лежит понятие характер, который в психологии рассматривается как индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.
Пути решения намеченной нами педагогической проблемы изучения личности школьника зависят от содержания понятия личности и ее структуры. В настоящее время есть несколько концепций в плане системно- структурного подхода личности. В одной из них К.К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности:
Пользуясь таким многоуровневым подходом Минияров В.М. выделил три уровня изучения личности:
Уровнем воспитанности в данной диагностики является социальная направленность с показателем развития волевой сферы личности и характера.
В педагогической диагностике В.М. Миниярова преорететным является психологический аспект, поэтому она несовсем доступна среднестатистическому педагогу.
Одной из современных
и на наш взгляд эффективных
диагностик является
Цель мониторинга
Мониторинг- слово, вощедщее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Цель мониторинга в школе- выяснить,насколько организованный процесс воспитания в школе способствует позитивным изменениям в личности ребенка.. Выяснить,в первую очередь для того,чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать, распросранять позитивный опыт воспитания.
Предмет мониторинга.
В определении таких ученых, как Х.Й. Лийметс, Л.И Новиков, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванов, воспитание- это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благополучных условий.
Исходя из преведенного выше определения, мы выделим четыре основных предмета м аниторинга.
Первое. Это личность самого воспитанника- главный показатнль процесса воспитания.
Второе. Это детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности.
Третье. Это профессиональная позиция педагога- еще одно из важнейших условий развития личности ребенка.
Четвертое. Это организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.
Изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания.
В чем же суть диагностики личностного роста? Начнем с того, что предлагается два варианта диагностического опросника- для учащихся 6-8 классов и для учащихся 9-11 классов. Структура этих двух опросников, способы их обработки и интерпретации результатов принципиально не отличаются друг от друга- разнятся только некоторые формулировки вопросов.
Каждый из опросников состоит из 91 утверждения, к которым подростки могут выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя , насколько они согласны (или несогласны) к содержащимся в опроснике высказываниям и оценить степень своего согласия или несогласия в баллах от (+4) до (-4). Количество утверждений -91- объясняется следующим образом: на каждую из 13 ценностей , точнее, объектов ценностного отношения, представленных в таблице, нами разработано по 7 утверждений, выявляющих отношение школьника к этим ценностям.
Здесь важно отметить одну проблему, связанную с большим количеством содержащихся в опроснике утверждений. Как показала практика, у старшеклассников работа с таким опросником не вызовет особых затруднений и займет время всего лишь одного урока. Но вот школьникам 6-8 классов будет тяжело работать с большим объемом информации. Поэтому в данных классах рекомендуется проводить диагностику в два дня, разделив опросник пополам. Так проблема будет решена.
При отборе материалов для
предпологаемого
- содержащиеся в опроснике
утверждения должны побуждать
подростка демонстрировать
- формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно;
- текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого подросткам необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты;
- тезисы опросника
должны быть сформулированы
Разумеется, опросник можно использовать для оценки текущего (статичного) состояния ценностных отношений подростка к миру, другим людям, самому себе. Но поскольку личностный рост- явление динамическое,то и разработанный опросник необходимо задействовать для выявления динамики развития личности школьника (его личностного роста или личночтного регресса). В этой связиопрос, целесообразно проводить в течении учебного года: первый раз в начале, второй- в конце. Это позволит педагогам увидеть не только характер отношений школьников к миру, к другим людям,к самому себе,но и изменение этих отношений, тоесть проследить возможную динамику личностного роста. У этого способа проведения опросника есть один недостаток, у них может сформироваться привыкание к ниму, снежающее достоверность результатов. Однако думается, творческий педагог сможет найти выход из данного затруднения.
Вожможна и другая схема проведения опроса: первый раз- среди шестиклассников, второй- среди восьмиклассников, третий- среди девятиклассников и четвертый среди тех же школьников, но уже учащихся одиннадцатого класса. В этом случаи, динамика развития личности становиться еще более очевидной- вы можете проследить, какие изменения произошли в развитии ваших воспитанников на протяжении (!) лет. Но и у этого способа есть недостаток: процент шестиклассников, доучившихся в конкретной школе и в конкретном классном коллективе до одиннадцатого класса, может оказаться невысоким. Впрочем эта трудность также преодолима.
Довольно часто при проведении фронтальных диагностических процедур возникает ситуация, когда ответы того или иного респондента «выпадают» из общей массы. Как правило, исследователи предпочитают не учитывать такие ответы при общем подсчете, стремясь достичь большей объективности в целом по группе. Но в случаи диагностики процесса воспитания, где речь идет о развитии личности, пренебрегать субъективности в угоду объективности, на наш взгляд, нельзя.
Говоря о диагностики личностного роста школьников, мы упомянули о том, что разного вида «выпадения» из норм зачастую и обнаруживаются точки личностного роста (или регресса) подростка. И специалист, отслеживающий эффективность воспитательного процесса, что называется, не за страх, а за совесть, не может пройти мимо подобных случаев, не может упустить возможность ближе познакомиться с уникальностью человеческой личности. Помочь ему в этом призвана разработанная нами методика индивидуального диагностического собеседования.
Качественное собеседование-
это всегда гибкое сочетание программирования
и импровизации. В нашем случаи
собеседование может
Первое. Педагог, проводящий диагностику, предлагает школьнику печатный вариант тестовых ситуаций, а тот делает свой выбор по каждой ситуации, после чего педагог, опираясь на эти результаты, выстраивает диагностическую беседу со школьником, уточняет необходимые моменты, разворачивает проблематизацию и так далее.
Второе. Педагог в рамках устной беседы со школьником приводи ему те или иные тестовые ситуации, перечисляет варианты ответов, подросток делает свой выбор, после чего педагог заносит его в диагностическую карту и решает, каким образом, в каком направление продолжать собеседование.
Каждая тестовая ситуация сопровождается четкой интерпретацией выбора, сделанного школьником, а также указаниями на возможное развитие темы беседы в соответствии с тем или иным вариантом ответа.
В индивидуальном собеседовании задача педагога- получить как можно более целостное представление о личности того, с кем он общается.
Изучение детского коллектива как условие развития личности школьника.
Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива- школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба и т.д. ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейщих условий этого развития.
Проводимая ниже, достаточно известная и неаднократно апробированная методик Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.
Ход выполнения:
Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив ( том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступений и предлагает им ознакомится с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.
Образное описание стадий развития коллектива:
1 ступень: «песчаная россыпь»
2 ступень: «мягкая глина»
3 ступень: «мерцающий маяк»
4 ступень: «алый парус»
5 ступень: «горящий факел»
На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать , как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.
Методика социометрии (Дж. Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявит лидеров и «отверженных» членов группы. Соцометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам коллектива.
Результаты опросника
заносятся в специальную
Полученные рейтинги
покажут в наиболее общем виде
картину межличностных
Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявит совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представления о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе.
Изучение профессиональной позиции педагога как условие развития личности школьника.
Педагогическая позиция. По словам В.И. Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически- личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка) и педагогически- профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной- с условиями его развития.
В личностно- профессиональной
позиции педагога можно выделить,
по крайней мере, две субпозиции:
учителя и воспитателя. В интересующей
нас позиции воспитателя
Информация о работе Особенности воспитательных систем в современной школе