Особенности воспитательных систем в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:32, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: обоснование и исследование эффективности системного подхода к воспитательной деятельности.
Задачи:
проанализировать педагогическую литературу по проблемам становления и развития воспитательной системы оу.
выявить типы вс оу.
провести сравнительный анализ методик по изучению воспитанности учащихся у разных авторов
апробировать на практике мониторинг воспитанности учащихся
использовать индивидуально- личностный подход в изучение уровня воспитанности отдельных учащихся
сделать сообщении для родителей о состояние воспитательной системы на данном этапе развития

Содержание

Введение………………………………………………………………………. ………3
Глава№1::Анализ проблем развития становления и продуктивности вс оу ………6
1.1 исторический обзор гуманистических воспитательных систем и их основные характеристики…………………………………………………………………………6
1.2 типы воспитательных систем в петербургских школах и особенности работы в них педагога организаторов…………………………………………………………..20
1.3 критерии эффективности воспитательных систем…………………………….26
1.4 сравнительная характеристика диагностик воспитанности у различных
авторов………………………………………………………………………………….30
Вывод…………………………………………………………………………………...40


Глава №2: Апробирование эффективности мониторинга воспитанности учащихся с последующей выработкой рекомендаций по повышению уровня воспитанности учащихся………………………………………………………………………………..41
2.1 условия проведения опытно- экспериментальной работы……………………...41
2.2 констатирующий эксперимент……………………………………………………41
2.3 формирующий эксперимент………………………………………………………47
2.4 контрольный эксперимент………………………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………………..57

Список литературы ……………………………………………………………………58

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение………………………………………………………………………. ………3

Глава№1::Анализ проблем  развития становления и продуктивности вс оу ………6

1.1 исторический обзор  гуманистических воспитательных  систем и их основные характеристики…………………………………………………………………………6

1.2 типы воспитательных  систем в петербургских школах  и особенности работы в них педагога организаторов…………………………………………………………..20

1.3 критерии эффективности   воспитательных систем…………………………….26

1.4 сравнительная характеристика диагностик воспитанности у различных

авторов………………………………………………………………………………….30

Вывод…………………………………………………………………………………...40

 

 

Глава №2: Апробирование  эффективности мониторинга воспитанности  учащихся с последующей выработкой рекомендаций по повышению уровня воспитанности учащихся………………………………………………………………………………..41

2.1 условия проведения  опытно- экспериментальной работы……………………...41

2.2 констатирующий эксперимент……………………………………………………41

2.3 формирующий эксперимент………………………………………………………47

2.4 контрольный эксперимент………………………………………………………...56

Заключение……………………………………………………………………………..57

 

Список литературы ……………………………………………………………………58

 

приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике.

Это понятие в настоящее  время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на "чудодейственное средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.

А.С.Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного  средства в организации учебно-воспитательного  процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.

Вторая причина связана  с наличием в педагогических коллективах  хороших идей, опыта работы, позволяющих  создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Об этом можно судить по результатам I областного конкурса школьных воспитательных систем. В работу по созданию воспитательных систем включилось большое число общеобразовательных учреждений. И тут перед ними встала проблема диагностики уровня воспитанности учащихся: что является предметом изучения и как его изучать. Ведь воспитанности учащихся это в конечном этоге продукт вс оу. В современных условиях социального кризиса обострилась проблема нравственной устойчивости личности в человеческих отношениях. Попытки изучения личности детей имеют длительноу истории., но педагогам необходимо иметь четко структруированные, отвечающее современным пед технологиям диагностики воспитанности учащихся. 

 

Министерство образования  РФ утвердило "Программу развития воспитания в системе образования  России на 2002-2004 годы". Первоочередной задачей по ее реализации является формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

Объект –. воспитательные системы

Предмет- диагностики  воспитанности учащихся школ санкт- Петербурга

 

ЦЕЛЬ: обоснование и исследование эффективности системного подхода к воспитательной деятельности.

 Задачи:

  1. проанализировать педагогическую литературу по проблемам становления и развития воспитательной системы оу.
  2. выявить типы вс оу.
  3. провести сравнительный анализ методик по изучению воспитанности учащихся у разных авторов
  4. апробировать на практике мониторинг воспитанности учащихся
  5. использовать индивидуально- личностный подход в изучение уровня воспитанности отдельных учащихся
  6. сделать сообщении для родителей о состояние воспитательной системы на данном этапе развития

 

Гипотеза: - можно предположить, что качество воспитательной системы влияет на воспитанности учащихся в образовательных учреждениях , при условии, что для определения уровня воспитанности учащихся будут использоваться эффективные диагностики

Словарные понятия:

Воспитание -  целенаправленное управление процессом развития личности.

Воспитательная  система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально- психологической защищенности.

Личность- это человек, способный совершать поступки и ответственно к ним относится. Личность обладает мировоззрением, в котором центральное место занимают нравственные взгляды.

Под воспитанностью в педагогическом смысле подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформирванности у нее общественно- значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие.

Под уровнем воспитанности следует понимать степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности, являющихся  показателями воспитанности.

Мониторинг- постоянное наблюдение за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава №1: Анализ проблем развития становления и продуктивности вс оу

1.1 Исторический  обзор гуманистических воспитательных  систем и их основные характеристики.

В современном  мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью, основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.

 

Гуманистическая воспитательная система

(школа  № 825 Москвы, система В.А.Караковского)

Школа № 825 была основана в 1970 г., в 1977 г. с приходом нового директора В.А.Караковского здесь началось создание гуманистической воспитательной системы (ориентация на личность), которая в своем становлении и развитии прошла несколько этапов.

На первом этапе (1977-1981) была проведена диагностика педагогического и ученического коллективов, их деятельности, взаимоотношений школы с социумом. Внедрялась и уточнялась разработанная В.А. Караковским концепция воспитательной системы; были определены перспективы развития школы, созданы программные документы («Заповеди педагогического коллектива», «Нравственные принципы школьника образцового города» и др.); педагоги и учащиеся были включены в совместную творческую деятельность, стали использовать коммунарскую методику. Итогом данного этапа явилось формирование нового педагогического мышления, переоценка ценностей и утверждение идеи о необходимости дальнейшего развития воспитательной системы.

Второй этап (1981 — 1986) характеризовался стабилизацией системы, четко оформлялись ее структурные компоненты, были созданы органы самоуправления. При этом главной ценностью считалась личность школьника, ее интересы и способности. Повысились качество успеваемости и уровень воспитанности учащихся. Внутри педагогического коллектива изменился стиль отношений, его стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Коллективная творческая деятельность приобрела господствующий характер. Однако в этот период появились противоречия между учебной и внеучебной деятельностью, поставившие перед коллективом ряд новых задач, направленных на изменение ведущих видов деятельности, ее сущностных основ, — это и явилось основным содержанием третьего этапа развития ВС (1986-1988).

Следующим, четвертым, этапом формирования воспитательной системы стала отработка перспективных направлений дальнейшего ее развития. Вместе с тем широкомасштабные изменения в обществе, начавшиеся в 1991 г., привели к коренным преобразованиям в образовательной сфере. Провозглашенные принципы демократизации и гуманизации потребовали от педагогического коллектива внесения корректив во все структурные компоненты системы от цели до результата. В основу содержания воспитательной работы были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности, В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах воспитания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.

 

«Педагогика общей  заботы» как воспитательная система»

Идея «педагогики  общей заботы» была выдвинута  И.П.Ивановым, Ф.Я.Шапиро и их последователями в конце 50-х гг. XX в. В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество взрослых и детей, социально полезная направленность, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» поддерживала такие идеи коллективного творческого воспитания, как единое целеполагание, общее участие в организации дела, ситуации-образцы, эмоциональное насыщение жизни коллектива. Суть каждой из этих идей заключается в коллективной творческой направленности деятельности, выработке и осмыслении взрослыми и детьми целей и идеалов своей совместной жизни. Эмоциональная насыщенность жизни коллектива предусматривала увеличение эмоционального напряжения, возникновение чувств единения, доверия, душевного подъема при помощи специальных средств (символы, традиции, обряды). Развиваясь во внешкольной среде, данная методика строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы.

Когда сегодня говорят  о коммунарской методике — важной составляющей «педагогики общей заботы», — подразумевают чаще всего методику коллективной творческой деятельности (КТД). Коллективная творческая деятельность разнообразна по формам и содержанию. Эта деятельность направлена на служение людям, Родине, заботу о себе, близких и далеких людях. Ее идея становится центром целой серии коллективных творческих дел разных видов. Коллективное творческое дело — это совокупность разнообразных приемов и действий, выстроенных в определенной последовательности. Методика коллективной творческой деятельности предусматривает создание свободных групп, сотрудничество и сотворчество, коллективную работу, игровую деятельность и саморазвитие личности.

Идеи «педагогики общей  заботы» находят отражение и в методике организации коллективной познавательной деятельности (КПД), на уроках и во внеучебное время, помогая успешно решать воспитательные и развивающие цели: формирование нравственных качеств личности, воспитание познавательной активности и самостоятельности, коммуникативных умений на основе индивидуальных интересов и способностей.

Организация коллективной познавательной деятельности включает следующие основные направления: создание широкого учебного актива, четкое управление совместной деятельностью, овладение методикой различных форм организации КПД.

Учебный актив выполняет разнообразные функции, например, ассистентов учителя на уроках и на внеклассных мероприятиях, лаборантов на практических занятиях, консультантов по предметам, оформителей учебных кабинетов и др. Коллективная познавательная деятельность осуществляется в различных формах: устный журнал, защита проекта, общественный смотр знаний и др. Работа в группах на уроках включает в себя элементы фронтальной и индивидуальной работы. Группы формируются из 4-6 человек, в них входят учащиеся с различным уровнем подготовленности. При формировании групп учитываются интересы и желания учащихся.

Нельзя обойти вниманием  тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений воспитательной системы, выстроенной на основе «педагогики общей заботы», являются соуправление и самоуправление. Здесь главное — организация жизнедеятельности коллектива.

Как важнейшее условие  воспитания в этой системе выступает  совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота) и духовных (уважение, ответственность, требовательность).

 

                                                    «Педагогика успеха»

Воспитательные  системы, выстроенные на основе идей «педагогики успеха», позволяют проектировать работу школы по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех — это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь — это опредмеченный результат. Подобную воспитательную систему представляет гимназия № 56 Санкт-Петербурга. Началом создания ВС школы является 1989 г.

В 1992 г. была разработана  концепция эффективного воспитания, суть которой состоит в том, что  школа — это субъект успешного  развития. В основу программы развития была положена гуманистическая направленность и идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности.

Информация о работе Особенности воспитательных систем в современной школе